Авторский блог Редакция Завтра 00:00 24 марта 2004

РЕХЛАМА

| | | | |
№13(540)
24-03-2004
РЕХЛАМА
Вот уже более года звучит на "Радио России" реклама, прославляющая загадочный препарат "Нестарит". Загадочный потому, что ни лекарством, ни биостимулятором, ни пищевой добавкой его не называют. Только — "препарат". Что же это на самом деле?
В Минздраве о "Нестарите" никто ничего внятного сказать не смог. Или не захотел. В аптеках Москвы он не продается. Нет его даже в так называемых "магазинах здоровья". Вся монополия на "чудо-препарат", как представляет его "Радио России", принадлежит не менее загадочной, чем сам препарат, фирме "Долголетие и здоровье", окопавшейся в Медведкове по улице Полярной, 31. Она и развернула бойкую торговлю "Нестаритом" по круглой цене, доходившей до... 12 тысяч рублей.

Посмотрите, какаЯ в целом разнузданная и беззастенчивая пропаганда неисчислимых "чудодейственных", "всеисцеляющих" средств валом валит из велеречивых уст "Радио России"! И не просто пропаганда, а натиск обмана, предательское насилие над всеми, кто нуждается в медицинской помощи. Налицо стремление алчущих наживы всучить товар любой ценой не мытьем так катаньем.
И главное — кто взят на прицел? Догадаться нетрудно. "Рехлама", как ее многие теперь называют, набирает разгон в промежутке времени от семи до восьми часов утра, когда молодые и здоровые собираются на работу, а пожилые и хворые остаются на своих кухнях, в своих постелях. Вот на них-то и обрушивается весь "рехламный вал".
Надо полагать, что во всем этом множестве таких многообещающих снадобий есть и действительно полезные средства, необходимые тем или иным больным. Но попробуй-ка угадай их среди бесчисленных муляжей и подделок. Например, только для лечения одной болезни суставов радиорекламой предлагается до двадцати средств. Вот и хватаются больные то за "Гель Алтай", то за "Тигровый глаз", то за "Софью с микстурой пиявки"...
Почти каждому рекламному тексту предпосылается рубрика "На правах рекламы". Что означает это понятие? Очевидно, прежде всего то, что достоверность сообщения под данной рубрикой весьма условна и рекламщики загоняют под нее все и вся…
Разъяснения, полученные мной в Минздраве, позволили сделать вывод: большинство "чудо-препаратов" таковыми, увы, не являются. Это всего лишь заурядные пищевые добавки, в отдельных случаях — биостимуляторы. Как лечебное средство большая их часть в Минздраве не зарегистрирована. Поэтому и продается все их изобилие в пресловутых "магазинах здоровья", но никак не в аптеках. И если та или иная добавка действительно сертифицирована, то и при этом условии часто гарантировать можно лишь то, что вы ею не отравитесь. Между тем разработчики и продавцы сомнительной продукции прожужжали нам уши: "В аптеку вы идете за лекарством, к нам — за здоровьем".
"Кухня", где стряпаются небылицы об удивительных, зачастую прямо-таки сказочных препаратах, сложна и, как я быстро понял, совершенно не доступна для постороннего глаза. Секрет ее производства — за семью печатями. И все же общее, достаточно близкое к истине представление о происходящих там процессах составить можно. Для этого не надо проникать в радиокулуары, ставить "жучки", подслушивать. Достаточно просто повнимательнее присмотреться к товару, который производится на этой "кухне", т.е. к ее рекламной звукопродукции. Все остальное приоткроется само собой.
С год назад слушателей "Радио России", особенно из числа больных и преклонного возраста, буквально всполошило сообщение о новом, упомянутом мною в начале этих заметок, препарате с затейливым названием "Нестарит". Оно было так лихо закручено ("уникальный", "не имеющий в мире аналогов"), оснащено такими сногсшибательнми данными, да еще проникнуто столь неподдельной искренностью звучания, что поначалу воспринялось многими не иначе как сенсация.
Послушайте хотя бы такой фрагмент из магнитофонной записи: "Линия "Нестарит" состоит из 12 натуральных препаратов. Их активные океанические компоненты, выработанные из крабовых, кальмаров, лососевых и водорослей, быстро усваиваются организмом и способны обеспечить обновление каждой его клетки даже в преклонном возрасте..."
Вот так! Ни больше ни меньше — "обновление каждой клетки даже в преклонном возрасте". Это ли не чудо? А посмотрите, от каких болезней исцеляет этот удивительный препарат. Получается, почти все, начиная от сердечно-сосудистых и нервных до геморроя...
