Авторский блог Евгений Ростиков 00:00 16 декабря 2003

“КОТ” ПРЫГАЕТ В “ПУЩУ”


51(526)
Date: 16-12-2003
Author: Евгений Ростиков
"КОТ" ПРЫГАЕТ В "ПУЩУ" (Были ли в Беларуси "лесные братья"?)
В конце 80-х — начале 90-х годов, особенно после развала Советского Союза, во многих республиках, и прежде всего в Прибалтике, на Украине и в Беларуси, так называемые идеологи независимости от "варварской Москвы и москалей" с головой ринулись в пыльную историю. Но поиски великой национальной идеи и своих "известнейших в мире героев и полководцев, борцов за независимость" были хоть и увлекательным занятием, но все-таки малопродуктивным и неубедительным. У специалистов, особенно у серьезных историков, такого рода "открытия" вызывали разве что сочувственную улыбку: мол, чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало. Но эти "детки" сами и не думали плакать, они всех остальных намеревались заставить это сделать. Внедряя в сознание людей мифы про "наших великих предков", владевших прекрасными землями "от моря до моря", а теперь отнятых соседями, они вскоре открыто ("ради исторической справедливости") стали требовать вернуть им Вильнюс и Виленщину, Белосток и Белосточчину, не говоря уже о Смоленщине. Только вот силенок для осуществления этого было пока маловато. И потому национал-патриоты стали прихватывать то, что, как им казалось, не вызовет больших распрей. Тех же польских и литовских князей и полководцев, недолго думая, чохом "перекрестили" в белорусов. И неважно, что даже родившись на белорусской земле, эти деятели на 99 процентов отражали чуждые ей интересы, душили ее народ. Дошло до курьеза, когда на одном из симпозиумов в Вильнюсе, чтобы погасить все более разгорающиеся распри и путаницу, кому в действительности принадлежит тот или иной исторический персонаж, наши ученые мужи договорились, что каждый его будет называть "своим", не забывая, что это один и тот же человек. Вершиной этих "исторических изысканий" стал герб "Погоня" со скачущим всадником, который в начале девяностых оказался сразу у двух, явно сегодня далеких друг от друга республик — Литвы и Беларуси.
КАК ОТЕЧЕСТВЕННУЮ ВОЙНУ ПРЕВРАЩАЛИ В ГРАЖДАНСКУЮ
Только все эти гордые рыцари, князья и князевны "па эўрапейскi адукаваныя i цывiлiзаваныя", жестоко бившие где-то под Оршей "несметное захватническое русское войско", могли служить сюжетной основой разве что для дешевых "исторических" романов и таких же жалких костюмированных фильмов и спектаклей, которые, кстати, и выпускаются сегодня в республике в огромном количестве. Только проблема в том, что эти пошлые сказочки никак особенно не воздействуют на современных белорусов. Слишком давно это было (если было) и чуждо их сегодняшним интересам и пониманию.
И тогда "специалисты" взялись за более близкий и понятный людям последний героический период нашей истории — Великую Отечественную войну. Для начала ее попытались представить не как войну с немецко-фашистскими захватчиками, а как... гражданскую, попутно реабилитировав бывших полицаев, старост, бургомистров и прочих коллаборационистов. Советский писатель лауреат Ленинской премии Василь Быков, сразу после объявления независимости враз ставший националистом и их главным идеологом, так и писал, что в Беларуси была не столько Отечественная, сколько гражданская война, "инициированная большевиками". И вот уже один из заштатных профессоров, в прошлом начштаба отряда 2-й Заслоновской партизанской бригады, ничтоже сумняшеся пишет: "Мы воевали с фашистами не за "развитой социализм" и не за "столицу нашей Родины Москву", а за свою независимость". И так воевали, что Сталин "боялся снабжать нас надлежащим образом оружием, боеприпасами, медикаментами". Оно и понятно, обеспечь таких, как этот профессор, героев в полной мере патронами и касторкой, глядишь, они бы и сталинское войско по кочкам разнесли. О том же, что тыл работал на пределе возможного, что кроме белорусских партизан, которые якобы боролись только "за сваю незалежнасць", была еще и многомиллионная Советская Армия, которая воевала за освобождение такой же "независимой" нынче Молдавии, Украины, прибалтийских республик и той же Беларуси, бывший начштаба, а ныне философствующий профессор не упоминает. Да и не нужна была эта Советская Армия нашему ученому штабисту. "Именно благодаря этому национально-освободительному движению, — вещает он, — Беларусь более чем наполовину освободила себя сама от немецких оккупантов. Советская Армия вошла в уже на 60 процентов освобожденную территорию как нож в масло. И ей таким образом нами вместе с польской Армией Крайовой была расчищена дорога на Берлин".
