Авторский блог Редакция Завтра 00:00 7 апреля 2004

НОВАЯ ЭПОХА

| | | | |
№15(542)
06-04-2004
НОВАЯ ЭПОХА
АЛТАЙ, ВАЛЯЙ! Эстрадный юморист Михаил Евдокимов, человек с нулевым политическим опытом, избавленный от гнета административного ресурса и влажной, с придыханием поддержки "Единой России", выиграл выборы губернатора Алтайского края.
Кремлевские и околокремлевские политтехнологи считали, что этого не может быть, потому что не может быть никогда. На стороне соперника Евдокимова, экс-губернатора Александра Сурикова, было почти все, что "политтехнологическое сообщество" считает важным: партия власти, большие деньги, искусные пиар-умельцы. Над Евдокимовым смеялись в голос — из-за его очевидной неадекватности текущему моменту. Тем не менее, юморист, кумир зрителей пошловатой телепрограммы "Аншлаг! Аншлаг!", победил.
О чем это говорит? Эх, о многом сразу.
Во-первых, в очередной раз зафиксирована клиническая смерть политтехнологий в современной России. Доктора самопровозглашенных наук проиграли сражение простому артисту, вооруженному лишь харизмой и ярким юмористическим обаянием. Кампания же под лозунгом "Защитим Алтай от захватчиков!" вбила в гроб Сурикова последний гвоздь. Уважаемые господа политтехнологи напрочь забыли, что подобная идеология кампании уже погубила в свое время и Валерия Зубова, пытавшегося бороться с Александром Лебедем (Красноярский край, 1998 год), и Юрия Горячева, тщетно сопротивлявшегося Владимиру Шаманову (Ульяновская область, 2000 год). А ведь сколько раз объясняли этим высокооплачиваемым дуракам без определенных занятий: народ наш одержим комплексом провинциальности и смертельной тягой к преодолению этой самой провинциальности, потому тусклому и привычному "своему" завсегда предпочтет яркого и загадочного "чужого".
Во-вторых, "Единая Россия" блистательно доказала, что от нее, всесильной и всеблагой, ничего в публичной российской политике на самом деле не зависит. Вернее, зависит лишь тогда, когда за дело берется лично Путин — и тратит свой рейтинг на поддержание траектории полета чугунного "ЕдРа". Николай Харитонов и КПРФ поддержали Евдокимова — и не прогадали.
В-третьих, стало ясно, что в эпоху нарочитой серости и застойного владычества патентованной бюрократии все яркое и блестящее может победить — и без серьезных покровителей, без больших затрат. Народ, которому уже много лет не дают хлеба, все-таки хочет компенсации в виде зрелищ. И предпочитает понятные площадные представления угрюмым умствованиям на тему "ликвидации бедности" и "удвоения ВВП". (Господи, почему до сих пор не проведено социологического исследования на тему: какая часть россиян понимает реальный смысл словосочетания "удвоение ВВП"? Или уже все проведено, но результаты засекречены?!).
Разумеется, администрация президента, регулярно протирающая казенным спиртом фаллическую Вертикаль Власти, задним числом объявит Евдокимова своим ставленником. И в ряде солидных СМИ вот-вот появятся абсолютно достоверные утечки информации: дескать, гениальный Сурков поддерживал юмориста с первого дня, потому тот и победил. А скрывал Сурков свою проевдокимовскую позицию просто потому, что боялся разозлить "питерских силовиков", дремучих и кровожадных.
Но мы-то знаем, как было дело. Мы даже готовы согласиться с расхожим мнением, что как артист-сатирик Евдокимов в подметки не годится не только Райкину, но и Хазанову. И все-таки — он победил, потому что свежий талантливый мастер сцены всегда лучшего подзабывшего родную речь подслеповатого бюрократа. Народ, привыкший к священной власти зрелищ, на мякине не проведешь. Ура тебе, Евдокимов! Ты сделал невозможное! Ты открыл новую страницу в нашей убогой новейшей истории!
