НАЦИОНАЛЬНЫЙ АНТИГЛОБАЛИЗМ
Авторский блог Олег Головин 00:00 28 апреля 2004

НАЦИОНАЛЬНЫЙ АНТИГЛОБАЛИЗМ

0
| | | | |
№18(545)
27-04-2004
Олег Головин
НАЦИОНАЛЬНЫЙ АНТИГЛОБАЛИЗМ
Новое международное явление — антиглобализм — добрался, наконец, и до России. На старинных брусчатках европейских столиц 1 мая опять будут хозяйничать бунтари в красных и черных банданах, знамя сопротивления которых скоро можно будет увидеть и в России. Не только в Москве, но и в других городах нашей страны (Воронеж, Ярославль, Нижний Новгород) создаются молодежные организации русских антиглобалистов, среди которых можно встретить не только отъявленного троцкиста или даже маоиста, но и нацбола и даже бывшего рэнээшника.
Такова природа всякого явления, которое находит своих сторонников в России. И пусть изначально оно было абсолютно космополитическим, интернациональным, все равно национальный фактор возьмет свое — и мы увидим главного марксиста, поднимающего тост за русский народ. У нас никогда не приживется что-то радикально подчеркивающее свою нерусскость, а уж "переваривать" и адаптировать под русскую почву интернациональные идеологии наш народ, слава Богу, за последнее столетие хорошо научился. И интернациональность привнесенного извне становится для нас рано или поздно интер-национальностью — сопричастностью к движению народов, объединившихся в борьбе за свои национальные интересы перед лицом агрессивной глобализации. В этом нет никакого парадокса, как может показаться некоторым, любой правитель, имеющий своей целью долгосрочное развитие государства, никогда не позволит себе проводить политику без оглядки на национальную специфику. Ден Сяопин в этом отношении дает превосходный пример своим известным заявлением: "Я, в первую очередь, китаец и только потом коммунист!", памятуя о котором, сегодня столь стремительно развивается Китай.
Борьба с агрессивной глобализацией, имеющей ярко выраженные этнические черты, велась Россией давно. И наполеоновское нашествие, и гитлеровский "Drang nach Osten" составляли, по сути, глобализационный процесс. Поэтому можно смело утверждать, что русские имеют большой опыт борьбы с глобализацией. Сегодня, надев маску интернационального, бесполого, унифицированного и стерилизованного (безболезненного!) процесса под сияющей улыбкой дяди Сэма и ухмылкой Вашингтона со 100-долларовой купюры, глобализация U.S.A. широко шагает по планете. И первой, кто отрефлексировал на ее появление, была, конечно, молодежь. Во многих странах мира именно молодежь как наиболее эстетически чуткий общественный институт вышла на улицы своих городов, протестуя против такой глобализации. Уж слишком последняя стерильна и гамбургероподобна, а главное — по-американски космополитична. Именно поэтому, как естественный ответ на такое, возник национальный антиглобализм, на сегодняшний день, в рядовой массе своей, имеющий ярко прочерченный, с небольшой бородкой и в берете латиноамериканский профиль Че, устраивающий абсолютно всех в качестве главной антитезы "дяди Сэму". Среди "сливок антиглобализма", безусловно, доминируют представители французских интеллектуальных кругов — от утонченного Кристофа Агитона до вислоусого и астериксообразного фермера Жозе Бове, который, начав бороться за выход на французский рынок сыра своего маленького предприятия и столкнувшись с жестким сопротивлением закрепившихся на этом рынке заокеанских монополий, решил возглавить борьбу за национальный французский сыр. В этот ряд осталось добавить только еще одного французского "скрытого" антиглобалиста — лидера Национального фронта Жан Мари Ле Пена, консервативные взгляды которого тоже являются одной из форм борьбы с глобализацией — и получится абсолютно узнаваемый французско-латиноамериканский лик современного антиглобализма.
Как протест против экспансии первобытных американских ценностей можно расценивать и выступления арабских шахидов. Другое дело, что они-то предлагают свой вариант "осмысленной" глобализации под зеленым знаменем ислама, который вряд ли кого устроит. Сегодняшний Ирак — место самой горячей борьбы против глобализации, представленной там сборной солянкой "коалиционных сил" под все тем же звездно-полосатым флагом.
Волна антиглобализма начинает накрывать Восточную Европу, а вместе с ней и Россию, и здесь, я уверен, "Uncle Sam" получит достойный отпор. Русские — профессиональные антиглобалисты, никогда за всю свою историю не желавшие другому народу навязать свою "русскую глобализацию". А ее и нет по большому счету, потому как то, что актуально в России, не действует за ее пределами.
Феномен российского антиглобализма в том и состоит, что, в отличие от своего европейского брата, имеет прочные корни в ущемленном национальном самосознании русских.
Настоящий антиглобалист — всегда пассионарий, потому что он уникален и сражается с миром глобализации за это свое право на уникальность. Он глубоко национален и искреннее желает справедливости (в том числе социальной) — именно поэтому готов вместе с пассионариями из других стран отстаивать свое право быть таким, каков он есть — право на национальную специфику, право не видеть на улицах родного города кислотный "Mcdonalds" и, наконец-таки, вырубить канал MTV.
Православные батюшки — проповедники русского миросознания — национального антиглобализма, — изгоняют бесов глобализации из русской души. Чаще ходите на проповеди — не будете посещать "Mcdonalds".
Молодежная субкультура — самая питательная почва для антиглобализма. Желание увидеть привлекательно-агрессивную национальную эстетику переполняет молодых ребят. Кто-то идет в скины, кто-то — в нацболы, кто-то ходит на матчи, а кто-то — на концерты группы "Ленинград", но все они не будут читать Гарри Поттера, этого "Микки Мауса" последней волны литературной глобализации.
Сегодня у нас начинают закрывать от общественных глаз сферу политики, ставят силки и капканы для тех, кто все-таки рискнет вылезти на политическую сцену, обрекая тем самым на смерть — публичную политику, на подъем и возрождение — русскую культуру и литературу. Молодежь, которую не пускают в политику, уйдет туда, будет сочинять новые песни про Революцию, писать рассказы в стол и зачитываться Фридрихом Ницше и Фредериком Бегбедером, но в итоге именно она как главный носитель максималистских идей и главный потребитель экстрима в нашем обществе будет активно бороться за реализацию своего право на уникальность. И если власть ей этого права не предоставит, то взрыв русского антиглобализма будет обеспечен.
Загрузка...

Комментарии Написать свой комментарий

К этой статье пока нет комментариев, но вы можете оставить свой