Как вам, ветераны и молодежь, нравятся такие "национальные ученые" и их запоздалые открытия? А ведь их сегодня в каждой "независимой" республике и в бывшем социалистическом лагере пруд пруди. Но вернемся к белорусскому корифею научной мысли. Выходит, и не нужна была для освобождения Беларуси одна из тяжелейших битв Второй мировой войны — операция "Багратион", в результате которой советским войскам пришлось преодолевать хорошо укрепленную и глубоко эшелонированную немецкую оборону, ломать сопротивление более чем миллионной группировки противника. По этому поводу Быков, не упоминаемый мной ранее писатель, а известный генерал Алексей Быков, говорит: "Слов нет, партизаны сыграли огромную роль в освобождении Беларуси. Но какой бы мощной и мужественной ни была партизанская армия, справиться с такой армадой фашистских полчищ ей было не под силу".
Но национал-патриоты — это особые ученые, они, как правило, оперируют не фактами, а мифами и эмоциями. Так что нет ничего удивительного, что белорусы не только "почти" сами освободили свою республику от фашистов, но и "расчистили дорогу" Советской Армии; и той уже ничего не оставалось, как взять Берлин. Кстати, еще одна весьма "оригинальная" и показательная мысль, которую мы не должны упускать из вида: "освобождали" они Беларусь вместе с пресловутой польской Армией Крайовой. Не здесь ли собака зарыта? Ведь не только участники партизанского движения, историки, но и простые граждане республики хорошо знают, что действовавшие в Западной Беларуси "аковцы" подчинялись только польскому эмигрантскому правительству в Лондоне и, не жалея ни своих, а больше всего чужих жизней, сражались за "усходния крэсы" не только с немцами, но и белорусскими партизанами. А потом, после освобождения Беларуси и окончания Второй мировой войны, еще несколько лет убивали из-за угла коренных белорусов и представителей Советской власти. Только при чем здесь белорусские националисты, спросите вы? В том-то и дело, что наши покладистые "патриоты", таким нехитрым образом примазавшись к польской Армии Крайовой, хотят доказать, что они не просто постыдно пошли на услужение новой власти (националисты всегда готовы по-собачьи служить сильнейшему), а отчаянно боролись с ней и "расейскiмi акупантамi аж да сярэдзiны 50-х гадоў".
ЭСЭСОВЦЫ МАРШИРУЮТ ПРЯМИКОМ В ЕВРОСОЮЗ
В 1980-м году, будучи корреспондентом республиканской газеты "Советская Эстония", я вместе с рабочими Пярнусского лесокомбината приехал на одну из делянок, расположенную в приморской глухомани. Эстонцы мало походили на тех лесорубов, которых я встречал в Архангельской области, под Братском, в Уссурийской тайге. Эти работали аккуратно, стараясь не помять ни одного молодого дерева. Но вот одна из спиленных сосен как-то неловко крутнулась и, рухнув, ушла кроной в землю. Когда трактор оттащил это тяжелое дерево в сторону, то открылся глубокий, тщательно замаскированный схрон, в котором мы обнаружили клочья сотлевших шинелей, проржавевшие консервные банки и автомат. В глубине провалившегося схрона торчали ребра палатей, на которых, видно, отдыхали люди.
— "Лесные братья,"— сказал со знанием дела лесоруб Лембит Луйк.— Они в этом районе почти до 50-х годов постреливали.
Потом, уже в Таллине, я познакомился с одним из полковников КГБ, который "курировал" религию. А сразу после войны по заданию органов он вместе с "лесными братьями" ходил на боевые задания, встречал диверсантов, которых высаживали в этом районе морем или сбрасывали на парашютах. "Встречал", видно, неплохо, потому что за заслуги перед Советской властью был награжден несколькими боевыми наградами. Эстонцы его не очень любили, сам видел в Тарту, как одна пожилая пара сначала презрительно отвернулась от него, а по-
том плюнула вслед, сопроводив это крепким словцом. "Мои подопечные", — удовлетворенно констатировал он тогда. Но когда в конце 80-х годов в Эстонии зашевелилась националистическая публика во главе с дочерью довоенного секретаря ЦК КП Эстонии Лауристина, мой знакомый полковник Вальдур Агустович, примкнул к демонстрантам и внес свой вклад в "разоблачение врагов и освобождение милой Эстонии". Когда и кому он служил честно, так, видно, и останется загадкой. Тем не менее, тогда, в далеком 1980 году, мне, молодому журналисту, он много рассказывал о повадках "лесных братьев", для которых вырезать семью какого-нибудь совслужащего считалось обычным делом.
