Авторский блог Александр Масай 00:00 4 февраля 2004

БЕЗ ПРАЗДНИКА Записки маргинала

| | | | |
06(533)
Date: 04-02-2004
Author: Александр Масай
БЕЗ ПРАЗДНИКА Записки маргинала
"А ЕСТЬ ЛИ ОН ВООБЩЕ, ПРАЗДНИК?" — горько вопрошает герой Шукшина Егор Прокудин в "Калине красной". Дело происходит в конце 70-х годов минувшего века. То есть тогда уже русский человек столкнулся с острым ощущением утраты праздничного как одной из сущностных сторон жизни. И с тех пор все только ухудшалось. Осмелюсь утверждать, что у нас на данный момент осталaсь только одна общенациональная праздничная дата — 9 Мая, а культура празднования утрачена вовсе.
Все началось с погрома русской жизни Троцким и его кликой. Они действовали, надо сказать, радикально. Одним из пунктов оболванивания "народной массы" (характерный речевой оборот их догматики) было упразднение Праздника, такой вот каламбур. В государственном масштабе был отменен обычай отмечать православные праздники, а как их разновидность — престольные. Таким образом были запрещены ВСЕ традиционные и поистине всенародные торжества. Мракобесие русофобов дошло до того, что в домах было запрещено ставить рождественскую елку! И только в середине 30-х Сталин возродил этот обычай, приурочив его к Новому году.
Как лучше всего запретить? Да просто объявить всякий красный день рабочим! За прогул — наказать. Ну а вместо настоящего и своего народу был подсунут суррогат в виде новых святцев со всякой "Розой Люксембург", всевозможными "годовщинами" и т.п. Была попытка даже таинство крещения заменить "октябринами". Ясно, что люди неохотно расставались с привычным укладом. Например, знание о том, какого числа будет в текущем году Пасха, жило в народе всегда. И тот же Сталин, под влиянием Войны осознав, кто является главным действующим субъектом в СССР — что это вовсе не власть, не партия, и даже не он сам, а Русский народ — сделал попытку внести в торжества традиционный национальный акцент. Большую роль здесь сыграло и прекращение антихристианских репрессий.
Увы, период этот был весьма краток. С приходом к власти лысого головотяпа, примитива с головы до пят Хрущева все закончилось. Он кричал, что "в 80-м году вам покажут по телевизору последнего попа". На радио смолкли русские песни, на киностудиях не стали снимать новых "Садко". Культурная жизнь начала вращаться вокруг "пидерасов", как назвал сам Никита народившихся абстракционистов и примкнувших к ним. Все сильнее стало ощущаться чужое влияние. Молодежь стала на своих неформальных вечеринках слушать западную музыку — не потому ли, что пафосная "музыка советских композиторов" была хороша на кремлевских концертах, но не очень годилась для праздничных событий в жизни обычных людей. А народная культура тем временем не могла развиваться, шагнуть в ногу со временем. Связь ее с новыми поколениями утрачивалась. Мы все больше забывали, как органично и удало умели праздновать наши недалекие предки.
Неиспользованные пласты содержит в себе красочная природа настоящего праздника: Масленица с ее карнавалом, Рождество с детской колядкой, Красная горка с веселыми свадьбами. Какой потенциал в русской мелодике и как разновидности ее — в казачьей, украинской. "Кантри", так популярное в США и не только давно могло бы отдыхать! Счастливым исключением был белорусский музыкальный прорыв "Песняров" и других певческих коллективов. Как выяснилось с годами, Белоруссия вообще стала единственным счастливым исключением на "постсоветском" пространстве. В целом же поощрялись "певческие поля" в республиках Балтии или кавказское чинное ритуализированное застолье. А для нас поощрялись Иосиф Кобзон в телевизоре и бутылка водки на скатерти у телевизора.
