Авторский блог Редакция Завтра 00:00 10 марта 2004

"ЗАПРЕЩЁННАЯ" БОРЬБА

| | | | |
№11(538)
10-03-2004
"ЗАПРЕЩЁННАЯ" БОРЬБА
Для меня в свое время стала откровением новость о том, что на свете существует исконно русская борьба. Заинтересовавшись, я вышел на людей ее преподающих. Со мной согласился пообщаться один из инструкторов, Дмитрий ГУЗЛОВ, известный также как Ерга.
— Расскажите, пожалуйста, что такое славяно-горицкая борьба? Раскройте вкратце этот термин.
— С чисто технической точки зрения — это составная, несколько искусственная система, которая состоит из исторических русских единоборств и восстановленной техники работы с холодным оружием. Название, конечно, несколько неудачное, но задумка была очень хорошая. Дело в том, что "тризна'' — обрядовый поединок на могиле неких людей, обязательно проводился на возвышении: либо на холме, либо на специально насыпанной горке, которая так и называлась ''горица''. Изначально борьба задумывалась как этническая система именно с восстановлением традиций. Примерно в начале 80-х славяно-горицкая борьба оформилась как система, которую уже преподавали. В середине 80-х она уже "вышла в люди". До этого был этнографический материал, были походы по нашим окраинам.
— То есть это реконструкция?
— В некотором смысле... Однако лидер нашего направления Александр Константинович Белов (Селидор) продолжает создавать системы, дополняющие и развивающие славяно-горицкую борьбу.
— Где лежат корни этого искусства, из чего пошло единоборство?
— Корни лежат, разумеется, в русской поединческой традиции.
— В домонгольской или послемонгольской?
— Я бы не стал разделять то и другое, поскольку крайне сомнительно участие монголов в формировании боевого искусства русских. Здесь речь идет, допустим, о такой части славяно-горицкой борьбы, как "сеча''. Это имитация работы с холодным оружием — саблей или тяжелыми клинками. Кулачные поединки исторически достаточно известны. То есть их не обязательно было придумывать, достаточно было просто найти в нашей живой природе. В этнографических экспедициях это все было выяснено. Таким вот образом и появилась славяно-горицкая борьба. Плюс ко всему это был еще и комплекс оздоровительных упражнений, энергетические медитации. Система в целом представляет собой ритуальные поединки, саму борьбу и школу здоровья.
— Из какого материала восстанавливали борьбу?
— Исходным материалом является живая еще традиция. Не надо даже далеко на Север ехать или в Сибирь. Можно и в Калужской области найти людей, которые у себя в деревнях бьются именно так, как бились их отцы и деды. Я не могу сказать, что это нечто невероятное, но, тем не менее, именно так у нас дрались. Опять-таки, ранее упоминаемая "сеча'', имитация работы с холодным оружием, не похожа совершенно ни на что из того, что мы можем наблюдать на экранах телевизоров или в спортзалах.
— На данный момент, какие организации занимаются распространением славяно-горицкой борьбы?
— Существуют Федерация славяно-горицкой борьбы и несколько региональных объединений.
— Какая-нибудь государственная поддержка имеет место быть?
— На местном, региональном, возможно, имеет. Не могу сказать точно, потому что в силу удаленности и внутренних проблем мы не имеем частой и регулярной связи с регионами. У нас поддержки как таковой практически нет. Изредка вспоминают, в зависимости от конъюнктуры рынка, если так можно выразиться. Потому что никто никому никогда не предлагает помощь. Все ее где-то достают. И предлагается она только там, где это кому-то выгодно. На нас пока никто еще не обратил внимания. Вернее, обратили внимание, и именно поэтому помощь и не оказывается. В свое время был наложен запрет на показы, на упоминание вообще... В середине 90-х случилась неприятная история, нас обвинили в нацистских, фашистских настроениях и тому подобном. Сейчас некоторое послабление прошло. Возможно, расслабились там… И опять мы потихонечку поднимаемся.
— А вам не предлагали сделать из ваших соревнований и выступлений некое шоу?
— Не предлагали. У нас есть собственный потенциал, мы можем это сделать, но, к сожалению, пока еще нет четкой идеи и, главное, нет людей, которые за это шоу могли бы заплатить. Я не думаю, что это должно кого-либо коробить. Да, мы собираемся зарабатывать деньги, но не на борьбе, а исключительно на представлениях. У нас замечательная эстетика движений, все это очень красиво выглядит. Но пока все это на стадии умственных разработок.
— Насколько я знаю, славяно-горицкая борьба не внесена еще в спортивный реестр, Госкомспорт просто не желает ее регистрировать.
— Эта ситуация возникла как раз из-за уже упоминаемого мною запрета. И потом, Госкомспорт требует денег. Если бы мы располагали определенной суммой, борьба уже была давно бы внесена в реестр.
— Но, с другой стороны, у нас сейчас огромное, подавляющее засилье восточных единоборств... Организована даже федерация сумо. Почему, на ваш взгляд, разнообразная иностранщина процветает, а единственный истинно русский вид рукопашного боя даже не выпускается на поверхность?
— В свое время мало кто думал о русских единоборствах. А восточные начали приобретать популярность, появились дельцы от этого дела, появились деньги, которые там вращались. А сейчас это баснословная индустрия, которая, естественно, никого к себе не пустит. То есть конкуренция настолько большая, что в свое время нам вообще сказали, что вообще лучше не соваться, тем более в государственные структуры. Все уже куплено и никто это место, прикормленное, отдавать не собирается. Поэтому "восточники" сейчас существуют. Любая восточная борьба, какой бы бредовой она ни была. То же сумо.
Что касается нас. Известно, что слово "русский" сейчас вообще не приветствуется особенно в официальных документах. В свое время, на конференции одной нам вообще посоветовали не упоминать национальный вид единоборств. Именно из-за того, что в нашем названии говорится "русский".
— Видите ли вы какой-то выход из подобной ситуации?
— Я все-таки надеюсь, что не будут нас очень долго гноить. Люди сегодня стали больше интересоваться своей историей, своей культурой, а наша борьба, безусловно, является частью русской культуры. Несмотря на любые препоны каких-либо недоброжелателей и космополитов, я думаю, подъем нас ждет и очень большой.
Беседовал Андрей Куприянов
1.0x