Авторский блог Иван Ленцев 00:00 15 июля 2003

ЕХАЛ ПО АНГЛИИ «ЧУКЧА-КУПЕЦ»

29(504)
Date: 15-07-2003
Author: Иван Ленцев
ЕХАЛ ПО АНГЛИИ «ЧУКЧА-КУПЕЦ»
Не успел Абрамович купить "Челси", как это приобретение тут же обросло неимоверным количеством слухов, мифов и объяснений — зачем он это сделал.
Комментарии аналитиков подавались под разными соусами и различными углами.
Особую нишу заняли те, кто трактовал громкую покупку с экономически-футбольных позиций.
Мнение этих специалистов сводится к следующему. Приобретение клуба английской премьер-лиги — это хорошо обдуманный шаг бизнесмена, который пожелал вложить свои деньги в довольно безопасное и, в общем, прибыльное дело. Коммерческий проект под названием "Челси" давно и успешно раскручен, дополнительных затрат практически не требует и, с точки зрения рисков, является вполне безопасным объектом для крупных инвестиций.
Короче: "Челси" — это почти как банк, в который Абрамович отнес свои деньги, чтобы их не отняли власть или дефолт.
Такая точка зрения сильно распространена как в самой Британии, так и в России.
Правда, если в Англии большинство аналитиков просто не желает задумываться об иных причинах олигарховой покупки, то в России версия о всего лишь "удачной инвестиции" призвана смягчить разъяренное общественное мнение и оттого усиленно раскручивается через СМИ.
Оставив в стороне политическую подоплеку происшедшего и сосредоточившись на футбольной экономике, назовем два основных аргумента, которые приводят в подтверждение версии об "удачной инвестиции".
Прежде всего, что бы ни утверждали резонеры, в мире профессионального спорта деньги правят далеко не всем, а большой футбол, в частности, — это совсем не только сплошной бизнес.
Астрономических прибылей, сравнимых с барышами от других видов законной и не очень законной деятельности, спорт, увы, не приносит — ни самим спортсменам, ни владельцам клубов. Телевизионщики — да, но Абрамович купил не "Скай ТВ", а команду, что далеко не одно и то же.
Для серьезных футбольных клубов, к каким, без сомнения, относится и "Челси", вообще не существует такого понятия как "сверхприбыль". Даже у рентабельных клубов годовой доход не намного превышает расходную часть бюджета; однако в английской премьер-лиге рентабельными являются лишь пять клубов из 20, а по всей Европе лишь четверть футбольных клубов приносят прибыль.
Для многих это покажется странным, однако в футбольном бизнесе ни рост капитализации, ни увеличение доходов не являются важными бизнес-целями. Единственное, что требуется от коммерческой сферы жизни футбольной команды — это сохранение вложенных в нее инвестиций, не более.
И в этом смысле покупка Абрамовичем "Челси" — это, действительно, скорее акт сбережения средств, нежели очередной виток его карьеры предпринимателя, сулящий ему сказочные бабки.
Версию об "удачной инвестиции" подтверждает и то, с какой тщательностью Абрамович, как это теперь выяснилось, выбирал себе английский клуб.
Оказывается, до "Челси" кандидатами на звание "лучшей чукотской команды" были "Манчестер Юнайтед", "Арсенал" и "Тоттенхэм Хотспур". Однако, в силу ряда причин ("МЮ" оказался слишком дорогим, а две другие команды требовали значительного количества дополнительных расходов) Абрамович остановился на более оптимальном "Челси", который обошелся ему в общей сложности в 140 миллионов фунтов стерлингов (60 млн. за акции плюс 80 млн. клубных долгов).
Получается, правы те, кто не видит за этим приобретением ничего, кроме наглядной реализации пословицы "не класть все яйца в одну корзину"?
Увы, нет, не получается. Потому что если бы Абрамович, купив "Челси", стал вести себя тише воды, ниже травы, не высовывался и радовался за пристроенные 140 миллионов — все было бы отлично. Однако он, по прихоти купив клуб, немедленно стал вести себя словно купец на ярмарке и своими криками "Куплю всех!" распугал весь футбольный мир, нарушив одно неписанное правило джентльменской игры.
Дело в том, что в английском, да и в европейском футболе деньги спонсоров традиционно составляют самую малую долю доходной части клубного бюджета — не более 15-20%. Это скорее ритуальные поступления, свидетельствующие о том, что владелец клуба еще не потерял интереса к своему хобби. Швыряние денег налево и направо не только не поощряется — против такого расточителя немедленно выступают все — от фанатов и владельцев других клубов до Футбольной Ассоциации и компетентных органов.
Можно, конечно, скупить сборную мира и сделать свой маленький клуб чемпионом страны — на один год. Но уже в следующем сезоне падение его будет страшно.
В результате, после трех недель лихорадочных поисков великих игроков, "Челси" отоварился лишь малоизвестным Джереми, выставленным на трансфер "Реалом".
Ни Анри, ни Виера, ни Давидс, ни Неста, ни сам мистер Эрикссон, столь желаемые Абрамовичем, никогда ни появятся в "Челси" по одной простой причине: посудная лавка — это не место для слона, а европейский футбол — не компания для Абрамовича.
И вряд ли до начала сезона в августе "Челси" приобретет еще хоть одно более-менее громкое имя.
Таким образом, "Челси" для Абрамовича — это не защита его капиталов, а, скорее, безрассудная прихоть, которая, в итоге, обернется сильно подмоченной репутацией и серьезными финансовыми потерями.


1.0x