В сухом, вернее, мокром остатке, мы теперь и имеем эту самую бутылку, как центральную ось современного отмечания чего-либо. Не буду спорить, что винопитие есть непременный атрибут праздника в любой христианской культуре. Но, когда кроме бутылки нет ничего, остается плачевная бытовуха. Допустим даже, что спиртное — это горючее праздника, которое раскручивает его маховик, приводит в движение, в кружение этот сложнейший механизм (а далее он уже и сам "крутится"). Но если нет механизма, горючее лишь тупо сгорает и тлеет в емкости, в баке — хоть золотом, хоть ржавом.
Говоря словами поэта — "ты уймись, уймись уменя тоска у меня в груди — это только присказка, сказка впереди". В недалеком советском прошлом, надо отметить, была сконструирована хоть какая-то система праздничных смыслов. Главный из них — восприятие дат как отчетных рубежей. 7 Ноября и Новый год имели свое осознанное обоснование в подведении всевозможных итогов деятельности огромной страны, мощной развивающейся державы. Постепенное материальное улучшение происходило в частной жизни большинства граждан, люди росли карьерно, получали жилье, рожали детей. Поэтому многие 31 декабря действительно ощущали приподнятое настроение, созерцая отчетную программу "Время". В ней небезосновательно сообщалось о серьезных успехах уже в масштабе всего народного хозяйства и военного строительства. Народ к тому же не терял надежды на то, что в руководстве державой много мудрых и честных товарищей, которые вот-вот осуществят необходимую корректировку, и досадные недостатки будут устранены. В ответ на ожидания была учинена "перестройка", уничтожившая все, в том числе и систему праздничных смыслов.И трудно понять: какой смысл заключается в нынешнем "всенародном" бурном праздновании Нового года? Когда продолжаются и продолжаются вновь распад страны и маргинализация населения, угнетение нации и растаптывание ее культуры? Конечно, по инерции большинство продолжает веселье с шампанским, грохотом китайских фейерверков, поздравлениями и т.п. В какой-то степени все мы причастны к этому малодушию, в котором нас вынуждает участвовать неистовая накачка ТВ, газет, радио, "президентского поздравления". На самом же деле, если кто-то и празднует реально, то есть радуясь достигнутому и ожидая еще большего, то это именно персонажи с телеэкранов и их внеэфирные последователи. Сытые чиновники всех рангов, нувориши, бездарные подмастерья от сцены, заполонившие программы и частоты (в этом их главное и единственное "достижение").
Само собой здесь мы не рассматриваем юношество — для ребят любое свободное время — повод повеселиться. Но говорить о всеобщем празднике — увольте. Новый год как раз весьма ярко показывает, что страна живет в несовместимых измерениях. Кому-то уготован комлект из водки и нескончаемой армии ТВ-"юмористов". А кто-то закроется на виллах или скроется на Канарах. Уровень телеобеспечения, окончательно скатившегося до пошлой самодеятельности, как раз свидетельствует, что верхушке абсолютно наплевать на "массы". Тем, кто пьет французское шампанское в Барвихе или плывет на яхте среди теплых вод, нет дела до людей из города Иваново (Пскова, Красноярска, далее по списку), вынужденных коротать ночь под матерные частушки опустившейся Пугачевой и блеяние ее прихлебателей, под гундосенье "сатириков". В том числе нет до них дела и самим "сатирикам", Пугачевой и прихлебателям.
Но это лишь приблизительное и не совсем точное представление. На самом деле, праздника нет ни на той, ни на другой стороне улицы. Всеобщий кризис, помутнение и опустошение, а как их выражение — кризис праздничности — царят везде. И в доме олигарха, и в ободранной квартире рабочего с закрытого завода, лишенного будущего. Холод пропасти лишь ощущается с разной остротой.
Жрет в кругу родственников и друзей олигарх изысканную снедь, кидает ее собаке. Слушает шутки, слушает живую музыку приглашенных музыкантов. Трещит камин. А за окном темные очертания новой Орды, а в мыслях повороты Басманного правосудия, а в памяти вереница "кинутых" и обездоленных, а в душе Анафема за участие в разорении и поругании родины. А за дверью с хохотом укатили на дорогом авто собственные дети. Отмечать праздник в чумных дорогих клубах, где густо сыплется кокаин, где реками течет дорогое, но все то же спиртное, где оргии, где содомия. Но вновь заиграли музыканты, заорали гости, да и дети не все разъехались.