А пока герой "Аншлага" демонстрировал эфемерность Вертикали Власти, страны Балтии не менее героически вступали в НАТО. Лидеры этих стран сиротливо прятались на культовой лужайке Белого Дома за спиной Председателя Земного Шара Джорджа Буша-мл., последний же снисходительно комментировал: вы, родные, теперь перестали быть заложниками империи (советской империи, разумеется).
Юмористическая сцена на лужайке еще раз напомнила, что есть нации империализующие — и есть империализуемые. И против этой правды не попрешь. Балтийские государства не стали независимыми — они просто перекочевали из одной империи в другую. И когда горячие эстонские (латышские, литовские) парни начнут сотнями гибнуть на фронтах всемирной войны с виртуальным терроризмом, есть надежда, что уже не русский Иван, а американский Микки-Маус, станет для Балтии оккупантом и ненавистным "старшим братом". Впрочем, подождем, — не будет желать никому ни войны, ни исцеления кровью. Мы ж не звери!
Война же с глобальным терроризмом тем временем обострилась. Организаторы терактов в Испании все как один покончили с собой, доказав тем самым, что смерть для них куда предпочтительнее дачи показаний. Ведь на суде могло выясниться, что две сотни испанцев отправили на тот свет эмиссары ЦРУ, решившие таким образом спасти бывшее правительство Хосе-Марии Аснара (и севшие странным образом в лужу). А за Испанией последовал Узбекистан. А за Узбекистаном — министр обороны РФ Сергей Иванов.
Многие напряглись, когда тов. Иванов на минувшей неделе пообещал пересмотреть военную доктрину России в связи с расширением НАТО. Правда, министр очень быстро раскрыл всю глубину своего коварного замысла. Оказывается, новая доктрина предполагает, что для предотвращения неотвратимой террористической угрозы, которая, несмотря на все поверх зубов вооруженные войска, дышит где хочет, войска НАТО могут быть введены на российскую территорию. Ну и, конечно, мы тоже можем заступить на натовскую территорию — если нам будет что там делать. А в последнее не верится на йоту.
НАТО, как выясняется, уже переходит границу России. Остается только купить сувенирную фуражку со сверхдержавным одноглавым орлом и, выйдя к границе МКАД и Минского шоссе, отрепетировать умиленные верноподданные крики: "Едут, едут!..". И тогда — вся надежда лишь на то, что Евдокимов с Евгением Петросяном станут Мининым и Пожарским наших дней. Не зря ведь "Аншлаг! Аншлаг!" разделался одной левой с "Единой Россией".
Единственное обнадеживающее событие минувшей недели — переговоры Путина с Шираком и Шредером в Москве. Кремль все-таки идет к альянсу с Европой во имя сдерживания всемилостивейших американцев. Правда, после ввода натовских дружин в границы Садового кольца сдерживать будет уже поздно. Некому и незачем.
Станислав Белковский
АНШЛАГ Во власти давно уже не в цене профессионализм, образование, опыт. Ценятся личная преданность, подкупленность, вербованность. Власть протаскивает на высшие должностные посты выскочек. Премьер Фрадков. Министр обороны Иванов. Этот список можно ширить бесконечно, спускаясь с кремлевского уровня до уровня местной управы, где на высшие посты назначают просто своих баб или одноклассников. Народ быстро понял, как не в цене профессионализм во власти, как нужны там просто приятные люди. И проголосовало пол-Алтайского края за Евдокимова. По сравнению с Суриковым — свой в доску парень. Приятно, хоть и не хорошо, поет, в кино очень много пьет, солидаризируясь с миллионами алкоголиков. Обо всем рассуждает просто, солидаризируясь с миллионами дураков. Иными словами, алтайцы мечтают, конечно, не о том, что Михаил Евдокимов окажется крутым управленческим профи. Алтайцы наивно, по-детски хотят верить, что актер, артист, всю жизнь играющий самые разные роли, всю жизнь носящий маски, окажется честней непробиваемой "хари" профессионального чиновника, который врет больше, чаще и наглей, чем любой артист кино или цирка. Зная в человеке лицедея, все равно доверяешь ему больше, чем "отъевшейся морде" представителя нашей современной политической элиты. Избрание Евдокимова — ответ народа на шутовские характеристики всех представителей национальной элиты…
Профессионал во власти — даже хуже простака. Простак не сможет украсть так много, как выпускник академии. Такое правило в народе усвоили четко, поэтому и стараются больше не голосовать за кого попало, кто путается в своей партийной принадлежности и не может прямо сказать, к какой организованной группировке принадлежит.