Кстати, милый курортный городок Пярну, в который так любили приезжать на отдых москвичи и особенно ленинградцы, был на том "сотом" километре от столицы Эстонии, где разрешалось селиться бывшим эстонским эсэсовцам и "лесным братьям", которые после отсидки в сибирских лагерях возвращались на свою "маленькую, тихую родину". Так что в недавнем появлении в одном из центральных скверов этого города бронзового памятника эстонскому эсэсовцу с пистолет-пулеметом МР-40, ствол которого был направлен на Восток, нет ничего удивительного. Скандал, связанный с этим, утихнет и разобранный памятник "храбрым эстонским воинам, павшим за Родину и свободную Европу в 1940-1945 годах", снова водрузят в центре города. О том, что даже гитлеровцы были в шоке от "национальных героев" Прибалтики, которым поручали самую грязную работу — уничтожать мирное население, охранять концлагеря, жечь и истреблять безоружных людей, сейчас в этих милых республиках не любят вспоминать. А ведь только в Беларуси они уничтожили десятки тысяч евреев и "сочувствующих партизанам". Об этом в "цивилизованной" Европе не знают или не хотят знать.
На Украине не стали дожидаться, пока ее пригласят в эту сверхцивилизованную организацию ЕС. Памятник Бандере высится там уже несколько лет. Оно и понятно, эстонские "братья" сродни тем, которые орудовали на Западной Украине. В былые времена я часто летал во Львов, где учились мои друзьям — музыканты и художники, и где все дышало историей и... ненавистью. Меня поразило, как местная профессура, эти утонченные интеллигенты, получившие образование в Вене, Кракове и даже Париже (чего греха таить, и меня научившие вилку и нож держать), с плохо скрываемым восторгом рассказывали нам, молодым, о подвигах борцов за "самостийность". С бандеровцами и украинскими эсэсовцами из дивизии "Галичина", которые участвовали в уничтожении мирного населения не только на Украине, в Словакии и Югославии, но и в Беларуси, их связывала лютая ненависть даже не к советской власти, а к русским. "Вы, белорусы, слишком уж толерантные,— снисходительно говорили они, и добавляли, видя мое недоумение.— Почему-то ринулись в партизаны, вместо того, чтобы воспользоваться ситуацией и вместе с немецкой армией бороться за освобождение своей Родины".
Этот упрек, а точнее, обвинение белорусов в "толерантности", потом, все 90-е годы, будет звучать не только от украинских и белорусских националистов, но и по российскому телевидению, со страниц российских газет. Они будут призывать белорусов к действию и бунтам — свержению "диктатора". Но белорусы народ действительно уравновешенный, последовательный. Немного, хотя бы на пару шагов заглядывающий вперед. И когда однажды, не выдержав, я поинтересовался у своих львовских профессоров, много ли они выиграли от дружбы с фашистами, службы у них, кроме грязи, крови и тысяч безвинно убитых? Не разогнал ли фюрер всю их националистическую кодлу во главе со Стецко сразу же, как только оуновцы попытались робко заявить о своих правах. Праведному гневу ученых мужей не было предела:
— Вас, белорусов, вместе с москалями надо уничтожать под корень, чтоб ни одной живой даже клеточки не осталось на земле. И бандеровцы в этом были правы, правы!..
Про "лесных братьев" пограничной с Беларусью Литвы мы уже говорить не будем. Знаменитая кинокартина "Никто не хотел умирать" об этом более чем подробно поведала; и хотя показано в фильме было все слишком элегантно, как и следует в вестерне, тем не менее, и там по ноздри хватило грязи, предательства, коварства, выстрелов в спину, которые действительно сопровождали эту "святую борьбу".