Конечно, в нищем жилище все безотрадней. Немногочисленное общество, часто состоящее из жены (хорошо, если пришли несколько друзей), участвует в совместном распитии и пережевывании бытовых или телевизионных тем. Все имеет смысл, если рядом резвятся детки. А когда они подрастают, то уходят. И родители не знают, куда они уходят. Не знают они (не хотят знать?), что происходит там, где собираются безнадзорные подростки. Большое счастье, если их новогодняя ночь станет просто пьянкой, разбавленной сексом. А сколько из них будут валяться скрюченными наркотическим "кайфом". Наркотики здесь, как правило, гораздо более "убойные", чем у "золотой молодежи" (чаще всего героин). Причем если в Москве процесс приостанавливается, то в провинции он только набирает обороты.
Разумеется, вышеописанное касается не только Нового года, но в этот день становится особенно очевидным, потому что климатические условия накладывают отпечаток. Все вынуждены сидеть по клетям многоэтажек — такое жилищное наследие досталось русскому человеку от ХХ века. И это с нашей-то необъятностью просторов, запасами угля и прочего топлива! А главное — данный образ жизни вступает в противоречие с вольнолюбивой славянской душой и ее тягой к живой земле.
ИТАК, ПО ПРАЗДНИКУ БЫЛИ НАНЕСЕНЫ ДВА УДАРА. Главный — когда долгими и планомерными усилиями истребляли национальные торжества. И дополнительный — произошедший в связи с разрушением всей социальной жизни и ее смыслов т.н. "реформами" и лишением устоявшихся в советское время дат всякого положительного основания и содержания. В этих датах остались, пожалуй, лишь сентиментальные воспоминания, на которых далеко не уедешь.
Новые революционеры не были бы таковыми, если бы не попытались сформировать новый "праздничный календарь". Но режим не просто фальшивый и антинациональный, но фальшивый и антинациональный в квадрате, не способен на это. Потому что праздник — великое таинство, воплощение внутреннего движения. Отражение осмысленных и неосмысленных, раскрытых и нераскрытых стремлений. Отражение того идеала и торжества, к которому идет общество. Совершенно очевидно, что нынешнее общество РФ не имеет никакого идеала, ни во что не верит и никуда не идет. Выморочность навязываемых народу новых официальных дат поэтому закономерна.
Что можно сказать о душевном здоровье тех, кто придумал праздник "Независимости России"? Затем его переименовали в "День России". То есть стране предлагают бурно радоваться времени ее развала и прихода к власти пьяного самодура Ельцина. Душевное здоровье здесь все-таки ни при чем. Это открытое глумление над Россией и наглость узурпаторов. Чему подтверждение другая дата — "День Конституции". Той самой декларативной писанины, что была "принята" под грохот расстрела законного Парламента. Никем не читанная, неизвестно кем составленная под Ельцина, никогда не исполняемая цидуля была продавлена через процедуру т.н. "всенародного голосования" (голосовали человек 10). Она должна почитаться замордованным народонаселением в качестве святыни.
Власть прекрасно осведомлена, что праздники представляют для большинства повод к пьянке или, в лучшем случае, время вынужденного безделья (весной -дачных работ, что убивает День Победы). Тем не менее, продолжаются манипуляции с календарем. Количество нерабочих (вовсе не праздничных) дней неуклонно нарастает. Вошло в практику объединение любого "внепланового" нерабочего дня с воскресением и субботой, отчего всенародное "гудение" превращается во все более затяжное и бессмысленное. Праздник лишается концентрации, яркости, "размазывается". Постоянно происходит сбой трудового ритма. А глубже — устоявшегося тысячелетиями ритма времени. Основной интервал которого — неделя, с ее Днем седьмым — Воскресением. Впрочем, для сырьевой колонии трудовой ритм является весьма эфемерным понятием. Хлюпает где-то из скважин нефть, и ладно.
