Авторский блог Редакция Завтра 00:00 7 апреля 2004

МЕГАМАШИНА

| | | | |
№15(542)
06-04-2004
МЕГАМАШИНА
На электронную почту газеты "Завтра" пришло следующее сообщение. "Команда из Санкт-Петербургского государственного университета информационных технологий, механики и оптики доказала себе и всему миру, что является лучшей из лучших в области программирования. Павел Маврин, Сергей Оршанский, Дмитрий Павлов, а также тренер команды Андрей Станкевич стали победителями финального соревнования 28-го ежегодного командного чемпионата мира по программированию (ACM International Collegiate Programming Contest), состоявшегося 31 марта в Праге. Молодые питерцы разгромили 3150 команд из 1411 университетов 75 стран мира, решив больше всех задач. Регламент чемпионата предусматривал награждение медалями команд, занявших первые 12 мест — по 4 комплекта золотых, серебряных и бронзовых медалей. Первой четвёркой золотых медалистов стали команды следующих стран, расположенные в порядке убывания набранных очков и решенных задач:
Россия (Санкт-Петербургский государственный университет информационных технологий, механики и оптики), Швеция (KTH — Royal Institute of Technology), Беларусь (Белорусский государственный университет), Россия (Пермский государственный университет).
Серебряными призёрами стали: США (Massachusetts Institute of Technology), Тайвань (National Taiwan University), США (California Institute of Technology), Россия (Ижевский государственный технический университет).
Ну а бронзовая медаль досталась: США (Harvard University), Польша (Warsaw University), Китай (ZhongShan (Sun Yat-sen) University), Канада (Queen's University)".
В нынешней ситуации любое положительное сообщение — воистину на вес золота. А тем более — в такой общепризнанной "точке роста", какой является компьютерное программирование.
Обращает на себя внимание тот факт, что среди лучших оказались команды сразу трех российских вузов (а с учетом Белоруссии — четыре). Кроме того, в число призеров вошли польская и китайская команда, то есть представители тех стран, система образования которых строилась и в значительной мере продолжает оставаться основанной на принципах советской школы. Именно против нее направлено нынче острие атак сторонников ЕГЭ — единого государственного экзамена, который, по сути, пытается заменить традиционную для нашего общества экзаменационную модель американской схемой тестирования, при которой необходимо не столько продемонстрировать глубину и систематичность своих знаний, сколько выбрать правильный среди нескольких предложенных вариантов ответа.
Дело даже не столько в том, что при таком подходе меняются все приоритеты и, соответственно, методика обучения — введение ЕГЭ в первую очередь бьет даже не по ученикам, а по преподавателям, роль и функции которых претерпевают значительные изменения. Личность преподавателя принципиально теряет всякое значение, поскольку сводится к банальному "натаскиванию" обучаемого контингента на тесты ЕГЭ, а проверка знаний происходит как бы вне и помимо личного общения ученика с учителем. Иными словами, ЕГЭ устанавливает такую планку для дальнейшего развития потенциала личности, преодолеть которую в лучшем случае смогут только несколько человек их тысячи. А это, в свою очередь, неминуемо приведет к дальнейшему оскудению человеческого потенциала. Не секрет, что тестирование в Америке прижилось в первую очередь потому, что там остро не хватало образованных, квалифицированных педагогов, а эта схема, типологически близкая к дистанционному обучению, позволяла все-таки достичь и определить минимально необходимый уровень образования для выполнения тех или иных работ. Но что касается подготовки специалистов высокой квалификации, тестирование доказало свою полную непригодность. Америка решала и продолжает решать данную проблему за счет "утечки мозгов" из других стран мира, предлагая образованным иммигрантам такие материально-бытовые условия, которых они, как правило, не могут получить на исторической родине. Однако в последнее время и за океаном наблюдается отказ от тест-схем и внедрение в систему образования традиционной для нас экзаменационной проверки знаний.
А что собирается делать Россия? Образованная "элита" в подавляющем большинстве своем либо вымирает, получая нищенские зарплаты и пенсии, либо выезжает за рубеж, а на смену им вскоре придет кто — полуобразованные "ЕГЭисты"? Не случайно против перехода на ЕГЭ высказывались и продолжают высказываться многие авторитетные отечественные педагоги, среди которых наиболее твердую позицию занимает ректор МГУ В.Садовничий. Результаты пражской олимпиады, по итогам которой студенты Питера, Ижевска, Перми и Минска обошли представителей элитных Гарварда, Массачусетса и Калифорнии, должны серьезно подкрепить эту точку зрения.
Георгий Судовцев
1.0x