Авторский блог Редакция Завтра 03:00 9 июня 2004

ИСЛАМСКАЯ МОЗАИКА

| | | | |
ИСЛАМСКАЯ МОЗАИКА
Мертвое море — уникальный природный бассейн и средоточие высокоцелебных ресурсов, рискует уже к 2020 году превратиться в аналог нынешнего Аральского моря, а к 2050 году — вообще пересохнуть. К такому выводу недавно пришли иорданские специалисты после детальных исследований экологической ситуации в этом регионе.
Основные причины вполне возможного повторения Аральской катастрофы — одностороннее использование Израилем Иордана и Мертвого моря для водоснабжения еврейских поселений в оккупированных израильтянами иордано-палестинских районах и чрезвычайно вредное для прилегающей биосферы крупномасштабное химическое производство на израильском побережье этого моря.
Напомним, что Израиль начал агрессию против иордано-палестинских земель со времени своего основания, т.е. с 1948 года. С тех пор упомянутый бассейн стал воистину "живительной влагой" для киббуцев, возникающих в некогда арабских районах. Если по известной резолюции ООН 29 ноября 1947 года Израилю передавалось только 20 км юго-западного берега Мертвого моря, то после войны 1967-го израильтяне полностью захватили западное побережье Иордана, южный и западный берега Мертвого моря, "выдавливая" всевозможными способами оттуда палестинских арабов.
Неоднократные предложения Аммана согласовать режим водоиспользования в регионе, нормативы качества примыкающей биосферы и квоты потребления разнообразного сырья Мертвого моря Израиль по-прежнему отвергает. Эту страну уникальные ресурсы и историко-археологические памятники региона явно не волнуют, одно из подтверждений тому — крупный израильский комбинат по переработке фосфорного, парфюмерного и другого сырья Мертвого моря, расположенный, кстати, в той части захваченного Израилем Западного берега, которая деградирует максимальными темпами.
Характерно в этой связи и то, что на израильских туристических картах Мертвое море с конца 1990-х годов обозначается как два изолированных водоёма (вроде нынешнего Арала...), соединенных пересыхающей водной перемычкой с чрезвычайно высоким уровнем содержания солей и т.п. веществ. А некоторые израильские СМИ, можно сказать, "вторят" иорданским, прогнозируя необратимые последствия промышленного и водохозяйственного "сепаратизма" Израиля. Так или иначе, но река Иордан и ее притоки, особенно в израильском секторе, загрязняются всевозможными отходами наиболее быстрыми темпами среди других рек и водоемов Восточного Средиземноморья: таковы недавние оценки Программы ООН по окружающей среде ("ЮНЕП") и Экономической комиссии ООН для Западной Азии.
По данным иорданского минводоснабжения и экологии, глубина моря ежегодно сокращается почти на 1 метр, а реки, впадающие в Мертвое море, уже не могут обеспечить его достаточным количеством свежей воды. Представитель международной гуманитарно-экологической организации султан Абдул Рахман недавно назвал происходящее с Мертвым морем "катастрофой, аналогичной трагедии Аральского бассейна". Самая серьезная опасность, по его мнению, угрожает и уникальным историко-археологическим памятникам в регионе — из-за загрязнения, усыхания, засоления тамошних подземных вод и, соответственно, разрушения тектонических пород, т.е. самих недр.
Министр водоснабжения и экологии Иордании Хазим эль-Насер полагает, что проблему можно решить, перекачивая в Мертвое море воду из Красного моря: реализация такого проекта обойдется в 6-8 миллиардов долларов. Но в любом случае, как полагает министр, необходимо тесное сотрудничество всех прилегающих государств.
При нынешней политической ситуации в регионе иорданский проект, мягко говоря, маловероятен. У Израиля же "встречный" проект — водоснабжающий канал из Средиземного моря в Мертвое якобы для спасения последнего, разрекламированный ещё Бен-Гурионом во второй половине 1950-х. Но в действительности, эта артерия предназначена для лучшего водоснабжения, опять-таки лишь киббуцев. Подчеркнем, что активные протесты многих исламских стран и арабов Палестины срывали реализацию такого проекта в 1950-х, 1970-х, 1980-х годах.
Между тем, биохимическое несовпадение красноморской и средиземноморской воды с "начинкой" вод Иордана и Мертвого моря, как и необходимость дорогостоящего обессоливания (т.е. опреснения) водоресурсов Красного и Средиземноморского морей, по оценкам иорданских экспертов, могут лишь усугубить ситуацию с Мертвым морем. Вдобавок прилегающая акватория Красного моря no нарастающей загрязняется нефтью, нефтепродуктами и т.п. "изделиями", поступающими из Суэцкого канала и параллельного египетского нефтепровода Суэц-Порт-Саид. Кроме того, и Израиль недавно начал строительство своего нефтепровода между Средиземным и Красным морями (Ашкелон — Эйлат). Эти факторы уже влияют, скажем так, на "качество" близлежащих курортов Египта и Израиля.
Тем не менее, Иордания надеется, что ученые разных стран, в том числе и России, внесут должный вклад в дело спасения бассейна Мертвого моря и Иордана для нынешнего и последующих поколений. Трагедия Арала повторится.
Валентин Пруссаков

1.0x