Авторский блог Редакция Завтра 00:00 29 июля 2003

Сброшенная на землю

Споры вокруг целесообразности передачи армейской авиации в состав ВВС не утихают с самого первого дня, как только это решение было озвучено. Конечно, людям, далёким от проблем обороноспособности страны, трудно разобраться в хитросплетениях этой интриги и в том, какой это нанесло удар по армейской авиации в частности, и по обороноспособности страны, в целом. Чтобы читатель понял суть произошедшего, поясню. Сегодня армейская авиация это более 1500 боевых и транспортных вертолётов, без которых сегодня просто невозможен общевойсковой бой. Но сами по себе вертолёты представляют грозную силу лишь тогда, когда существуют органы боевого управления, командные пункты, штабы, система боевой подготовки и применения армейской авиации.

Споры вокруг целесообразности передачи армейской авиации в состав ВВС не утихают с самого первого дня, как только это решение было озвучено. Конечно, людям, далёким от проблем обороноспособности страны, трудно разобраться в хитросплетениях этой интриги и в том, какой это нанесло удар по армейской авиации в частности, и по обороноспособности страны, в целом. Чтобы читатель понял суть произошедшего, поясню. Сегодня армейская авиация это более 1500 боевых и транспортных вертолётов, без которых сегодня просто невозможен общевойсковой бой. Но сами по себе вертолёты представляют грозную силу лишь тогда, когда существуют органы боевого управления, командные пункты, штабы, система боевой подготовки и применения армейской авиации. Роль и значение вертолётов на поле боя неуклонно возрастает, о чём свидетельствуют все последние вооружённые конфликты и войны. Сухопутный бой всё больше перемещается в новое для себя измерение — воздушное пространство. Сегодня без авиационной огневой поддержки на поле боя победить просто невозможно. И это наглядно продемонстрировала последняя война в Ираке, где в составе войск США действовало более тысячи боевых и транспортных вертолётов, вынесших на себе основную нагрузку огневой поддержки, разведки и обеспечения наступающих войск. Понятно, что в этих условиях роль и место армейской авиации в структуре Вооружённых Сил становится предметом особого внимания. Полгода тому назад волюнтаристским решением неких руководителей в Генеральном штабе и Министерстве обороны армейская авиация была выведена из состава Сухопутных войск и по какому-то одним чиновникам известному принципу "оптимизации структур" передана в ВВС. В различных СМИ до сих пор появляются статьи, обосновывающие это решение. Так, в газете "Независимое военное обозрение" от мая с.г. была опубликована статья В. Шканакина и Б. Казаряна о закономерности передачи армейской авиации Вооруженных сил РФ (Армейской авиации ВС РФ) из состава Сухопутных войск в Военно-воздушные силы.

Доводы, подтверждающие эту закономерность, носят более чем спорный характер.
Можно согласиться с утверждением авторов о низкой подготовке командиров и штабов Сухопутных войск в вопросах применения авиации. Но это не новая проблема. Её решают, наверное, все страны, которые имеют достаточно развитую авиацию поддержки сухопутных войск. Причём, решают чаще всего однозначно — вводя армейскую авиацию в состав сухопутных войск. Именно так действует она в США и в большинстве стран НАТО, которые, как известно, не любят тратить деньги на ветер.