ГИТЛЕРОВСКИЙ "ГУМАНИСТ" И КУРОПАТЫ
Но как же так спохватились белорусские, а точнее пропольские националисты (потому что чистых белорусских националистов никогда не было и не может быть, но об этом отдельный разговор), во всех ближайших республиках был "нацыянальна вызваленчы рух", были "лесные братья", а у нас нет. Такого быть не должно. И началось… Игнорируя всякую историческую правду, подтасовывая фамилии и факты, сначала в среде так называемой творческой интеллигенции, а потом на страницах периодики стали появляться статьи, подспудно реабилитирующие не только полицаев и прочих предателей (мол, они и есть истинные борцы за независимость Беларуси), но и немецких фашистов. Да-да, тех, что уничтожили каждого третьего белоруса. Наиболее показательный пример с "реабилитацией" гауляйтера Вайсрутении (Беларуси) Вильгельма фон Кубе, "подло убитого минскими подпольщиками прямо в своей постели рядом с беременной женой, которая, к счастью, не пострадала". Сначала в одном из польских издательств появился фундаментальный труд Юрия Туронка о годах гитлеровской оккупации Беларуси, в котором отмечалось, что "Кубе в сложных условиях (фашистской оккупации, естественно.— Е.Р.) способствовал возрождению подавленных в 30-е годы национальных чувств белорусов и идеалов их государственной независимости". Вот так, ни больше ни меньше. Вот кто, оказывается, возрождал белорусскую независимость. После этого, как из рога изобилия посыпались статьи о вкладе гитлеровского наместника в образование, культуру, духовность — он-де открывал белорусские школы и храмы, покровительствовал искусству и сам даже писал стишки, а "злобные и коварные подпольщики" Елена Мазаник и прочие взорвали его прямо в семейной постели". За это, правда, фашисты расстреляли 300 заложников, но потеря наместника Гитлера для белорусского национального движения оказалась невосполнимой. В запоздалое отпевание этого фашиста, помимо белорусских националистов, включился даже один из собкоров НТВ, который после того, как Лукашенко вытурил его из Беларуси, преспокойненько стал гражданином Израиля. В этом тоже есть своя логика: ведь когда в январе 1942 года минский городской комиссар Янецке обратился в Берлин с просьбой не присылать в Беларусь очередную партию в 50 тысяч западноевропейских евреев, так как их ни разместить, ни накормить невозможно в разрушенном городе, именно "гуманный" Кубе нашел выход и способствовал тому, что транспорты с евреями из Западной Европы стали направляться не в переполненное минское гетто, а сразу к местам уничтожения. Да и само минское гетто, насчитывающее в начале войны около 80 тысяч евреев, к 00 часам 40 минут 22 сентября 1943 года, когда гауляйтер взлетит в воздух, насчитывало всего 8 тысяч человек. Кстати, чем бы сегодня оперировали белорусские националисты, не будь у них этого козыря, который им подбросил этот немецкий гуманист — гауляйтер?! Я имею в в виду человеческие останки в Куропатах и других местах, которые в начале 90-х были поспешно объявлены жертвами сталинских репрессий, ну и, конечно же, "расейских акупантау", безжалостно уничтожавших наш почти что арийский "генофонд". Так что нет ничего удивительного в том, что члена национал-социалистической партии с 1927 года, кавалера креста за военные заслуги I степени Вильгельма фон Кубе некоторые в республике теперь считают "первым белорусским возрожденцем". И как же, имея такой "фундамент", точнее такую богатую родословную, белорусские националисты не могли не продолжить борьбу за свою независимость после позорного изгнания их покровителей из республики? Но в том-то и дело, что не смогли. Слишком велика была ненависть белорусского народа, потерявшего в той войне каждого третьего своего гражданина, к немецким оккупантам и их прислужникам.
КАК ОНИ СОБИРАЛИСЬ СВЕРГАТЬ СОВЕТСКУЮ ВЛАСТЬ
Тем не менее, отдельные попытки сражаться со своим народом националистами под руководством нацистов предпринимались. В сентябре 1944 года в местечке Дальвиц Восточной Пруссии для успевших унести из Беларуси ноги полицаев и прочих предателей "абвер" организует учебный центр. Здесь он начинает готовить своих агентов для диверсионной работы на территории уже освобожденной республики. Руководит этой диверсионной школой сотрудник "абвера" майор Герулис. Захваченный в плен "смершевцами" 17 сентября 1945 года, он рассказывал, что на состоявшемся совещании у полковника Отто Скорцени, который курировал эту дальвицкую школу, любимец фюрера объявил, что после пополнения диверсионной группы до 700-800 человек и шестинедельного обучения они перейдут границу Беларуси и "согласно намеченному плану, объединят все повстанческие силы и свергнут советскую власть". Но набрать в эту диверсионную школу удалось всего около 200 курсантов. Завербовали и с десяток девушек, из которых в Данциге стали готовить радисток. Из "подвигов" курсантов этой школы, можно назвать разве то, как в августе-октябре 1944 года весь ее личный состав участвовал в задержании советских парашютистов. В частности, в октябре шесть советских десантников погибли в неравном бою с "дальвицкими белорусами". Но это, как говорил майор Герулис, только цветочки. Впереди их ждала "настоящая работа".