Можно пофантазировать, почему политтехнологи вдруг взялись толкать фигуру одного из собутыльников Регины Дубовицкой именно по Алтаю. Любого из обоймы "Аншлага" вполне возможно пропихнуть по любому из русскоязычных регионов. Сейчас это тем более возможно. Власть и политическая элита становятся всё менее прозрачными для населения и избирателя. Мы не можем видеть реальных властных механизмов, а видим шутовство и балаган, где все политики играют роли и одеты в маски. Алтайский избиратель просто понял, что клоун из "Аншлага" ничуть не хуже клоуна, завязанного на администрацию президента, но при этом духовно намного ближе и намного честней…
Можно видеть в избрании Евдокимова губернатором края не только скепсис русского народа в отношении самой власти и в отношении самих властных механизмов. Механизмы шутовские — получайте себе (а точнее нам) губернатора-юмориста. В избирательном акте от 4 апреля 2004 года можно увидеть и традиционный для России уход от реальности. Вместо надоевших серых клерков и однотипной с ним серой команды "силовиков", где не сразу разберешь, где чекист, где "оборотень", а где прямой "авторитет", захотелось посадить на самый верх края "алкаша", роль которого так талантливо исполняет Евдокимов. Он, как юродивый, как Иван-дурак, может быть, своей дурью или артистизмом сможет пробить стены недоверия между народом и властью. Нельзя забывать, что губернаторская власть — промежуточная между народом и Кремлем. Путин в Кремле, мы на земле, а кто между нами, тот всё и решает. В Алтае выбрали на срединное звено "своего", Евдокимова.
Наконец, в итогах выборов можно увидеть ненависть простого народа к Кремлю и кремлевским махинациям. Избрав юмориста вместо профессионального, собиравшегося на третий губернаторский срок политика, алтайцы дали пощечину Кремлю и всей "властной вертикали" России.
Александр Брежнев
ВСЯ ПОЛИТИКА – ТВ В этот понедельник, сразу после победы Михаила Евдокимова на губернаторских выборах, барнаульское отделение "Фонда изучения общественного мнения" провело среди полутора тысяч алтайцев опрос: о чем они больше всего хотят спросить нового хозяина края. Тройку тем, наиболее волнующих граждан, замыкает вопрос: "Уйдет ли Михаил Сергеевич из "Аншлага"?" Волнения граждан о том, покинет ли Евдокимов теплую компанию Регины Дубовицкой или все-таки сможет, на радость людям, совмещать два нелегких поприща, губернатора и юмориста, оказались сильнее переживаний о грядущей реформе ЖКХ, борьбе с преступностью и нелегальными эмигрантами…
Всем давно известна ведущая роль телевидения в российских избирательных кампаниях. Мы прекрасно знаем, как двухпроцентный рейтинг полумертвого политика с помощью одних лишь предвыборных роликов может за два месяца вырасти до 70%. Мы видели, как раскручивался маховик черного ТВ-пиара последней череды выборов, как через всевозможные ток-шоу и "круглые столы" диффамировались целые слои населения, каким разрушительным оружием может быть язык "говорящей головы", верткая телекамера или грамотный монтаж. Но до сих пор мы наблюдали в общем привычную вещь: эффективное использование властью подручных ей СМИ ради собственного сохранения во времени и пространстве.
