Авторский блог Редакция Завтра 00:00 14 апреля 2004

СЕВЕРНЫЙ МОРСКОЙ ПУТЬ. СПРАВКА

| | | | |
№16(543)
13-04-2004
СЕВЕРНЫЙ МОРСКОЙ ПУТЬ. СПРАВКА
Северный морской путь — главная судоходная коммуникация России в Арктике. Путь проходит по морям Северного Ледовитого океана: Баренцеву, Белому, Карскому, Лаптевых, Восточно-Сибирскому и Чукотскому, а также по Берингову морю Тихого океана. Севморпуть соединяет в единую транспортную систему европейские и дальневосточные морские порты и речные порты в нижнем течении крупных сибирских рек, впадающих в арктические моря. Северный морской путь выгоден тем, что он почти в два раза короче традиционных морских путей из Северной Европы на Дальний восток. Расстояние от Санкт-Петербурга до Владивостока по Северному морскому пути равно 14280 километров. Через Суэцкий канал — 23200 километров, а вокруг Африки — 29400. Из норвежского Тромсе до Токио по Севморпути меньше 11 тысяч километров, когда по южным морям — 23 или 26 тысяч.
Самый сложный по ледовым характеристикам участок Севморпути от пролива Карские ворота до порта Провидения. Его протяженность составляет 5600 километров.
Использование столь короткого пути из Европы на Дальний Восток осложняют географические особенности региона. Характерны суровые климатические условия, наличие мощных льдов в зимний период. Сезонная изменчивость площадей ледяных массивов, из которых Айонский, Таймырский и другие не разрушаются даже летом. В итоге продолжительность навигации составляет 2-4 месяца, в другие месяцы плавание возможно лишь при помощи ледоколов. Круглогодичная эксплуатация пути возможна на крайних западных участках.
Наибольших масштабов эксплуатация СМП достигла в середине восьмидесятых годов, грузооборот составлял 7 миллионов тонн в год. Для сравнения, в середине 90-х оборот не превышал одного миллиона тонн.
В последние годы обстановка медленно улучшается, но и сейчас загруженность пути в 4-5 раз меньше, чем в советские времена. По мнению специалистов, для возрождения Севморпути как полноценной магистрали необходимы государственная программа и вложение как минимум 7 млрд. долл. В эту сумму входит приобретение четырех новых ледоколов и восстановление утраченной инфраструктуры.
Частный сектор пока очень насторожен в отношении СМП. Лишь алюминиевые компании пытаются привлечь моряков к перевозке их продукции из Красноярска по Енисею в Игарку, а потом по океану в Роттердам. Такой путь на 20% дешевле, чем по железной дороге, возможно, в скором будущем таким путем будет переправляться на Запад до трети всего алюминиевого экспорта.
Сами пароходства и порты, субъекты Федерации лишь наперебой предлагают свои услуги экспортерам металлов или леса, но в основном заказчика на перевозки найти не могут. Понимая, что ждать помощи и инвестиций от государства нелепо, умоляют хотя бы урегулировать ситуацию с тарифами на оплату услуг по перевозке и пр.
Снижение тарифов на оплату услуг при перевозке по СМП экспортно-импортных и транзитных грузов, предоставление тарифных каникул для грузоотправителей, вне сомнения, повысит конкурентоспособность Севморпути и позволит в свою очередь морскому транспорту получить свои доходы.
Расчеты подтверждают возможность рентабельной работы флота при уровне потонного сбора 2$ за провозимую тонну груза "по чистой воде". Пока мы тонем в сиюминутных проблемах выживания русского Cевера, часть ученого мира говорит о скором невиданном расцвете северного мореплавания. Учёные утверждают, что буквально через несколько десятков лет по северному морскому пути можно будет ходить на обычных судах. Ледоколы уже не будут нужны — за отсутствием толстого льда.
За последние 50 лет толщина ледового покрытия в наших северных морях уменьшилась в два раза. И продолжает уменьшаться на 3% каждые 10 лет.
"В течение ближайших 20 -40 лет ситуация со льдом станет настолько благоприятной, что может произойти "сейсмический сдвиг" в мировом судоходстве, ориентированном на южные морские пути.
Сейчас, чтобы добраться из Европы, например, в Японию, по Суэцкому каналу, требуется преодолеть расстояние в 11 тысяч морских миль, и уходит на это около 35 дней. Через северный морской путь дорога займёт всего 22 дня". Таким образом, Северный морской путь в дальнейшем будет лишь усиливать свое значение в безопасности и народно-хозяйственной жизни России.
1.0x