Авторский блог Редакция Завтра 00:00 1 июля 2003

НЕ РЕНТОЙ ЕДИНОЙ

27(502)
Date: 01-07-2003
Author: Спартак Жолобов
НЕ РЕНТОЙ ЕДИНОЙ (России нужна социально ответственная экономика)
Масштабы нынешней деградации нашей страны таковы, что даже нам, ее жителям, которые постоянно, каждый день, ощущают "плоды реформ" на собственной шкуре, почти невозможно их осознать и представить в полном объеме. "Россию ждут перспективы окончательной колонизации в качестве сырьевой периферии мирового рынка", — говорится в постановлении XI пленума ЦК КПРФ, а в докладе В.А.Купцова XII пленуму эти перспективы обозначены еще жестче: запас прочности, созданный в советское время, исчерпан, на повестке дня — окончательный распад страны и ускоренное вымирание ее народов. И это действительно так.
Российская экономика характеризуется чудовищным устареванием и физическим износом основных средств производства. Через два-три года массовый выход из строя оборудования повлечет сокращение объемов производства, рост аварий и техногенных катастроф. На этот процесс уже в самое ближайшее время наложится снижение мировых цен на нефть, расчленение так называемых "естественных монополий" и вступление в ВТО на условиях, не учитывающих специфику нашей страны. Всё это, вместе взятое, способно привести отечественную экономику к коллапсу.
При сохранении существующих тенденций в демографии произойдет необратимая деградация страны. Преимущественное вымирание русских и рост "титульного" населения в национальных республиках на фоне резкого снижения уровня жизни неминуемо вызовет новую волну сепаратизма. По данным института социальных исследований РАН за 2002 год, в стране находится более 10 млн. алкоголиков, 14 млн. нищих, беспризорников, проституток, бомжей. За последние три года число наркоманов выросло с 3 млн. до 5 млн., а число инфицированных СПИДом — со 100 тысяч до 3 млн. человек. Если численность опустившихся "на дно" людей будет нарастать такими же темпами, то через 5-6 лет генофонд нации будет окончательно подорван, работать в России станет некому и ни одно, даже самое патриотическое правительство, не сможет организовать эффективную работу по возрождению страны.
К этому следует добавить, что за срок 5-6 лет компрадорское прозападное правительство завершит одностороннее разоружение, уничтожит ракетно-ядерный щит, позволит США ввести войска в Закавказье и на Украину, т.е. до конца разрушит обороноспособность страны. Естественно, что в этих условиях успех патриотических сил на выборах 2007-2008 года будет невозможен, а сами выборы в случае поражения КПРФ и захвата "партией власти" конституционного большинства в Госдуме — перенесены на неопределенный срок. Уже давно озвучиваются идеи о пересмотре конституции РФ и установлении более длительного (до семи лет) срока президентских полномочий. Эти изменения позволят Путину надеяться на то, что его президентство 2000-2004 годов в качестве первого срока учитываться не будет, и таким образом он сможет занимать место "гаранта конституции" неопределенно долго.
Ситуация, которая складывается в Украине, вообще выглядит чрезвычайно тревожной. Страна переживает глубочайший политический кризис — кризис власти. При этом, как сообщил Г.А.Зюганов на XII пленуме ЦК КПРФ, если в год пресловутого "сталинского голодомора" Украина, имея 37 млн. населения, собрала 22 млн. тонн зерна, то прогнозы на текущий год дают только 20 млн. тонн на 45 млн. населения, то есть Украине грозит голод еще более жестокий, чем в 1930 году. И эта ситуация "гуманитарной катастрофы" как раз может стать поводом для вмешательства США и установления ими прямого военно-политического контроля над этой стратегически важной территорией, через которую проходят основные коммуникации России с Западной Европой. Не случайно во время визита В.Путина в Великобританию были оглашены планы строительства "альтернативной" действующему украинскому маршруту ветки газопровода по дну Балтийского моря стоимостью около 15 млрд. долл.
Уже очевидно, что представители "партии власти": как политической, так и экономической (в лице олигархов), — ведут Россию именно к такому концу. Не исключено, что именно в этом состоит их действительная цель и задача, а все "прихватизированные" миллионы и миллиарды — не более чем приятное дополнение к главному делу. Слова Е.Гайдара о том, что "Россия как государство русских не имеет будущего", — это не прогноз, а руководство к действию. Не зря такой "жесткий менеджер", как Чубайс, сегодня подбирающий под себя не только электроэнергетику, но и жилищно-коммунальное хозяйство страны, с восторгом встретил эти слова, расценив их как "прорыв, закрепляющий интеллектуальное лидерство правых". Считается, что годы правления г-на Путина были временем непрерывного и даже быстрого экономического роста. На деле же только к концу 2002 года наша страна вернулась к уровню ВВП накануне дефолта 1998 года. Четыре с половиной года понадобилось, чтобы хоть как-то залечить его последствия — и то не до конца, поскольку речь идет не о товарном, натуральном, а о стоимостном наполнении валового продукта, а нефть и другие энергоносители сегодня значительно дороже, чем в 1998 году. В товарном же измерении реальная стагнация производства продолжается после незначительного роста 1999-2000 годов.