Вместе с тем, за двенадцать лет функционирования армейской авиации в составе Сухопутных войск, уровень компетенции общевойсковых командиров существенно возрос. Этому способствовало и увеличение количества часов подготовки слушателей Военных училищ и академий Сухопутных войск, и организация более тесного взаимодействия между руководящим составом армейской авиации и Сухопутных войск.
Проблема компетенции общевойсковых командиров всех уровней в вопросах применения авиации, как и проблема авиационных командиров в вопросах общевойскового боя, — это проблема в первую очередь военного образования, а не подчиненности армейской авиации.
Тезис о снижении уровня безопасности выполнения полетов, отраженный в статье, в первую очередь основан на анализе боевых потерь армейской авиации при участии в контртеррористической операции на Северном Кавказе, в частности, на катастрофе вертолета Ми-26. Это вывод не совсем корректный, ввиду того, что 98 % авиационного обеспечения группировки войск выполняется армейской авиацией, и это продолжается на Северном Кавказе с 1992 года. Кроме того, необходимо учитывать отсутствие правовой базы применения авиации в этом регионе (идет война, а воюем по мирным документам).
Вместе с тем, трудно не согласиться с доводом авторов, что авиацией должны "управлять только авиационные командиры со всеми их обязанностями, правами, ответственностью, знаниями и умениями".
Но ведь частями и подразделениями армейской авиации командует руководящий летный состав, закончивший военно-авиационные училища, военно-воздушную академию им. Ю. А. Гагарина, военную академию Генерального штаба. Так кто же они — авиационные командиры или нет?
Опыт работы ВВС 40 общевойсковой армии (ВВС 40 ОА), на который ссылаются авторы, как раз и стал одним из доводов передачи армейской авиации в состав Сухопутных войск в 1989 году.
Все задачи авиации 40 ОА ставились непосредственно штабом армии. В дальнейшем детализировались в штабе авиации 40 ОА и доводились до непосредственных исполнителей.
Нелишне напомнить авторам публикации, что в составе авиации армии более 85% летательных аппаратов были вертолеты.
В то время во внутренних округах первого разряда по штатно-должностному расчету существовала должность заместителя командующего ОА (ТА) по авиации — начальник авиации армии с категорией "полковник — генерал-майор".
В связи с особым статусом авиации 40 ОА и нестандартным боевым составом, была введена должность командующего ВВС 40-й ОА, и так как основу ВВС армии составляли вертолетные полки и эскадрильи, то фактически командующий ВВС армии был начальником авиации армии.
Кстати сказать, авторы несколько лукавят, утверждая, что штабы 40-й ОА и ТуркВО не вмешивались в сферу ответственности авиаторов и доверяя им.
Вмешивались, но к чести руководящего состава ВВС 40-й ОА, Центрального аппарата ВВС, находились компромиссные решения спорных вопросов.
С момента официального переподчинения армейской авиации Главнокомандованию ВВС прошло более 6 месяцев. Это небольшой срок, тем не менее, можно проанализировать позитивные и негативные последствия принятого решения.
Само это решение было принято спонтанно, на эмоциях, после катастрофы вертолета Ми-26.
Ситуация напоминает принятие решения по расформированию Главнокомандования Сухопутных войск. (Кстати, его расформировывали за период существования трижды. Причины — устранение неугодных руководителей).
Тогда были уволены в запас многие высокопрофессиональные кадры, израсходованы значительные финансовые средства из бюджета Министерства обороны. И все это только для того, чтобы освободить от должности Главнокомандующего Сухопутными войсками генерала Семенова В.М.
Прошло определенное время, и созрело "научно-обоснованное решение" о необходимости формирования Главного командования Сухопутными войсками. Вновь затрачены народные деньги.
Но никто из руководителей Генерального штаба ВС РФ не понес никакого наказания.
В нашем случае создается мнение, что руководству Генерального штаба просто был неугоден начальник управления армейской авиацией генерал Виталий Павлов, который имел свое мнение по строительству и применению армейской авиации в боевых действиях, в локальных конфликтах и т.д., отличное от их мнения.
Думается, что пройдет определенное время, и решение о передаче армейской авиации в состав ВВС тоже сочтут ошибочным.
Хотелось бы знать, кто понесет наказание за разбазаривание высококвалифицированных кадров, которые потоком пишут рапорта на увольнение из рядов ВС РФ.
Если в 1989 году принятию решения по передаче армейской авиации ВВС в состав Сухопутных войск предшествовала длительная научно-исследовательская работа в научных учреждениях Министерства обороны СССР, практическая работа в военных округах, то в 2002 году решение принято без всякого учёта мнений военных ученых, командующих войсками военных округов.
Необходимо отметить, что очень остро вопрос реорганизации армейской авиации стал ещё после упразднения Главного командования Сухопутных войск. Но, в отличие от принятия решения в 2002 году, была сформирована компетентная комиссия во главе с одним из заместителей начальника Генерального штаба ВС РФ. Основной задачей комиссии было определение места и роли армейской авиации в условиях ликвидации Главного командования Сухопутных войск. К подготовке решения были привлечены специалисты НИИ, академий Генерального штаба, ВВС, СВ.
Было принято решение: не передавать армейскую авиацию в состав ВВС, а подчинить Генеральному штабу ВС РФ через Главное управление Сухопутных войск.
И в этих условиях армейская авиация выжила.
Два года прошло, как восстановлено Главное командование Сухопутных войск. Армейская авиация органически вошла в состав Сухопутных войск как самостоятельный род войск.
И тем более непонятно, как без проработки, без обсуждения, за 10 — 15 минут на коллегии Министерство обороны был ликвидирован род войск ВС РФ.