Первая диверсионная группа из 27 белорусов и "сибиряка-азиата Александра Каимова" должна была десантироваться в Налибокской пуще. Напутствуя своих хорошо экипированных выпускников, у которых помимо автоматов, ручных пулеметов, двух минометов и взрывчатки были две коротковолновые радиостанции, и даже портативная типография, майор Герулис сказал: "Надо во что бы то ни стало продержаться до весны. А там начнется стремительное наступление по всему фронту, и немецкие войска вернутся в Беларусь. Ваши заслуги перед фюрером и рейхом будут оценены по достоинству".
Помимо диверсионной работы в тылу Красной Армии и против устанавливаемой на местах советской власти, диверсантам вменялась в обязанность организация на местах повстанческой деятельности, т.е. отрядов "лесных братьев". Командовал этим десантом Михась Витушка, которого сегодня отдельные в Беларуси национал-патриоты называют не меньше чем "генэрал" (хотя на самом деле он имел звание майора так называемой Белорусской краевой обороны (БКО) и готовы объявить чуть ли не национальным героем. "Витушка принадлежал к той группе национальных деятелей, которые разуверившись за годы войны и в советском, и в фашистском режимах, образовали подпольную Белорусскую незалежницкую партию (БНП) для борьбы за суверенную Белорусскую Народную Республику (БНР)",— пишут о своем "герое" националисты. И продолжают дальше нести эту националистическую, насквозь лживую ахинею, — Витушка, дескать, участвовал "в разработке плана антифашистского (?) восстания в Минске в июне 1944 года, но по ряду причин восстание не состоялось, и руководство БНР перебралось на Запад (Причина была одна: Советская Армия начала операцию "Багратион" по освобождению Беларуси, и немецкие войска вместе с этой националистической сволочью бежали на Запад. Но послушаем этих певцов национальной идеи все-таки дальше Е.Р.). То, что Германия уже проиграла войну, было очевидно, но не исключалась возможность нового конфликта между СССР и западными державами".
Это весьма характерная черта националистов всех мастей, в какой бы стране они не жили, — надежда на чудо. Придет или приплывет на белом пароходе добрый дядя из Германии или лучше из США и все разом решится, — т. е. мы получим власть. Или соседи передерутся, а мы сострижем купоны. Но, как правило, именно они сами, а точнее народы доверившиеся националистам, оказываются потом крайними. Но вернемся к нашему "нац.генэралу". Несмотря на ореол святости и "разочарованность и в советских, и в фашистских режимах", известно, что до 1944 года он командовал полицейским карательным батальоном, который вместе с немцами принимал участие в кровавых акциях против партизан. Но особенно "генерал прославился" своими расправами над мирными жителями Смоленщины и в Могилевском округе, за что получил несколько весьма специфических фашистских наград, которыми те отмечали своих "восточных помощников".
17 ноября 1944 года, когда Советская Армия вела тяжелые кровопролитные бои уже в Венгрии, Югославии, Прибалтике и Восточной Пруссии, поздним дождливым вечером с аэродрома близ Данцига поднялся немецкий военно-транспортный самолет с первой группой "освободителей Беларуси". Сразу скажу, что до этого в Беларусь с 16 на 17 сентября уже забрасывали группу выкормышей дальвицкой школы. Но их в течение нескольких дней всех до одного уничтожили. И в дальнейшем, точнее 21 декабря 1944 года, в республике приземлится еще одна и, как окажется, уже последняя группа белорусских диверсантов. Но тех тоже быстро обнаружат, часть перебьют в перестрелке, остальные будут задержаны органами госбезопасности. После этого бесславная история белорусских "лесных братьев" фактически закончится.
