Авторский блог Редакция Завтра 00:00 21 января 2004

НА СВЯЗИ — МИНСК


04(531)
Date: 21-01-2004
НА СВЯЗИ — МИНСК
В 2000 году с политической арены Югославии практически бесшумно "ушли" Слободана Милошевича. Удержавший власть после четырех проигранных войн, устоявший после 78 дней варварских натовских бомбежек и более десяти лет международных санкций, он оказался абсолютно бессилен перед тщательно организованными и четко проведенными "демократическими" выборами.
На следующий год югославский вариант решено было использовать для свержения Лукашенко. Если на "восстановление демократии в Сербии" Конгресс США официально выделил 41 млрд.долларов, то к президентским выборам в Беларусь вкачали в полтора раза больше. Западные спецы на своих семинарах обучали лидеров оппозиции "ненасильственному сопротивлению", проведению забастовок. Тысячи активистов прослушали установочные лекции по организации "параллельного подсчета голосов". Еще задолго до выборов начали нагнетаться страсти: оппозиция заговорила о подтасовках, "лишних бюллетенях", "бесчисленных нарушениях".., а затем о своей победе, призвав население поддержать ее. Но поражение ее было настолько явным, что на площадь в поддержку этих "победителей" не собралось и сотни митингующих.
Лукашенко торжествовал. Оппозиция притихла, предпочитая давить Беларусь и Батьку руками Запада и… России. Но "уход" Шеварднадзе заставил ее снова во всеуслышание заговорить о возможности повторения уже югославско-грузинского варианта "освобождения от диктатора". На одном из порталов недавно был проведен электронный опрос. На предложенный вопрос: "Почему в Беларуси такое невозможно?" (как в Югославии и Грузии), более 31 процента избрали вариант ответа "Потому что Беларусь не Грузия". То есть белорусы не эмоциональные, быстро вспыхивающие, сжигающие за собой все мосты грузины, а толерантные, взвешенные люди, как правило, думающие о последствиях тех или иных своих действий. Но, как сказал один из оппозициционных деятелей, "памяркоўныя" белорусы долго запрягают, но потом гонят так, что только держись". И тому за последние 10-12 лет есть масса примеров. Не случайно на тот же вопрос "Почему в Беларуси такое невозможно?" 30 процентов, т.е. всего на 1 процент меньше, ответили, что "и у нас такое возможно". При каких условиях, спросите вы. Оппозиция считает, что основная проблема в том, что ее не пускают на телевидение. Вот получила бы она выход в телеэфир… Увы, батькины радио и телевидение сегодня и без оппозиции поразительно аполитичны, аморфны и в лучшем случае занимаются развлекаловкой, копируя худшие передачи российских телеканалов. Архаичные по содержанию и допотопные по подаче материалов, они так и не стали настоящим рычагом политического влияния на общество.
По-прежнему единственным "пропагандистом и агитатором" в республике остается сам Лукашенко.
Еще одной важной составляющей успеха событий в Тбилиси, справедливо считают белорусские наблюдатели, это наличие в Грузии легальной системной оппозиции. Здесь можно назвать спикера парламента Нино Бурджанадзе, экс-спикера Зураба Жвания и еще несколько десятков парламентариев, открыто выступавших против Шеварднадзе. В Палате представителей Беларуси небольшая депутатская группа "Рэспубліка" также пыталась идти в пику Лукашенко. Но ее лидеры безлики, действия беспомощны и пугают их самих.
Сегодня ряд идеологов "мирного" отстранения от власти белорусского президента ставку делают на ближайшее окружение и чиновничество, считая их единственной опорой Лукашенко. Аргумент: что он с ними не очень миндальничает и не дает, как в России и других странах СНГ, "использовать имеющиеся у них возможности", т.е. прибрать к рукам и разделить государственную собственность. Вопросы здесь действительно есть. Как поведут себя в сложных ситуациях эти люди, те же бесчисленные "патриотические", молодежные и прочие организации и структуры, созданные Лукашенко, во многом действительно остается загадкой. Последнее свидетельство — похороны писателя Быкова, казалось бы, не оставляет иллюзий. Оппозиция в той ситуации оказалась более организованной и решительной. Все прошло под ее диктовку. Официальные власти беспомощно отступили. Понятно, что похороны — не место для конфронтации. Но ведь еще более шумные "похороны" они могут устроить из чего угодно. И что тогда?
Говоря о грузинских событиях, многие отмечают, что Шеварднадзе "ушел" после того, как вдрызг разругался с Кремлем. И даже если сценарий свержения Шеварднадзе был разработан в Вашингтоне, то остается признать очевидное, что Москва этому не препятствовала. Не лучше отношения сейчас с Кремлем и у Лукашенко. Словесные перепалки между двумя президентами сеют сомнения в душах людей. Со своей стороны эти президентские "страсти" активно использует не только белорусская оппозиция, но и более серьезные противники Союза двух наших государств.
Они уже сегодня просчитывают шансы на успех. Ведь осенью в республике должны состояться парламентские выборы. Только ни югославский, ни тем более грузинский вариант здесь все-таки не пройдет. Белорусский народ и его президент умеют делать выводы из уроков, которые всем нам дает современная история. Видно, не случайно только что взошедший на шаткий, разваливающийся грузинский престол Михаил Саакашвили на днях сделал заявление не по Беларуси, нет, а по Украине: "Наш друг Виктор Ющенко через четыре-шесть месяцев станет президентом Украины. После революции в Тбилиси начались выступления в Киеве. Жители Украины заявили, что хотят такой же смены власти, как в Грузии", — вещал он. В свое время жители Украины одними из первых на референдуме проголосовали за выход из СССР: "Надоело кормить москалей". Теперь даже хлеб они просят у России и Беларуси.
Евгений Ростиков
1.0x