Авторский блог Редакция Завтра 00:00 14 апреля 2004

РОССИИ НА СЕВЕРЕ БЫТЬ!

| | | | |
№16(543)
13-04-2004
адмирал Валентин Селиванов
РОССИИ НА СЕВЕРЕ БЫТЬ!
С точки зрения интересов Военно-Морского Флота Севморпуть в период становления наших ВМС сыграл очень большую роль. Особенно велико это значение для ВМФ было перед войной, в период Великой Отечественной войны. Да и после войны значение этого пути трудно переоценить. Те гидрометеорологические исследования, которые проходили на Севере сначала усилиями русских ученых, а потом и советских, легли в основу освоения Арктики. Есть очень интересные данные об исследователях, которые, несмотря на их участие в "белом движении", не были репрессированы ни при Ленине, ни при Сталине. Им дали возможность уже при советской власти заниматься тем же, чем они занимались при царе. Очень жаль, что Колчак так жестко и открыто выступил против РСФСР, он мог бы внести очень весомый вклад в освоение Арктики, если б не занялся политикой в ущерб Северу. Многие "белогвардейцы" с честью выполняли свой долг, осваивая моря Северного Ледовитого океана.
Все, что было потом: полеты Чкалова, спасение Челюскинцев, само освоение Севера советской авиацией — все это крепилось на подвиге исследователей начала века и двадцатых годов.
И все это делалось для того, чтоб обеспечить функционирование Северного морского пути. Надо сказать, что советское руководство очень высоко оценивало перспективы Севморпути. Это значение было особенно велико в угрожающей для СССР международной обстановке. Было понятно, что угрозы могут возникнуть и с Запада, и с Востока. А в военном деле концентрация сил и средств на главном направлении является залогом успеха во всей кампании. Пока война не началась, можно держать силы и на Востоке и на Западе. Но в предвидении войны, если сил на одном направлении недостаточно, хороший стратег обязательно будет перебрасывать силы с одного фланга на другой. А вы представляете себе, что такое переброска военно-морской мощи с Дальнего Востока в Европу. Железнодорожным путем корабли и лодки при всем желании не перебросишь. Единственный путь — морской. Можно отправить силы вокруг Индии, вокруг Африки. Но это возможно только, когда война идет локальная. К примеру, с Японией. Эскадра Рождественского беспрепятственно прошла к району боевых действий, потому что страны мира, мимо которых шла эскадра, не участвовали в конфликте, противник не препятствовал нашему флоту на всем пути следования. В ситуации, когда стране угрожали мировая война и полная блокада, для СССР Севморпуть был нужен как воздух. То же самое было в годы “холодной войны”, когда флот стран НАТО легко мог блокировать все наши транспортные пути, кроме Северного морского. Севморпуть был и остается недоступен ни для морских сил НАТО, ни для авиации. ПВО на Севере у нас всегда было достаточно мощная, чтоб успешно противодействовать атакам с воздуха. В советское время северное арктическое направление было плотно прикрыто эшелонированной зоной наблюдения всех воздушных целей и средствами поражения.
Севморпуть огромное значение сыграл в войну. Япония, вступив в войну с США, не отважилась воевать на два фронта и напасть на Советский Союз. Поэтому наши решили большую часть сил Тихоокеанского флота перебросить на Запад по Севморпути. И надо сказать, тихоокеанцы здорово отличились на германском фронте. Это и эсминец "Гремящий", и "Щ-56", они стали кораблями-легендами, покрыв себя громкой боевой славой.
После войны началось бурное строительство флота. Но производственная мощь была в основном сконцентрирована в западной части страны. Потом только появились крупные судостроительные заводы на Дальнем Востоке. Надводные корабли строились в Хабаровске, подводные лодки в Комсомольске-на-Амуре. Тем не менее, эти мощности не позволяли создать действительно мощный флот, каким должен был стать ТОФ. В европейской части мощностей было больше. Здесь подлодки строились и в Нижнем Новгороде, и в Ленинграде, и в Северодвинске. Поэтому часть лодок, сторожевых и противолодочных кораблей, тральщиков регулярно переводилась на Дальний Восток с Запада. Это были уникальные операции. Тогда еще не было атомных ледоколов, которые могли бы надежно обеспечить проход во льдах. Обычным надводным кораблям специально приделывали "ледовый пояс". Вдоль действующей ватерлинии корабля создавали толстый многослойный деревянный пояс. И этот деревянный щит был крепче, чем броня наших кораблей, потому что в то время бронировали по-настоящему только корабли крейсерского класса.