Но группе Витушки вначале "повезло". Так как полет и десантирование ее проходили в сложнейших метеоусловиях, то вместо запланированной Налибокской пущи в Беларуси диверсанты оказались в 120 км от условленного места, в Литве. Они сразу же разбрелись кто куда, так никогда и не собравшись вместе. Большая часть из них была перебита или задержана "смершевцами" Белорусско-Литовского военного округа, а пятеро во главе с Витушкой захвачены в плен отрядом Армии Крайовой (АК), которым командовал польский офицер Г.Станкевич по кличке "Комар". Как потом напишут национальные биографы, Витушка, "лишенный возможности действовать самостоятельно, он по приказу руководителя АК Виленского округа остался в группе "Комара" и выполнял приказы польского руководства". И это еще одна весьма характерная деталь. Белорусские националисты никогда не были самостоятельны в своих действиях и всегда служили или немцам, или полякам, а в настоящее время, кроме двух вышеназванных, находятся в услужении еще и у американцев. И всегда готовы предать одних, чтобы тут же перебежать на сторону сильнейшего. Но тогда им перебежать не удалось. 7 января 1945 года польские террористы вместе с белорусскими диверсантами были разгромлены одной из регулярных частей Советской Армии. По свидетельству участника этой банды Т.Юзефовича, в том бою был убит и Витушка.
КАК ИЗ НАВОЗНОЙ "МУХИ" ДЕЛАЮТ НАЦИОНАЛЬНОГО СЛОНА
Я так подробно остановился на этом фигуранте не потому, что он чем-то особым выделялся среди прочей националистической сволочи, у которой к тому времени руки по локоть уже были в безвинной крови, а потому, что сегодня кое-кому в республике очень хочется реанимировать подобных "героев". Реанимировать и в переносном и в прямом смысле.
В начале этого года в "Белорусской деловой газете" (БДГ), незадолго до того, как Лукашенко прикроет ее на три месяца, чем вызовет гнев "мировой общественности", радеющей за свободу слова, появилась "сенсационная" статья под интригующим названием "По следам "Черного кота". Как, думаю, вы догадались "Кот" это все тот же Витушка. Xотя в АК он проходил под кличкой "Муха". Но видно какой-то несолидной показалась нынешним идеологам белорусского национального возрождения для ее величайшего героя такая кликуха, как "муха". Так воскресив и тут же перекрестив "муху" в "кота", ее тут же стали превращать в огромного национального слона. "В Налибоках Витушка объявил о создании Белорусской освободительной армии, которая в основном действовала на Гродненщине, Брестчине, Белосточчине и Виленщине. Отдельные его отряды сражались под Могилевом, Витебском, Минском, Борисовом (хорошо что еще не под Москвой. — Е.Р.). Тесные контакты поддерживались с польской Армией Крайовой, Украинской повстанческой армией (УПА), литовскими и латышскими "лесными братьями". Известно, что совместно с поляками группы Витушка контролировали железные дороги Мазовии и Белосточчины..." Ну и т.д. и т.п. "действовал" Витушка, если верить газете, вплоть до начала 50-х годов. И этот бред подается белорусскими националистами как "стирание белых пятен с нашей великой истории". Xотя те же поляки, которые после освобождения Беларуси и даже после войны в составе АК действительно активно занимались террористической деятельностью против Советской Армии на территории Западной Беларуси, в поразительно правдивой книге "Проклятые солдаты" замечают: "С 1947 г. мы ограничились лишь борьбой за выживание. Сооружали в лесах и на хуторах, пользуясь помощью местного польского населения, тайные бункеры, часто меняли места пребывания, избегая многочисленных облав. Все больше стирались разделявшие нас ранее весьма существенные разногласия. Поляки зачастую находились в отрядах литовских партизан, а литовцы — в польских отрядах. Иногда там можно было встретить дезертиров из Красной Армии. Среди них были даже такие "экзотические" партизаны, как, например, казахи. На данной территории действовали и банды грабителей. Однако последние беспощадно преследовались как подпольем, так и органами советской власти".
Как видим, поляки вспомнили даже "экзотических" казахов, но во всей книге нет даже намека на бурную деятельность "Черного кота" и его "40-тысячной Белорусской освободительной армии", которая не только "контролировала окрестности", но и "беспрепятственно передвигалась по всей Беларуси". "В мае 1947 года в Гродненской области были сорваны советские флаги, а вместо них вывешены бело-красно-белые знамена (под которыми в годы войны маршировали белорусские полицаи, а в начале 90-х пытались и сделали на пару лет, пока не пришел Лукашенко, государственным их наследники.— Е.Р.). В 1951 году бойцы "Черного кота" сорвали проведение митинга в Вильнюсе, бросив в толпу несколько петард".