4 апреля оказалось, что в России возможно принципиально иное явление: когда действующий губернатор, обладающий всей полнотой власти, почти неограниченным административным и финансовым ресурсом и даже членством в крупнейшей оппозиционной партии, с треском проигрывает телекартинке, таблоидной звезде, человеку-на-слуху. Более того, победителем оказался не народный вития, не профессиональный политик или экономист, не государственный муж, не телеведущий даже вроде Невзорова или Любимова, а принципиальный "антиполитик", "мужик с рожей кра-а-асной такой", второстепенный комик из посредственной юмористической передачи.
Произошла удивительная вещь. Кремль, старательно вытоптав двойными выборами всякие проявления живой публичной политики, забыл или не удосужился отключить свое мощнейшее пропагандистское оружие — телевидение. И оно, не отыскав субъекта для своего пиара, продолжило, не снижая оборотов, работать вхолостую, само на себя. В условиях, когда больше никого не нужно "мочить", когда любая оппозиция давно и по праву причислена к политическим трупам, главными героями "голубых экранов" все чаще становятся сами телевизионщики. Разгорелся было на минуту скандал с покаянным письмом Ходорковского — и тут же его задвинула в сторону "суперновость недели" — семидесятилетие "главного телеакадемика России" Владимира Познера.
С телеэкранов намеренно выкинули политику, экономику, идеологию — остался голый рейтинг: "знаменит — не знаменит". Не важно, что ты говоришь в камеру, важно — сколько времени ты в эфире. В этих условиях любая телезвезда, не имеющая ровно никакого отношения к управлению страной, легко может затмить хоть губернатора, хоть президента. Уже сегодня популярность, скажем, участников проекта "Фабрика Звезд" намного превосходит рейтинг добрых четырех сотен депутатов Госдумы, а всеобщая известность ведущих новостных и аналитических передач всероссийских каналов вполне способна обеспечить им более высокое положение в обществе. Поэтому не стоит удивляться, если через некоторое время в большую политику уйдут Шустер, Жванецкий и Макаревич, а Леонид Якубович очень неплохо выступит на губернаторских выборах где-нибудь на Белгородчине.
Очевидно, если этот фарс будет продолжаться и дальше, потеряет смысл вообще заниматься такой чепухой, как выборы. Его с успехом заменит "интерактивное голосование телезрителей". Даром что звонок в Москву будет бесплатный.
Иван Ленцев
ПИНОК ХАМЕЛЕОНУ Если б был я родом с берегов Катуни или Телецкого озера, если б жил в Рубцовске или Барнауле, то за кого отдал бы свой голос на минувших губернаторских выборах в Алтайском крае?
От обоих кандидатов, вышедших во второй тур, меня одинаково воротит.
У Михаила Евдокимова — симпатичная морда красная. Но вокруг нее на телеэкране всегда полно омерзительно пошлых физиономий.
У Александра Сурикова был красный билет Компартии, он не раз избирался в крайком КПСС, и в кресло губернатора в 1996-м сел благодаря поддержке КПРФ. Но потом отстранился от нее. А для политика предательство партии-благодетельницы — большой грех.
Повторюсь: ни Евдокимов, ни Суриков — меня б не привлекли. Но при отсутствии выбора я голосовал бы, наверное, либо против всех, либо против Сурикова.
Александр Суриков — краса и гордость алтайской партийно-советской номенклатуры. Он успешно руководил разными предприятиями и дослужился до заместителя крайисполкома. Но нагрянул жуткий ельцинско-гайдаровский рынок, и Суриков оказался вне реального хозяйствования. С 1991 по 1996 он — глава законодательной власти края, мастер предоставлять слово депутатам и лишать их его. И есть основания подозревать, что не пройдя до губернаторства школу рынка, Суриков как первое лицо края не смог сработать на рост благополучия его жителей. В этом, видимо, и есть причина его поражения. Главная, но не единственная.