Вглядываясь в календарь государственных праздников, поражаешься его безразмерности и фальшивости. Рискую вызвать гнев читателя, но надеюсь на понимание. Начнем сначала: 1,2 января. Почему два дня? Для лучшего опохмела? Гораздо справедливее было в советский период — один день без всяких присовокуплений выходных. Далее — святое Рождество, но вот здесь — лишь один день.
23 февраля — традиционно день Армии, хотя русское воинство имеет, конечно, гораздо более глубокие временные привязки для своего торжества. К тому же содержание его предполагает отмечание в коллективе, в воинском братстве, а вовсе не в домашних тапочках, что разумно и осуществлялось прежде. То есть — по месту работы или несения службы. К тому же непонятно: чему должна радоваться нынешняя, поэтапно разваливаемая армия? 8 марта — тоже традиционной Женский день, хотя подозрительно совпадает по времени с еврейским праздником Пурим, посвященным хитроумной Эсфирь, погубившей воинство гоев. Конечно, Россия "перемолола" все это на свой лад, но, увы, оба вышеозначенных праздника, как правило, попадают на время Великого поста. А на ТВ и повсюду устраивается нарочитая вакханалия. На Пасхальную неделю при этом праздничных дней не предусмотрено…
1,2 мая. Теперь — день Весны и Труда, о солидарности трудящихся велено позабыть. Далее следует священное 9 мая — и это не обсуждается, ибо поистине — Праздник. Хотя для многих теперь — это день нудного копошения с картофелем и лопатой на "участке". Летом же "россияне" имеют выходной в виде "Дня России" 12 июня. Выходной летом — хорошо, только вот непонятно, чем хуже праздник Троицы? 7 Ноября, иезуитски переименовано в "День примирения и согласия". 7 декабря — день позорной конституции.
Всего мы насчитали 11 дней. Если учесть традицию т.н. "предпраздничных" дней и упомянутого присовокупления суббот и воскресений, это число можно смело умножать на 2, и в итоге мы получим почти целый месяц!
Православные праздники при этом вовсе не приобрели статус общенародных, как нас ни пытаются заверить в этом официальные представители РПЦ и бравурные теленовости. Община осознанных христиан растет очень медленно. Антихристианские СМИ, отчужденные властные структуры, да порой и сама Патриархия своей безынициативностью делают все, чтобы возрождения традиционного уклада не произошло. В том числе и в форме праздников. Отсюда сами верующие все больше ощущают себя изолированной группой в кольце враждебного мира. Праздники отмечаются внутри этой группы при любопытном, а то и насмешливом разглядывании снаружи со стороны большинства. И не надо ссылаться на факт прямых трансляций из храма Христа Спасителя (два раза в год).
В целом и Пасхальные, и Рождественские, и другие торжества происходят ущербно, убого, при отсутствии народного единения, в то время, как хотя бы на эти дни, повсюду должны устанавливаться равенство, взаимность и совместная радость. Но иного не может быть, когда сама сущность насаждаемого "строя" чуть ли не во всем противоречит Православию, въедаясь к тому же в официальные церковные структуры и разлагая их. Другое дело, что сам народ, взыскующий праздника, интуитивно начинает нащупывать его именно в религиозном направлении. Но очень велик риск того, что тенденция будет подавлена. Мрачная действительность, разбавляемая чередой пустых и вредных, пьяных "нерабочих дней", не оставляет ни времени, ни места истинной праздничности. Локальные усилия подвижников разрознены, им противостоит машина информационного отупления и чиновничьего пресса.
ВСПОМИНАЮ В СВЯЗИ С ЭТИМ НЕЗАВИДНУЮ УЧАСТЬ теоретика и практика русского праздника Н.Деткова. Имея в распоряжении весьма скудные средства, он умело организовывал торжества, в которых все дышало песней, поэзией, культурой, глубинной религиозностью, живым народным весельем.
