Авторский блог Редакция Завтра 03:00 9 декабря 2003

ЮКОСОВО ПОЛЕ


50(525)
Date: 10-12-2003
ЮКОСОВО ПОЛЕ
В истории Сербии было Косово поле, а у нас теперь будет — ЮКОСово. "Единая Россия" набрала свои 37% голосов или около того, да еще получила 100 с лишним депутатов-одномандатников именно на этом "антиолигархическом" поле боя. Всё остальное: тотальное доминирование на ТВ и в других средствах массовой информации; полная поддержка со стороны "властной вертикали" во главе с президентом Путиным; ушаты “компромата” на КПРФ; множество мелких и мельчайших партий, распылявших "протестный" вектор электората; "административный ресурс" при подсчете голосов, особенно в одномандатных округах, — всё это можно считать не более чем гарниром. Гарниром абсолютно необходимым, со знанием дела, системно, на научной основе приготовленным кремлевскими "политповарами", но всё же не имеющим смысла без основного "блюда".
И при Ельцине под присмотром отцов-командиров строем ходили голосовать солдаты и курсанты — только, может быть, не дважды, как случилось нынче в Ярославле. И при Ельцине шел открытый подкуп избирателей — только, может быть, не под видом повсеместного "повышения зарплат и пенсий". И при Ельцине не жалели информационных "патронов" и "снарядов" против коммунистов — только, может быть, вместо "гостиниц на Кубе" и "лесопилок в Иордании" фигурировало куда более брутальное: "Купи еды в последний раз!" И при Ельцине происходили массовые вбросы "правильно" заполненных бюллетеней — только, может быть, для этого республиканские избиркомы не запирались под предлогом отсутствия электричества, чтобы несколько часов поработать "при свечах", как случилось нынче в Башкирии.
Ничего нового здесь "партией власти" изобретено не было. Новым, действительно новым явлением стала стихийная консолидация самой этой "партии власти", и приведшая к качественно новому феномену "управляемой демократии". Горбачевско-ельцинское стремление к децентрализации страны и к поживе на выделениях распада, знаменитое "берите суверенитета, сколько сможете проглотить!" — после поражения "Отечества-Всей России" на думских выборах 1999 года перестало быть доминантой поведения правящих элит. И случилось это по целому комплексу причин. Прежде всего, жесткие реалии "новой России" развеяли любые иллюзии о "приобщении к общечеловеческим ценностям", даже в форме "вхождения в мировой рынок". По признаку "свой-чужой" практически все обитатели "постсоветского пространства" осознали свою неизбывную чужесть Западу (отдельные уникальные экземпляры типа Романа Абрамовича здесь не в счет), для которого все они в лучшем случае — "недочеловеки", подлежащие использованию и выбрасыванию на глобалистскую помойку "конца истории", а в худшем — "нечеловеки" вообще, подлежащие прямому уничтожению. Эксперимент ельцинской эпохи по созданию в России своего "класса собственников", эксперимент, потребовавший большой крови, провалился. Следовательно, провалилась и попытка представить этот класс в роли нового мощного двигателя социального развития. Выбор теперь невелик: или окончательно сдаваться на милость глобального капитала (см. выше), или возвращаться в лоно сильной государственности, века охранявшей Россию и все ее народы от внешнего порабощения. Поэтому идею "новой России" наверху сменила идея "единой России", а многие вчерашние демократы (и национал-сепаратисты), как по команде, стали патриотами, "государственниками" и прочая.
Тем более, народ, который они одновременно презирают и боятся, ничего другого воспринимать уже не желает, даже на подсознательном уровне ощущая, что "подаренная" государством собственность может быть или ренационализирована у олигархов и прочих "новых русских", или продана западным монополиям — третьего не дано. Удар по ЮКОСу прошел в атмосфере именно таких общественных ожиданий, а тем самым степени свободы "партии власти" оказались сведены до минимума, что сразу уменьшило разброс групповых "векторов" внутри нее. Эта вынужденная мобилизация "верхов" неизбежно прошла под "объединяющей" фигурой Путина, призванной заменить собой и внятное целеполагание, и выбор средств для достижения поставленных целей. Такое торжество "президент-принципа" (не путать с "фюрер-принципом") слишком многое говорит о нынешней "партии власти" любому, кто еще не утратил способности критического мышления. Но что стало результатом такой мобилизации — похоже, максимально возможной в нынешних условиях?
Да, реальностью стало пропутинское конституционное большинство в Госдуме. Но при этом степень отчуждения народа от власти растет чрезвычайно быстрыми темпами, достаточно сравнить явку на выборах 1995, 1999 и 2003 годов, а также процент голосования "против всех". 37% от 47% избирателей, пришедших на выборы, то есть 17,4% взрослого населения страны — слишком узкая социальная база для любой "партии власти". Но это, по сути, всё, чего сумела добиться гигантская, общегосударственная пропагандистская и организационная машина "Единой России". Такое предположение подтверждается результатами прошлых выборов, когда единой "партии власти" еще не было, а два ее враждующих в то время крыла, "Единство" и ОВР совокупно собрали 36,65% голосов, но при явке 58% избирателей.
Иной вопрос, что растущее "молчаливое большинство" не видит среди всего множества партий и блоков, претендовавших на места в Государственной думе, силы, действительно способной представлять его интересы, а значит, парламентские формы политической борьбы теряют свое значение по сравнению с непарламентскими. И при любом серьезном обострении социально-политической обстановки в стране данное обстоятельство может стать определяющим.
Поэтому блестящая и безоговорочная победа "партии власти" оказывается на поверку отнюдь не блестящей и безоговорочной, а едва ли не пирровой. Она, и это следует еще раз подчеркнуть, является следствием предельной мобилизации политического ресурса российских "верхов" перед лицом внешних и внутренних угроз сложившейся государственно-бюрократической системе. Но подобная предельная мобилизация неизбежно меняет, модифицирует, разрушает саму систему. Биологи утверждают, что господство на Земле динозавров прекратилось именно тогда, когда они стали предельно совершенными, сверхприспособленными к своим условиям обитания — просто резко изменились климатические условия планеты, и эти специализированные организмы "не успели" среагировать в массе своей, в отличие от примитивных, но более "реагентных" млекопитающих.
Что-то ждет "ветви" российской власти, окончательно — и в каком-то смысле даже совершенно — сросшиеся между собой при Путине?
Николай КОНЬКОВ


1.0x