Не было слышно мнения бывшего Главнокомандующего Сухопутными войсками генерала армии Варенникова В.И., который был основоположником идеи передачи армейской авиации в СВ, директора института военной науки генерала армии Гареева М., других военачальников Советской и Российской армии, крупных военных ученых. Свое слово не сказали и научные кадры Военной академии ГШ ВС РФ и Общевойсковой академии. Думается, что свое мнение имеет и профессорско-преподавательский состав Военно-воздушной академии им. Ю.А.Гагарина — "альма-матер" руководящего состава ВВС и армейской авиации.
На мой взгляд, дебаты о том, в каком виде Вооруженных сил РФ должна находиться армейская авиация будут продолжаться.
И всё же, что позитивного произошло в армейской авиации ВС РФ за прошедшие полгода?
Для личного состава Армейской авиации — ничего!
Для ВВС:
— включение в состав ВВС
дополнительного количества генеральских и полковнических должностей, которые могут быть использованы в интересах личного состава ВВС. И процесс уже "пошел". Реорганизуются ударными темпами все звенья управления армейской авиации, начиная от армий и военных округов. Все управления авиации военных округов вошли в состав управлений Воздушных армий ВВС и ПВО. Отделы авиации общевойсковых армий автоматически ликвиди- руются. В результате нарушается ствол управления армейской авиации по предназначению (Главкомат СВ—военный округ—ОА—дивизия—полк—батальон).
Недоумение у всего личного состава армейской авиации вызвало принятое руководством Главкомата ВВС в узком кругу (не ставя в известность руководящий состав управления армейской авиации ВС РФ), решение о смене руководства боевой подготовки армейской авиации ВС.
Теперь уже бывшего начальника боевой подготовки Армейской авиации ВС РФ, выпускника академии Генерального штаба ВС РФ, имеющего большой опыт организации боевой подготовки, прошедшего все должности от летчика-штурмана вертолета до начальника боевой подготовки рода войск ВС РФ, участника боевых действий в различных "горячих точках", Указом президента РФ выводят в распоряжение и, этим же Указом, на генеральскую должность назначается Герой России, летчик-космонавт Т. Мусабаев, не имеющий никакого отношения к армейской авиации. Более того, не имеющий вообще даже начального лётного или лётно-технического образования. Прошедшего военную подготовку при ВУЗе и получившего офицерское звание, как говорится, "к космическому полёту". А назначили его просто потому, что где-то между Москвой и Казахстаном возникла необходимость "сделать" представителя Казахстана российским авиационным генералом. Как говориться — только в путь! Но при чём здесь управление боевой подготовки армейской авиации,— авиации, которая ежедневно выполняет боевые задачи на территории Чеченской республики, чьи лётчики ежечасно рискуют жизнью? Можно только удивиться подобной глупости, но стоит ли? Скорее, это просто точная картина того, как воспринимают армейскую авиацию в ВВС и как к ней относятся.
Такие "междусобойные" назначения людей, бесконечно далёких от Армейской авиации и от авиации вообще, это циничное оскорбление всего офицерского коллектива армейской авиации.
И это притом, что, в результате реорганизации, для многих начальников авиации военных округов, уже генералов, соответствующие должности в ВВС вряд ли найдутся;
Уже сейчас наглядно стали видны все негативные стороны передачи:
Для ВВС это:
— изыскание дополнительных финансовых средств для расчета с увольняемым личным составом;
— изыскание дополнительного количества квартир для тех же увольняемых;
— перераспределение финансовых средств в целях восстановления ресурса авиационной техники и вооружения;
— реорганизация структуры воинских частей и подразделений армейской авиации (т.к. она не соответствует организационно-штатной структуре, принятой в ВВС), что также требует дополнительных финансовых средств и времени.
Для армейской авиации эти потери куда тяжелее. Прежде всего, это уход квалифицированных кадров (60% руководящего состава управлений и отделов авиации военных округов уже подали рапорта на увольнение из рядов ВС РФ в запас). Уходят без всякого преувеличения — лучшие профессионалы и организаторы, которых годами подбирали, выращивали и обучали. И это при том, что в воздушных армиях ВВС и ПВО, да и в центральном аппарате ВВС, специалистов по применению армейской авиации нет вообще. Только в страшном сне можно себе представить, что наворотят, к примеру, выходцы из авиации ПВО, оказавшись в роли специалистов по боевому управлению вертолётных подразделений.
Уровень исправности авиационного парка уже упал на 10%, а к концу года упадёт ещё на 30%.
Утеряно с таким трудом налаженное взаимодействие с сухопутными войсками, особенно на уровне ротного и батальонного звена.
Вообще, просто поражает стиль работы руководителей Главного штаба ВВС по так называемой "оптимизации" боевого состава армейской авиации. То, что с руководящим составом управления армейской авиации ВС РФ уже не считаются, удивления не вызывает.
Удивляет другое.
За полгода с личным составом управления армейской авиации ВС РФ Главнокомандующий ВВС встретился лишь дважды. Итог — обещания, что всех кто хочет служить — разместят; квартиры все получат, и в тех городах, где сами выберут. Такое уже было при объединении ВВС и ПВО. И где же специалисты Главного штаба ВВС? В основном, в запасе.
Руководство управления кадров ВВС за полгода тоже не соизволило побеседовать с офицерами управления, ограничившись туманными указаниями составить таблицу, в которой крестиками надо было показать, кто хочет служить, а кто нет.
Немногим отличается ситуация в округах и армиях. Идёт просто "зачистка" всего управленческого звена армейской авиации.
Возникает вопрос, а нужны ли вообще ВВС профессиональные, имеющие богатый боевой опыт, кадры армейской авиации?
Судя по итогам "реформирования" армейской авиации руководящим составом ГШ ВВС — нет.
Последствия волюнтаристских решений Н.С.Хрущева в отношении ВВС ощущались до середины 80-х годов, когда в развивающуюся бурными темпами армейскую авиацию призывали летчиков, закончивших курсы ДОСААФ.
Каковы последствия решения по передаче армейской авиации, и какое время потребуется для устранения, можно только предполагать. Но уже сейчас можно перефразировать известную фразу Наполеона: "Это хуже, чем преступление— это ошибка!" Применительно к тому, что происходит сегодня с армейской авиацией — это и ошибка и преступление!

1.0x