По нелепому обвинению в "разжигании" (он всего лишь пришел в числе других в редакцию "МК" потребовать прекратить глумление над Россией) Детков сидел в тюрьме, но и после этого продолжал творить Праздник. А теперь о нем совсем не слышно. Он просто не востребован страной, состоятельные слои которой антинациональны, а бедняки напичканы киркоровыми и деморализованы.
Зато популярными стали юбилеи. Патология отмечать "пятилетие", "десятилетие" и т.п. захлестнула страну. Доходило до того, что отмечалось "пятилетие" Российской армии при министре Грачеве! Каждые учреждение, министерство, фирма, коммерческая палатка, содружество дворников или "моржей" торжественно отмечают "юбилей". Что говорит о фрагментации общества и еще раз подчеркивает распад единства. Все хотят залезть в свою нору, "нишу" и там "корпоративно" отмечать — пожарный в пожарке, слесарь в слесарке. А вот 350-летие исторической Переяславской Рады, объединившей Украину с Россией, власти у нас вообще не заметили. И это — сегодня!..
Особым видом помешательства стали шаблонные "Дни города". На празднование 300-летия Питера истратили многие миллиарды. Московское руководство не отстает в показушной истерии. На Рождество же и Новый год градоначальник в кепке теперь заботится об экономии и живых деревьях (после того, как варварски их вырублены тысячи в московских скверах, отданных под застройку). В столице выставлены уроды из пластика и металла, названные "елками". На ВДНХ, превращенной в помойку, в Парке Горького, в Сокольниках, все более приобретающих отстойный, затрапезный вид, происходит убожество "народных гуляний". Они состоят в том, что на неприбранном асфальте топчатся редкие ряженые в безобразных костюмах. А в доисторические динамиках, развешанных на столбах, гавкают эстрадные "пидерасы". Молодежь сосет из бутылок холодное пиво. На каждом шагу вас хотят обмануть, подсовывая явно некачественную услугу по сверхцене: гнилой шашлык, поддельные сигареты, "билетики счастья". Нужно, наверное, очень много пить, чтобы принимать участие в "народных гуляниях" по-лужковски. Впрочем, сам мэр любит отдыхать в Австрии. Не сомневаюсь, что в других городах Руси картина аналогичная.
Многие подумают, что тема неактуальна. Чего, мол, пристал с каким-то праздником. Однако без него всякое дело бессмысленно. Мы работаем и преодолеваем с мечтой о празднике — так уж устроен человек. Жизнь без праздника — это сплошные будни, это тоска. Давно замечено, что народы, умеющие жить, умеют и праздновать. Отсутствие праздника — индикатор отстутствия полноценной жизни. Плюньте в лицо тому, кто скажет, что он не признает праздников. Значит он их не видел. Или не мечтал о них.
Праздник — это очень серьезно. В нем раскрывается творчество нации, ее фантазия. В нем цветет ее культура. Античная культура — культура праздника. Христианская культура — культура праздника. Праздник противостоит цивилизационному омертвению. Он же часто вдыхает в усталый, измученный народ новые силы. Необходимо помнить, что методичное истребление праздничной культуры — это важнейший компонент геноцида. С его помощью нацию лишают памяти и силы, радости и мечты, яркости, "разноцветности" бытия. Как бы мы ни относились к тем же цыганам, они — иллюстрация того, что можно выжить, не имея ничего, кроме праздника. А если иметь все остальное, то праздник поможет не только выжить, но и победить. Народ, лишенный подлинного праздника (а значит и общения, а значит и самобытной радости), легче зомбировать, легче превращать в быдло, легче разделять. Весь его досуг — в руках медиа-манипуляторов. Народ без праздника — это народ с исковерканной душой. Не случайны поэтому тревожные слова всегда глубокого и точного В.М. Шукшина.
Борьба за Россию предполагает действия по всем направлениями и праздничное — не последнее из них. Мы должны создавать свои "праздничные поля", насколько это возможно, уже сейчас. Но главное — в образе будущей освобожденной России важное место должна занять структура блестящих, осмысленных и объединяющих торжеств.
1.0x