С героями у белорусских националистов действительно очень туго. Катастрофически туго и с интеллектом, если собирают и подают за исторические откровения байки о "коте-генэрале" и его несметном воинстве, развлекающемся петардами.
Тем не менее, для чего-то это же делается, вбрасывается во все более заражаемое националистическим душком общественное сознание? Как пишет по этому поводу один из серьезнейших и единственный пока в Беларуси исследователь истории националистического движения в Беларуси, блестящий публицист Евгений Семашко: "Кому-то до сих пор не дают покоя лавры покрытых печальной славой бандеровцев, аковцев, прибалтийских "лесных братьев". Но истина в том, что белорусы, за исключением небольшой кучки отщепенцев, не пошли на услужение к оккупантам, не встали на тропу войны с Советской властью после освобождения территории республики Красной Армией. Слава Богу, не было у нас ни "черных котов", ни "серых мышек". Такова правда.
Но правда сегодня и в том, что время идет, а Беларусь и ее народ по-прежнему остается как бы между небом и землей. Если раньше нескончаемые интриги по поводу Союза Беларуси с Россией вызывали в обществе недоумения, перерастающее в раздражение, то теперь явно настраивают его на отчуждение, враждебность. Этим и пользуется националистическая пропаганда. Как и в начале 90-х, когда белорусские националисты рвались и чуть не получили уже власть, в республике все громче начинают звучать антироссийские мотивы, восславляются "борцы с восточными оккупантами". И не только со страниц оппозиционной прессы, но и по каналам государственного радио и телевидения… Правда в том, что белорусские националисты и сегодня готовы объединиться с кем угодно, хоть с самим чертом, только бы выступить единым фронтом против России и русских. Народ пока не на их стороне. Но время, время бежит… А оно, как известно, многое способно изменить, тем более сознание людей, если размывать их память и веру.
P.S. Тоска по "лесным братьям", террористам, желание пострелять в спину своим врагам, живет в душах "храбрых" националистов. В ту же Эстонию ежегодно на военные игрищи "Маршрутами "Эрны", которые проводятся при государственной поддержке, слетаются "братья" со всей Прибалтики, скандинавских стран, США, Польши, Италии, Германии и даже Китая. Появляются там, правда, пока не официально, и "братья" из Беларуси. Они идут по тропам разведовательно-диверсионной группы "Эрны", которая, выполняя задание абвера, военной разведки "третьего рейха" была заброшена на побережье Финского залива и, пробиваясь сквозь леса и болота, "громила Красную Армию". Хотя в действительности эти братья Третьего Рейха при столкновении с истребительным батальоном были практически полностью уничтожены.
Эти "международные игры" взрослых политнедоумков не просто следствие застарелых метастаз времен холодной войны. Это уже политика. Мало того, она и в обществе находит не только определенное "понимание", но и поддержку.
Многие, видно, помнят историю двух братьев из захолустного эстонского городка Тырва, которые в 1987 году ушли в лес. Нет, не сражаться с советской властью, как их "романтические лесные братья", а просто, чтоб избежать призыва в армию. Они собирали ягоды, разного рода коренья, ловили рыбу, таскали картошку с колхозных полей, научились, как обезьяны, карабкаться на деревья, одно было мученье — зубная боль.
А тем временем ушла в небытие советская власть и армия. Эстония стала "независимой", т. е. ввела свои паспорта, деньги, стала оспаривать у соседей границы… О братьях все забыли, пока однажды в районе не пропал автомобиль. А затем в свободной республике начались разбойные нападения на людей, захват их, кражи, вооруженное сопротивление представителям властей. В общем, братья Войтки становились настоящими "лесными братьями". До убийства дело, правда, не успело дойти. Так их лесные подвиги в современной Эстонии тянули на полных 15 лет. Когда специальный отряд полицейских после недолгой перестрелки взял их на одном из отдаленных хуторов и их отмыли и побрили, они враз из уголовников и бандитов, терроризирующих окрестности, превратились чуть ли не в национальных героев. У братьев брали телеинтервью, которое крутили по всем телеканалам, о них создали страничку в Интернете, слагали песни, их именем даже назвали новый сорт колбасы… Хорошо, что пока не из человечины…


1.0x