Мне особенно запомнилось, как уже в мою бытность переправлялись Севморпутем атомные подводные лодки. Лодки строились в Ленинграде или в Севмашпредприятии. Выполняли все задачи на Севере. В том числе экипажи обязательно проходили курс "подледного плавания", поскольку многим приходилось потом часто нести боевую службу подо льдом на Севере. У нас было много опытных в этом отношении командиров флотилий и дивизий, их заместителей. Они и обучали новых командиров лодок. Мало того, в первое плавание корабль всегда уходил так, что на борту всегда был кто-то из старших опытных командиров, помимо штатного экипажа. Их назначали руководителями похода. Руководитель похода — это как параллельная власть. Он следил за действиями экипажа и командира. Если что-то шло не так, давал советы, а мог вообще взять на себя командование судном и вступить в управление, беря на себя всю ответственность. Когда командир одну боевую службу отнес в море, его могли в следующий поход отправить самостоятельно, без старшего руководителя. Если у руководителя были претензии, то в следующий поход экипаж опять идет со старшим начальником, пока не добьется отличной оценки.
Подготовка к переправке лодок Севморпутем велась очень тщательно и серьезно. Несколько раз АПЛ ходила под лед в направлении Северного полюса, пока командование не решало, что эта лодка и экипаж готовы. Долго и скрупулезно прорабатывался маршрут перехода. Обычно поход намечался на июль-август, к этому времени в Беринговом море почти нет льдов. Маршрут очень сложный, потому что вдоль побережья Северного Ледовитого океана очень малы глубины, это не Тихий океан, где под десять километров глубина. Здесь максимум сто метров, а в основном метров шестьдесят-семьдесят — для АПЛ это очень мало. Она сама в длину сто сорок метров. По-хорошему глубина прохода должна соответствовать длине самой лодки. Но минимум — сто метров, чтоб у лодки высотой двадцать метров было хотя бы по сорок метров под собой и над собой. Это расчет без льда, лед сам занимает большое пространство. Если над водой метров пять льда, под водой метров двадцать, обычно лед над поверхностью воды представляет из себя только двадцать процентов всей льдины.
Поэтому мы и искали ложбины с глубиной хотя бы сто двадцать метров. Но основной путь лодки проходили по ложбинам с малой глубиной, по нескольку часов лодка буквально ползла брюхом на ощупь, пока не доберется до полыньи, до точки всплытия. Для атомной лодки такая близость дна особенно опасна. Скажем, дизельные подлодки во время войны часто ложились на грунт, чтоб уйти от преследования. Выключил все, заглушил и лежишь тихо, никто тебя не видит и не слышит. Потом можно спокойно всплыть. Атомная лодка на грунт лечь не может. Нельзя выключать реактор, а циркуляционные насосы, которые всасывают воду для охлаждения реактора, если лодка будет лежать на грунте, станут всасывать в себя этот грунт. Лодка выйдет из строя и не сможет вообще всплыть.
В точку всплытия посылаются наш боевой корабль, буксир, спасательные силы. Они встречают всплывшую лодку.
В общем, путь этот трудный и опасный, бывали случаи, когда за успешный переход присваивались звания Героев командирам лодок.
Значение Севморпути подкреплялось тем, что во времена Советского Союза существовала обширная программа освоения Севера. Очень поощрялось, чтоб люди там жили. Были населены крупные города по всему побережью, по устьям больших рек. Ученые постоянно находились на островах. Активно велась геологическая разведка природных ресурсов. Работа на Севере хорошо оплачивалась. Гражданские стремились туда, а про военных я уже не говорю. Из всех наших училищ лейтенанты массово просились служить на Севере. Там двойной оклад, год службы идет за два. Поэтому от Норильска до Чукотки бурлила жизнь, осваивались эти территории.
Сейчас все это в упадке. Население покидает эти, с таким трудом освоенные места, пустеют города на всем побережье, сворачиваются научные программы. Снизилась активность наших ВМС в этом районе. Надводные корабли в последние годы не строятся, а значит, и нечего переводить. Последние подлодки, которые получил флот, это те, что были заложены при советской власти. То есть как путь для широкого маневра силами флота Севморпуть сейчас не может быть использован ввиду отсутствия самих этих сил.
