Авторский блог Редакция Завтра 00:00 12 мая 2004

ТАРИФНАЯ УДАВКА

| | | | |
№20(547)
12-05-2004
Александр Брежнев
ТАРИФНАЯ УДАВКА
Белорусский вокзал, девять часов утра. Столпотворение пассажиров, приехавших с области на работу в Москву, кажется хаотичным, но скоро понимаешь общую систему потоков людей. Первый поток — к официальному выходу с перрона. Там турникеты, проверяющие билет приезжего. По логике властей никто, не оплатив проезд, не может выйти с вокзала. В общем, всегда можно наблюдать волосатых или стриженых парней, а также девчонок, которые скачут через этот турникет, в открытую называя его козлом. Это студенты, у которых, по определению, нет денег на оплату проезда. Отжимаешься на руках о блестящие поручни турникета, выносишь ноги, и приземляешься на обратной стороне. Девчонки, совершая это гимнастическое упражнение, привлекают внимание — то размахнется юбка, то звонко стукнут о плитку пола каблучки. Бабушки в прозрачных кабинках, одетые в синюю форму, традиционно кричат, но сделать что-либо не могут — утром студентов слишком много, а погоня за этим студентом успеха не принесет.
В последние дни контингент "прыгунов" сильно увеличился и приобрел разнообразие. Полно здоровых и взрослых мужиков, вспоминающих школьные уроки физкультуры, почтенных, в костюмах, мужей, сигающих через турникет. Если посмотреть подольше, поймешь, что соотношение пассажиров с билетами примерно пятьдесят на пятьдесят с теми, кто решил за проезд не платить. Привлек внимание мужчина лет сорока с абсолютно законопослушной внешностью. Он полминуты примеривается, потом неожиданно прыгает через турникет — красный от стыда бежит от вестибюля прочь.
Другая толпа совсем рядом. Это очередь. Громадная и длинная, какой нельзя было увидеть и в СССР. В этой очереди женщины постарше, слишком совестливые мужчины, они все не в тех годах, чтоб перемахнуть чертов турникет. Покупают в кассе самые дешевые билеты, чтоб было что воткнуть в турникет, чтоб железные решетки приоткрылись и пустили их на работу. Билет стоит десять рублей, если наврать кассирше, что едешь из Сетуни, то есть по Москве. Усталая кассирша безразлично слушает это вранье, отлично зная, что люди едут чуть ли не из Можайска. Кто-то из врущих краснеет и запинается, кто-то уже навострился и просит дешевый билет бодро и четко. Интересно послушать в этой очереди разговоры. Две подруги как раз обсуждают ситуацию. Из-за этой очереди они могут опоздать на работу, но платить за проезд по новой цене — тридцать рублей — они не могут. Вынуждены вставать на полчаса раньше, раньше выезжать, чтоб отстоять эту очередь, прикидываясь москвичками. Парень говорит, что если он станет оплачивать проезд в электричке, потеряет смысл сама работа, вся зарплата уйдет на проездные. Жалко мужика профессорского вида, который тоже вынужден стоять в этой очереди, готовится врать кассирше — у него нет другого выхода. Новые цены на проезд в городском и пригородном транспорте Москвы недоступны. Люди в очереди тихонько радуются, что сразу после введения новых грабительских цен пока еще нет в электричках контролеров. Кто-то говорит, что это только начало: пройдут праздники, и вышибалы в форме и со значками МПС потянутся по составам, травя всех, у кого нет денег. Студенты, конечно, станут бегать из вагона в вагон, а куда деваться "нормальным" людям? Можно было бы бросить работу в Москве, которая не окупается в рамках новых тарифов, но где вообще тогда работать в том же Можайске? На что жить? Самое страшное, что владельцы автобусов и автолайна уже стали тоже поднимать цены — никуда не денешься, заплатишь. Альтернативы нет!
Новые тарифы в метро, автобусах и троллейбусах больно ударили и по москвичам. Метро подорожало наполовину…
Смысл крупномасштабного повышения тарифов не только в том, что это тормозит активность населения, подвижность рабочей силы и вообще делает неэффективной для гражданина работу в любом месте дальше часа ходьбы пешком. Это громадная удавка на всю экономику страны. Доля тарифов за электроэнергию и транспорт уже до повышения составляла тридцать, а порой и восемьдесят процентов от итоговой цены продукта на рынке. В Кремле в последнее время любят говорить, что мечтают сделать российскую продукцию конкурентоспособной. Конечно, поднять тарифы, поднять цены на всю инфраструктуру — это "лучший способ" поднять конкурентоспособность. Только такого варианта и можно было ждать от Путина — Грефа. Транспортные и энергетические монополии опять "загнули" страну, выбив из стоимости национального продукта свою непомерную цену. США в эти же дни борются за снижение цен на энергоносители, потому что там что-то думают о своей промышленности, экономике и населении. У нас думать об этом некому.
Подъем тарифов на энергию и телефонную связь неизбежно вызовет рост тарифов на связь вообще, включая интернет, которым так дорожат либералы, так хвастаются в Москве, связывая это с интеграцией в "цивилизованный" западный мир. Сколько пользователей останется в интернете, а также мобильной связи после того как тарифы поднимутся и здесь, что неизбежно? Кудрин уверенно заявляет на правительстве президенту, что уровень инфляции в этом году останется в рамках прогноза. Как? Если рост тарифов обязательно потянет за собой потребительские цены? Если реальные доходы населения из-за этого сократятся на те же пятьдесят процентов, на которые вздернуты в итоге тарифы.
Российскую экономику хотят запустить вперед с петлей тарифов на шее. Вероятность того, что она удавится больше, чем, что она обскачет на рынке конкурентов. Похоже, этого и ждут в Кремле, не желая, чтоб русский авиапром конкурировал с "Боингом" или "Эирбасом". Это не говоря уже о множестве более мелких производств и просто людей, которых ставят в безысходное положение.
1.0x