Нынешней весной на выборах губернатора Рязанской области избиратели отказали в доверии прежнему губернатору Вячеславу Любимову. Он, некогда, как и Суриков, считался красным, и так же, как и Суриков, превратился в серо-буро-малинового. А политики-хамелеоны в народе не в чести.
Николай Анисин
ГОНЕЦ-МОЛОДЕЦ Бесспорно, русские государи и иные наши правители несли в себе заряд особого рода юмора. Вспоминаются сразу такие родные русскому уху имена, как Иван IV Васильевич (Грозный), Петр I , Иосиф Сталин… Даже беспросветный Борис Николаевич на первой стадии запоя не лишен был некоей артистической сметки и начатков народного остроумия. Но никогда еще, вплоть до прошлого понедельника, к рычагам исполнительной, сиречь реальной власти в России, не дорывался профессиональный комик. Что из этого последует сказать, пока трудно, но уже сейчас смело можно говорить о состоявшемся феномене Михаила Евдокимова.
Попробуем навскидку исследовать эту фигуру в контексте результатов выборов губернатора Алтайского края. Первое, что приходит на ум, — это во многом парадоксальная аналогия Евдокимова с американским суперпопулярным актером Шварценеггером. Последний, как известно, напрямую "конвертировал" свой кинематографический образ в большую политику и стал в прошлом году губернатором Калифорнии. Примерно то же самое произошло и с Евдокимовым. Однако за каждым из означенных фаворитов стоит определенный, милый избирателю, архетип. Если Шварценеггер представляет на экране агрессивного, исполненного фантастической физической мощи героя-победителя, то любимое реноме нашего Евдокимова — деревенский болван. И здесь начинается самое, на мой взгляд, интересное: красная морда, бредущая под хмельком из баньки по грунтовой дороге, для меня лично куда более привлекательна, чем неукротимый, стальной, неуязвимый "терминатор", палящий куда ни попадя из всех видов оружия... Может, это и "неправильно", но я с молоком матери впитал, что Иван-дурак окажется победителем в схватке с Кощеем Бессмертным. В этом смысле победа "дурака" в одном отдельно взятом регионе представляется не такой уж ужасной драмой. Кстати, Евдокимов, как и сказочный Ваня, не такой уж дурак. Поднялся из алтайской деревни, попал на телевидение, имел небольшой бизнес на родине, а теперь протырился в губернаторы. Глядишь, скоро "под дурака" станет и президентом. То, что он будет лучшим правителем, чем Горбачев, Ельцин и по факту Путин, — в этом я почти уверен. Не знаю, какой из Евдокимова получится "хозяйственник" или "силовик". Может, и никакой. Но в любом случае этому хитроватому русскому мужичку присущи чувства любви и сострадания к нашему обобранному, обездоленному и униженному народу.
Об этом наивная комедия, снятая Михаилом Евдокимовым в 1998 году. Называется она "Не послать ли нам гонца?" Про разорившегося фермера Ивана, который отправляется в Москву искать правду у президента. Пылит Иван на своем старом "запорожце" по разбитым дорогам отечества и видит везде нищету, горе и несправедливость. У самых Спасских ворот Ивана хватает кремлевская охрана и отправляет в сумасшедший дом. Там-то он, к своей неописуемой радости, и встречает президента России. После вызволения Иван решает не искать больше высокого покровительства и отправляется домой, в благословенное сельцо Миндюкино, усыновив по дороге беспризорного московского мальчишку.
Конечно, жизнь — это не кино. Но я отлично понимаю алтайских жителей. Придя на выборы, посмотрели они на списки кандидатов, почесали затылки и подумали: "А не послать ли нам гонца?.. Авось выгорит."
Андрей Фефелов
1.0x