Конечно, у людей здоровых и достаточно информированных такая фантастика ничего, кроме скепсиса и раздражения, не вызовет. Но ведь радиопередачи на темы здоровья слушают в основном старики да больные. А у них своя психология, свой подход к вещам и явлениям.
Вот эти люди и кинулись покупать "Нестарит". Многих из них не остановила даже огромная цена. В этом сыграла свою роль уловка, которую придумали рекламщики. "Да, наш препарат дорог, — слезливо-сочувственно и к себе, и к своим клиентам канючил некий Маркин, представленный как доктор медицинских, наук. — Но препараты такой эффективности, такого класса просто не МОГУТ стоить дешево..."
Смекаете, какой зигзаг? И он сработал. В зловещий невод, сплетенный и широко растянутый "отечественными учеными, народ валил валом. И некому было подсказать, предостеречь. Не будет же этим заниматься "Радио России"…
Что же все-таки представляет из себя "Нестарит? На этот вопрос должна ответить официальная экспертиза. Хотя уже в самом названии препарата улавливается нечто пошло-дешевое, наспех придуманное. Так же, впрочем, как и в названии близнеца-брата — "Исцелина" — придумки той же фирмы "Долголетие и здоровье. "Во всяком случае "народная экспертиза" оценивает их однозначно: люди чертыхаются, пишут в разные концы жалобы. В Минздраве мне говорили о целом потоке таких писем. И выразили удивление по поводу простодушных: "И кто их заставляет покупать что попало?"
Однако, что ж тут удивительного? Нужда заставляет — болезнь и отчаянье, коварный обман. Ведь, надо полагать, осталось у нас еще немало людей, продолжающих верить радио и ТВ. Особенно, когда слушают таких уважаемых дикторов, как, скажем, Виктор Балашов или Виктор Киррилов. Разве могут слукавить люди, кто был для всех эталоном высокой нравственности, достоинства! Разве смогут обмануть — сунуть в протянутую руку вместо хлеба камень! Оказалось, смогли. И шалеет от изумления народ: "Эх, кумиры вы наши, кумиры! Как же угораздило вас променять сокровища всенародной любви на сребреники!
Вернемся, однако, к "отечественным ученым". Приподнимем еще чуть-чуть "овечью одежду", в которую они облачились. Вот две выдержки из текста их рекламы. Первая: "Подтверждением высокой эффективности нашего препарата является его популярность среди потребителей, золотой и платиновый знаки качества. А главное — восторженные отзывы наших клиентов...". Вторая: "А главное — "Нестарит" для вас подбирается строго индивидуально..."
Что же главное, господа ученые, первое или второе? Неувязка получается. А дальше совсем конфуз. Подтверждаю, что "восторженные отзывы" по окончании каждого сообщения о "Нестарите" действительно звучали. Конкретные люди, каждый под конкретной фамилией произносили действительно восторженные слова, называли действительно впечатляющие факты. Смущало только одно: разные люди говорили одинаковыми голосами. И вот выясняется: роль восторженных клиентов играют... актеры.
Что касается "индивидуального подбора", то тут и того хлеще. Оказывается, фирма "Долголетие и здоровье" называет "индивидуальным подбором" самую обыкновенную вульгарную обработку клиента по телефону. Да и то лишь в том случае, если он сомневается, покупать товар или нет. Скажем, если у вас побаливает сустав, консультант намекнет вам на ампутацию ноги. Если голова — пригрозит инсультом... Словом, коль попадет тот или иной бедняга на крючок фирмы, — не отвертится, выложит свои кровные...
А в это самое время "Радио России", знай, накручивает рекламу по 15-20 раз на день. Значит, одна из самых нахрапистых информации за год с лишним прозвучала для миллионов радиослушателей от шести до семи тысяч раз! Рвение ''врачей-подвижников" не остывает. Зазывая народ, они в ошалелом порыве едва не выворачиваются наизнанку, доходят прямо-таки до экстаза: "Уважаемые радиослушатели! Именно от вас мы получаем сотни тысяч (!) писем с благодарностью в наш адрес. Мы действительно от всего сердца хотим вам помочь обрести полноценное здоровье. Заказав "Нестарит" прямо сейчас, вы получите... Спешите, звоните прямо сейчас! Мы знаем, как вам помочь, мы уверены в этом. Вам нужно только позвонить".
И спешит бедолага-народ. Не единожды обманутый. Не единожды униженный. Не единожды обобранный. Откладывают свои нехитрые дела пенсионеры. Поднимаются с постелей больные и немощные, берут в руки костыли и палки, выходят из дому, засунув поглубже помятые "чирики" и "полтыши", сэкономленные с горем пополам на черный день. Идут, ковыляют, плетутся. И я мысленно вижу весь этот поток, над которым почти зримо витает юдоль печали и плача.
