Авторский блог Редакция Завтра 03:00 31 декабря 2003

СЖИГАЯ ЦВЕТ...


01(528)
Date: 01-01-2004
СЖИГАЯ ЦВЕТ...
Художник Владимир Маслов живет на Волге, в поселке Белый Городок, вдали от общественного внимания. Он верит, что свое мировоззрение может выразить только живописью, как поэт поэзией, а музыкант музыкой. Истинный художник, он творит спонтанно, изображая берега "Русского Нила" с постоянством и мистической глубиной. На Волге — средоточие национальных культурных традиций, и река, как намоленная икона в храме, впитала в себя дух русской жизни, прямо или косвенно присутствуя в живописи и литературе у Некрасова, Хлебникова, Левитана, Репина, Мельникова-Печерского.
Подлинные пантестические ощущения лежат в основе живописной системы Владимира Маслова. Фактура его картин необычайно смела, а поэтика — реалистична и не выходит за пределы традиционных жанров: портрет, пейзаж, натюрморт. Он пишет в экспрессивной манере и, подобно Анатолию Звереву, предан идее моментализма, что только наращивание скорости письма помогает схватить мир таким, каков он есть. Пространство его полотен заполнено пятнами света и тени, светящимися линиями, передающими ощущения стихий: воздуха, воды, огня и земли. Блики с неба и резкие линии, нанесенные мастихином, вносят в сюжет драматизм и напряженность. И если драматизм и напряженность проявляются с недостаточной силой, художник считает картину вялой и неудачной. Темперамент и энергия, с которыми мастер приступает к работе, нередко приводят к тому, что холст оказывается прорванным мастихином и приходится начинать работу с начала. Это часто заставляет его использовать для работы оргалит — материал, отлично выдерживающий темперамент художника.
Маслов вносит в свои картины острый и почти метафизический свет, который, нередко сжигая цвет, одухотворяет ритм картины и определяет индивидуальный стиль художника. Мастер чужд всякого бытовизма. Бегло написанные фигуры малы и неодушевленны, они только часть художественного пространства, часто менее значительная, чем крыша домов или ветки деревьев. И хотя художник оставляет в стороне созидательную деятельность человека, его картины воплощают человечность и человеческое начало в самом широком смысле этого слова.
Маслов — человек не от мира сего, и, как это всегда бывает с подобными людьми в России, талант либо эксплуатируется людьми, не понимающими ни искусства, ни роли художника в нем, либо не признается совсем. Искренность, бескорыстие, обнаженность чувств, доброта — черты подлинного художника, так полно присущи Владимиру Маслову в творчестве и жизни, всегда получали в традициях русской нравственности высочайшую оценку.
Время творит свой язык — язык живописи, музыки, литературы — язык наднациональный и надпространственный. То, что мастер из полуразрушенной, чающей воскресения России говорит с миром на этом языке, делает его творчество особенно выразительным и чистым.
Наталия АЛЕШИНА
1.0x