Авторский блог Олег Бондаренко 00:00 4 февраля 2004

Бомбейский марш антиглобалистов


06(533)
Date: 04-02-2004

Жаркая бомбейская зима — плюс 34 — давала о себе знать. То и дело прикладывая ко лбу платок, по набережной, мимо живых свидетельств еще недавнего присутствия здесь Британской империи, меланхолично прогуливался лидер международных антиглобалистов Жозе Бове, своими обвислыми усами в данный момент невыносимо похожий на "мультяшного" Астерикса. Нет, на этот раз он не возглавлял колонну ревущих "командос" антиглобализма, жадно ищущих неразгромленный "McDonalds", как в Генуе, и даже не пытался перегородить улицы небольшим стадом коров (священных для Индии животных), как это было в Париже. Слегка уставший и сомлевший от январской жары Бомбея, гуру антиглобализма просто прогуливался по старой части города, в котором в те дни проходил Всемирный Социальный Форум (World Social Forum).
— Товарищ Бове, лозунгом этого Форума является слоган "Another World is possible!" ("Другой мир возможен!"). Каким вы представляете себе этот другой мир?
— Другой мир — значит другие отношения между людьми. Не как хозяин со слугой, но как брат с братом. А то получается, что у нас на планете есть один, так называемый "золотой миллиард", который хочет себя считать хозяином, и остальные пять миллиардов, которым больше ничего не оставили, кроме положения рабов. Совокупный бюджет транснациональной компании "Toyota" недавно превысил внутренний валовой продукт Португалии! Вы из России? Для вас это тоже актуально.
— Если "другой мир возможен", то возможна ли, на ваш взгляд, "другая Россия"?
— Понятие "другой мир" — это не просто слова, это каждая из стран в отдельности, которая осознает, что так дальше жить нельзя. И другая Россия тоже возможна, это безусловно. Только Путина замените, и у вас все будет хорошо. У вас слишком много природных ресурсов, чтобы было плохо.
— Сейчас в антиглобалистском движении участвуют в основном молодые люди. Как вы думаете, почему они делают выбор в вашу пользу?
— К нам приходят все, не глядя на возраст, цвет кожи и пол. Разумеется, большая часть антиглобалистов — молодые люди самых разных воззрений, есть даже яппи. Наверное, потому, что почти вся молодежь — изначально левая, протестная. И ей нравится то, что мы делаем. Как Черчиль говорил: "У того, кто не был левым до 30, нет души, а у того, кто не стал правым после 40, нет головы". Значит, у меня нет головы!..
— Жозе, можно узнать, как вы сами пришли в движение антиглобалистов?
— О, это очень просто. Я занимаюсь фермерством во Франции. У меня есть своя ферма, которая производит сыры, молоко, творог и еще много всего. Когда я попытался со своей продукцией выйти на местный рынок, оказалось, что весь рынок уже давно поделен между двумя транснациональными корпорациями, и никакого простого фермера туда не пустят. Так я стал антиглобалистом.
Красное солнце слоями уходило в теплый Индийский океан. Мечеть, находящаяся на самой южной оконечности Бомбея, светилась такой красотой, при созерцании которой невозможно было даже подумать, что в этом городе половина восемнадцатимиллионного населения живет в трущобах. Под словом "трущоба" мы все же привыкли подразумевать полуразрушенный дом, старую хату. У коренных бомбейцев несколько иные представления на этот счет. "Лучшее" из того, что мне удалось увидеть в "трущобном" районе, это было сооружение три на три метра, выполненное из кусков шифера, где жили пять человек. Но как это ни страшно, "трущобы" — не самый худший вариант существования жителей Бомбея. Многие из них живут прямо на улице, не имея вообще никакого дома. Мне довелось наблюдать ночевку бомбейских бомжей. Целыми улицами в одночасье они ложились спать, постелив под себя куски картона. По улицам ночью лучше не ходить — не ровен час наступишь на спящих людей. Хотя сами они к этому уже привыкли. По крайней мере, крысы прыгали через них, как через бревна…
Когда идешь по таким трущобам, начинаешь задумываться: а имеют ли вообще местные жители представление о тех же "правах человека", о том, что каждый человек может, если захочет, да и должен жить лучше. Но здесь понимаешь, что любой человек, который начинает богатеть, требует все больше внимания к своей персоне, все больше прав для себя, в итоге становясь эгоистом, а значит — и либералом. Ведь абсолютное большинство богатых людей — либералы. Ну а спящие на улицах, может быть, и не зная, что можно жить по-другому (кастовый принцип до сих пор сильно распространен в Индии), и не пытаются исправить свое социально-экономическое положение, довольствуясь тем, что есть. Заставить таких людей восстать против существующего несправедливого положения — главная задача антиглобалистов.
Тем временем на самом Форуме, ради которого все и задумывалось, творилось невообразимое. Цветовое обилие участников могло соперничать только с яркой палитрой индийской природы. Вообще-то ежегодно с 2000 года подобные форумы проводились исключительно в бразильском Порту-Алегри. Но в этот раз организаторы World Social Forum решили, что пора пропагандировать идеи антиглобализма в Азии. Изначально существовали серьезные опасения относительно количества участников — ведь в Порту-Алегри большую часть делегатов всегда составляли латиноамериканцы, у многих из которых просто нет денег на авиабилет до Бомбея. Однако в первый же день эти опасения были развеяны благодаря низшей касте жителей Бомбея, решивших "почтить" форум своим многочисленным присутствием. В итоге собралось около 200 тысяч человек, только четверть из которых были иностранцами.
Свою визитную карточку — антибуржуйские погромы — в этот раз антиглобалисты показывать не стали, да и громить-то особенно было нечего. В итоге, превратившись в исключительно многолюдную "интеллектуальную тусовку", форум погрузил своих делегатов в решение вопросов независимости Тибета, борьбы против "Кока-Колы" и требований вывести американские войска из Ирака. Впрочем, были затронуты и "российские" темы. Например, директор Института проблем глобализации Борис Кагарлицкий, возглавлявший нашу делегацию, провел семинар на тему "Новые реалии: борьба в условиях диктатуры Путина", на которые собралось большое количество уважаемых антиглобалистами людей: профессор Валлерстайн из США, Кристоф Агитон из Франции, Уилден Беллоу из Великобритании, считающиеся интеллектуальной элитой антиглобализма. Однако представителей индийских антиглобалистов — главным образом, из коммунистической партии Индии — на этой дискуссии, к сожалению, не было. Но ведь это был только "первый выход" антиглобализма на просторы Азии. Все впереди!

Бомбей — Москва

1.0x