Какой же мерой цинизма и наглости надо обладать, чтобы, надувая сотни тысяч больных людей, еще и публично, на всю страну заявлять об их "благодарности"! Посещая поликлиники, я не раз беседовал со многими из них. Одни еле сдерживают слезы. Другие возмущаются, высказывают накипевшее в адрес своих "благодетелей".
Давайте же остановимся, задумаемся, спросим себя и друг друга: как стал возможен в нашей жизни, пусть сегодня до предела расхристанной, такой жуткий феномен, как эта радиоэпопея про "Нестарит"? Кучка хитромудрых "умельцев", решив, что они всех умнее, щедро потчуя клиентов "компонентами крабовых, кальмаров и лососевых", убаюкивая их небылицами про чудеса исцеления, в течение более чем года дурачили миллионы людей! Почему не побоялись, как решились на такую акцию?
Частично я уже ответил на этот вопрос, когда шла речь о рубрике "На правах рекламы". Конечно же, именно в ней врачи-ловкачи видели надежный "громоотвод", гарантию безнаказанности за любую ложь. На любой конфликтный случай у них есть алиби: реклама и все тут!
И все же главным прикрытием от всех неожиданностей для них являлось другое — сам факт их сотрудничества с "Радио России". Это воистину непробиваемый щит. Кто может замахнуться на радио? Никто!
Вовсю распоясалась "рехлама" — реклама всевозможных препаратов. Ныне она распустилась махровым цветом. Обманывая, разоряя и терзая людей, гигантский финансовый насос работает на полную мощь, без остановок. Свирепствует, лютует эпидемия лжи.
И все это видят, все говорят об этом — бедные и богатые, левые и правые, простые граждане и элита. Только в последнее время прозвучали самые горячие, проникнутые тревогой и болью откровения таких авторитетных людей, как художник Глазунов, писатель Вайнер, актеры Этуш и Юрский... Имена можно называть и называть. А вот среди людей, наделенных реальной властью, немало встречается таких, которые расписываются в своей беспомощности перед этим злом или пытаются даже его оправдать. Вот что я услышал от депутатов Госдумы в разговоре на эту тему. "Да ведь там крутятся огромные деньги!" — сказал один. Второй повторил то, что я слышал в Минздраве: "Но ведь людей никто не заставляет покупать эти препараты". Третий озадачил еще больше: "Так реклама-то у них игровая..."
Игровая... Вон оно что! Оказывается, никакого "мошенства". И все же. Если действительно так, если реклама действительно игровая, то нужно каждый раз так и объявлять: "Игровая!" И тогда все будут знать, что нам предлагают игру, наподобие игры в "наперсток".
И еще один пример. В одной из телепередач "Основной инстинкт" вспоминали о финансовых пирамидах, о том, к чему они привели. На голосование аудитории был поставлен вопрос, смысл которого сводился к следующему: достойны ли сострадания обманутые вкладчики — "да" или "нет"? И вот оказалось, что значительная часть аудитории (около 30 процентов) ответила — "нет"
О чем это говорит? О том, что в нашем обществе есть уже немало людей, которые вообще не склонны сочувствовать пострадавшим. Следовательно, эти люди, хотят они того или нет, держат сторону шулеров. По крайней мере не осуждают их. Показателен в этом смысле и сам факт постановки такого вопроса. Мол, это личное дело каждого, сочувствовать или нет.
До чего же мы дожили! Люди привыкают к явлению обмана, все больше воспринимают его как обычное житейское дело, как норму. На радио и ТВ, на страницах многих газет все чаще повторяется то в подтексте, а то и напрямую: "Аморально, но прагматично…". А ведь нечто подобное уже звучало. И не слишком давно, чтобы забыть. Забывчивым напоминаю: "Совесть — это химера! " Бесовский этот постулат в свое время содрогнул весь мир. Принадлежит он Адольфу Шикльгруберу. Выходит, с ним-то вы и побратались, господа хорошие!
Итак, мы сбились с пути и страдаем от этого. Казалось бы, ясно, что в таком положении главные усилия надо направлять не на продолжение того движения, которое завело нас в столь гибельную ситуацию, а на остановку его. Казалось бы, вот тут-то и карты в руки радио и ТВ. Но у них сегодня совсем иные заботы. Ибо служат они не идеалам добра и справедливости, а своему чреву.
Виктор Полежаев
1.0x