Что нужно для возрождения Северного морского пути, известно. Развитие может идти теми же путями, что и десятки лет назад. Надо, чтоб по всему пути следования располагались гидрометеорологические станции, чтоб были заселены города, функционировали порты. Постоянно надо следить за положением льдов, за глубинами, которые постоянно меняются. Надо возрождать ледокольный флот, который сейчас в плачевном состоянии. Ведь этот флот очень дорогой. Когда он был государственным, там было престижно служить, там было много замечательных моряков. А сейчас он акционирован. Деньги на походы и на поддержание состояния кораблей еще надо заработать. А коммерческих заказов нет. Чуть-чуть что-то там происходит во время северного завоза. Но ходят, возят топливо только до Дудинки. По всему пути сейчас как таковой навигации нет. На таком объеме перевозок денег на атомный ледокольный флот не заработаешь.
В свое время активно обсуждалась на разных уровнях возможность создания атомных подводных транспортов. В то время наметился массовый вывод атомных подводных лодок из боевого состава флота. Были предложения превратить эти лодки в танкера или транспорта. И они под водой, подо льдом будут перевозить грузы хоть до Дудинки, до устья Лены. Сама идея неплохая, и ее осуществление вполне возможно. Но в рыночной экономике, где все считается, такой транспорт — слишком дорогое удовольствие. Это надо алмазы на лодке возить, чтоб окупить затраты. На лодке экипаж сотня человек, а груза она возьмет мало. Нормальный супертанкер берет на борт двести тысяч тонн нефти или руды, а экипаж у него двадцать четыре человека. И все устройство — машина да трюм, несколько кают — такое громадное, простое по устройству корыто. А на АПЛ чего только нет, и все это надо обслуживать. Экономическая выгода торговых АПЛ сомнительна. Хотя в случае войны и тотальной блокады, наверное, жизнь заставит, будут использоваться все возможности. Тогда, может, мир и увидит первый атомный подводный транспорт.
Тем не менее, Север будет осваиваться потихоньку и при рыночных отношениях. Страна наша живет сейчас исключительно за счет сырьевых ресурсов. И, похоже, что курс на сырьевую ориентацию нашей экономики в ближайшие годы не будет изменен. А ведь большая часть ресурсов уже разведана. Надо полагать, что, к примеру, в Подмосковье нельзя ожидать открытия новых мощных залежей нефти или никеля. Мало кто рассчитывает на открытия крупных залежей на уже освоенных территориях. А на Севере почти еще ничего не изучено. Сейчас известно, что в Баренцевом море есть нефть и газ и месторождения растянуты до самой кромки льда. То же самое в Ямало-Ненецком округе. Ясно, что туда дальше в океан, подо льдами есть крупные залежи ископаемых. Не зря же Ломоносов сказал, что Россия будет прирастать Сибирью.
Я думаю, неизбежно нашим сырьевикам придется впоследствии осваивать Северный Ледовитый океан, вкладывать средства в освоение этих регионов и всей их инфраструтуры. Будут и транспорта с ледовым поясом, и ледоколы, будут нефтяные вышки, будут там люди жить. Будет туда авиация летать, а значит, надо будет там за погодой все время следить, чтоб не было катастроф, которых и без этого хватает.
Но это будет опять очень трудно и долго, многое придется строить и осваивать заново. Ведь сейчас прервался почти на двадцать лет весь процесс освоения Севера. Потеряны специалисты, преемственность кадров. Сейчас можно нагнать туда молодежи, выделить хорошие деньги, но им придется идти путем собственных проб и ошибок, вместо того, чтоб применять опыт предыдущих поколений. Я недаром упомянул, что красные, когда пришли к власти, белогвардейцев на Севере не казнили, а оставили служить, чтоб сохранить их опыт и передать его молодежи.
Так что в жизни все меняется. Запустение на нашем Севере не вечно. Будет там вестись и наращиваться освоение сырьевых ресурсов. Военная необходимость этого освоения то же может возникнуть. Сейчас у нас якобы противников в мире, кроме террористов, нет. Но все решают люди. Могут возникнуть другие блоки стран, по типу НАТО. Поднимется Россия или не поднимется — неизвестно, но Россия всегда будет. Может лишь измениться обстановка вокруг нее, ее место в мире. При определенных вариантах Россия просто вынуждена будет возрождать Севморпуть и мощный флот.
1.0x