Авторский блог Редакция Завтра 03:00 7 октября 2003

С.В.ЯМЩИКОВУ – 65 ЛЕТ. ПОЗДРАВЛЯЕМ!


С.В.ЯМЩИКОВУ – 65 ЛЕТ. ПОЗДРАВЛЯЕМ!
Александр ПРОХАНОВ
Савелий Ямщиков — драгоценен. Он всегда был драгоценен. Сейчас он драгоценен во сто крат — когда обмелели, обезводели огромные, казавшиеся бездонными водоемы отечественной культурно-исторической и философской мысли.
На этих обмелевших грунтах, где лежат остатки великих национальных школ, где начертаны забытые, занесенные илом имена радетелей русской культуры, среди этого опустошения стоит драгоценный хрустальный сосуд, наполненный живой водой. Этим сосудом, выражаясь фигурально, и является Савелий Ямщиков. Сосудом, который в своих хрупких стенках бережет драгоценное наполнение от страшных, занесенных над нами ударов молотков и топоров. Эта дивная живительная влага за счет того, что кругом пусто, достигла огромной концентрации, огромной силы. И этот напиток — целебный, благодатный — его можно разводить и оплодотворять, оживлять им огромные пространства оскудевшей русской жизни. У него всегда была духовная культурная миссия, с молодых лет. Это миссия возвращения в живую русскую среду, живую русскую жизнь тех русских ценностей, которые оказались погребенными под спудом исторических катастроф, подвергнуты забвению. Речь идет об изумительных иконах, которые должны были погибнуть или сгнить в полубеспризорных запасниках или подклетях разоренных храмов. И которые Савелий Васильевич отыскивал там, находил, доносил до реставрационных мастерских, радел над ними и возвращал в наши музеи, наши галереи сияющими, сверкающими и благодатными. Речь идет об изумительных усадебных портретах, коллекции изумительных холстов, которые когда-то украшали гостиные, кабинеты русских дворянских усадеб. И в моменты, когда эти усадьбы были сожжены, разграблены, они, полуистлевшие, залитые водой, оставались в каких-то трущобах, в каких-то катакомбах. И Савелий Ямщиков находил, реставрировал и выставлял на обозрение сегодняшней публики эти изумительные, сияющие, полные достоинства русские лики.
Он общался всю жизнь с самыми лучшими, самыми пассионарными людьми нашей эпохи. Я лично Савелия Ямщикова помню по Пскову, где он являлся в череде выдающихся радетелей русской, псковской культуры. Учился и поклонялся такому замечательному человеку, как Гейченко, который сохранил пушкинский пантеон, пушкинскую святыню Михайловское. Он дружил с замечательными псковскими реставраторами, которые подняли из небытия псковский Кремль — со Скобельцыным, Смирновым, Семеновым. Его я встречал в древнем хранилище псковском вместе с замечательным хранителем русских летописей, манускриптов Твороговым. Всех этих людей уже нет — они ушли. А Савва среди нас. Он несет в себе их заветы, их смыслы, их память, их колоссальную энергию любви, красоты и творчества. Невозможно переоценить сегодняшнюю роль Ямщикова, потому что он ведет свою непрерывную проповедь. Он ведет непрерывные деяния. Он опять освещает своим знанием, своим духовным подвигом затемненные, заброшенные углы культурного российского сознания. Он проповедует, он учит, он воинствует. Он страдает, он молится, он проклинает. Его работы, его книги, его материалы в нашей и других газетах, его монографии являются живым и страстным оружием воина, проповедника и святителя.
Валентин РАСПУТИН
Древнему Пскову не привыкать принимать любовь и поклонение. И в старые времена, и в новые, и от сынов своих, рожденных в его стенах, и от очарованных его красотой и святостью странников, и от работников, в кою-то пору своей жизни потрудившихся во благо его мужественности и вечности и приникающих с той поры к Пскову снова и снова, чтобы и ему поклониться, и себя подбодрить-подцелить.
Савву Ямщикова, признательного Пскову автора этой книги, представлять не надо. У него есть и громкие звания, добытые за десятилетия работы в реставрационном искусстве, и огромный авторитет знатока русской древности и русской культуры, и чистая тога гражданина Отечества, не пострадавшая ни за советские, ни за "демократические" времена, его неукротимая деятельность на ниве духовного и нравственного укрепления России (и это на фоне якобы затухающей русской пасснонарности) вызывает радостное удивление. Фигура Ямщикова в представлении и знающих его лично, и не знающих вылепилась как бы сама собой и, не требуя пояснительного текста, сделалась узнаваемой для тех и других. Он много и подолгу работал в Пскове, часто бывал и бывает в нем и потому имеет право сказать: "Мой Псков". Он много где по матушке-России поработал — и в монастырях, и в музеях, и в кремлевских стенах, и в некогда цветущих дворянских усадьбах, и он мог бы, вероятно, с тем же правом сказать: "Моя Вологда", "Мой Новгород", "Мой Ярославль" и т.д. Может быть, это со временем и скажется, вслед за первой книгой появятся вторая, третья. Однажды Савва Ямщиков обмолвился: "Москва для России — мачеха, а провинция — мать родная". А он ведь москвич. Но, хорошо зная Москву, как и Петербург, и хорошо зная провинцию, он точно определил, что размер души русского человека тяготеет к ней, к провинции. В городах-мегаполисах она чувствует себя бездомно и сиротливо. И тут уж ни убавить, ни прибавить в этом ощущении.
И все-таки, что бы потом ни сказалось еще Саввой Ямщиковым в его признательных поклонах, первое его слово в ряду подобных, первое, которому душа отдалась с нетерпением и радостью, — "Мой Псков". Один из многих и многих русских городов, но по древности, по судьбе, по духовному значению один из самых славных. Воссиявших к тому же и в судьбе самого автора негасимым светом.
Воспоминания — это ведь тоже реставрация. Возвращение краскам и смыслу минувшего первоначальной начертанности, оживление смеркающегося и согбенно склонившегося под тяжестью времени и посылающего, токи своего присутствия: оглянитесь и прикоснитесь, без нас ваши глаза потеряют зоркость, ваш язык обеднеет и ваша душа изнеможет... Это обогащение себя и настоящего, соединенность жизни в неразрывное сказание.
Эх, насколько была бы чище и роднее теперешняя российская действительность, когда бы каждый из нас, пусть даже каждый пятый, десятый умел, поклониться с тем же радением, как автор этой книги, вошедшему в его жизнь "моему", родному, слагающему воедино наше внутреннее и внешнее, прошлое и сегодняшнее, а вместе и во всех слагающему Россию!


1.0x