Так, структура внутреннего валового продукта России за 2001 год выглядела следующим образом: сектор производства дал 44,1% ВВП, причем на долю промышленности приходилось 29,1%, строительства — 8,2%, сельского хозяйства — 6,8%, а сектор услуг — 55,9% (в том числе услуги торговли — 22,8%, транспорта — 8,5%, связи — 1,6%, прочих: рыночные услуги — 14,7%, нерыночные услуги — 8,2%). В I квартале 2003 года на производственный сектор приходилось уже только 36,47% ВВП (промышленность — 28,26%, строительство — 6,01%, сельское хозяйство — 2,2%). В то же время услуги транспорта и связи составили 10,23% ВВП, торговли — 22,99%, прочие рыночные услуги — 17,47%, нерыночные услуги — 10,95%, всего по сектору услуг — 61,64%. Для исключения сезонного фактора сопоставим эти данные с I кварталом прошлого, 2002 года, когда доля промышленности в ВВП составила 31,1%, сельского хозяйства — 2,9%, строительства — 6,2%, а совокупная доля сектора услуг — 59,1%. По стыдливому признанию Госкомстата, в 2002 году реальное производство товаров "оставалось практически на уровне прошлого года".
Существуют ли пути выхода из социально-экономического кризиса, длящегося вот уже полтора десятилетия, и каковы они? Прежде чем перейти к ответу на этот вопрос, стоит заметить, что при сохранении "дореформенного" механизма централизованного управления экономикой на территории РФ, по ряду оценок, за период 1989-2003 года наблюдалось бы не двукратное падение объема ВВП, а его рост на 50%, что позволяло даже нынешней, постсоветской России уверенно занимать место в числе пяти ведущих экономических держав мира.
Но не будем рассуждать об утраченных возможностях — положительный эффект централизованного управления экономикой через плановые, индикативные и прочие механизмы хорошо известен и в настоящее время используется всеми развитыми странами мира, которые "игру свободного рынка" оставляют странам "третьего мира" — словно владельцы казино, в отличие от игроков всегда остающиеся в выигрыше. В условиях России с ее специфическими климатическими условиями и огромными пространствами централизованное управление экономикой дает особенно сильный экономический эффект — достаточно в этой связи указать на то, что, например, восстановление одной только единой энергетической системы России даст выигрыш в размере 6-8 млрд. долларов. О том, что объективная тенденция последних лет именно такова, свидетельствует и значительный рост доли государственного бюджета, за последние пять лет выросшей с 18% до 27% ВВП, но до сих пор остающейся существенно более низкой, чем в ведущих странах мира. К тому же, правительство Путина-Касьянова-Грефа, исходя из либерально-монетаристской концепции экономики, искусственно препятствует государственным инвестициям в производство. В результате даже благоприятная конъюнктура мировых цен на энергоносители, в первую очередь нефть, не используется для реструктуризации экономики, а "откладывается" в непомерно возросшие личные состояния "олигархов" и в "золотовалютные" запасы страны, по состоянию на 20 июня с.г. достигшие уже 65 млрд. долл. С учетом того, что около 90% этих средств депонировано в западных банках, можно сказать, что нынешнее правительство сознательно финансирует западную экономику, удушая российскую. И этот курс, разумеется, находит полное понимание и поддержку на Западе, поскольку объективно способствует переходу российских субъектов экономики, особенно в высокодоходных секторах, под контроль западных монополий. В частности, 100% российской табачной промышленности принадлежит иностранным компаниям, в том же направлении развивается ситуация в цветной металлургии, пищевой промышленности и "нефтянке". На очереди — электроэнергетика, транспорт и "оборонка".
Единственной политической силой, выступающей за восстановление централизованной экономики, является сегодня Коммунистическая партия Российской Федерации. Именно с ней связывают свои надежды все патриотические силы России. И КПРФ в сложившейся социально-политической ситуации просто не имеет права не оправдать эти надежды. В то же время, как заметил Г.А.Зюганов, программа компартии еще не стала достоянием широких масс, не доведена до тех 80% избирателей, которые не являются "электоральным ядром" КПРФ, но, в конечном итоге, решат судьбу предстоящих парламентских и президентских выборов. Понятно, что эта программа должна отстаивать интересы подавляющего большинства граждан России в целом и каждого из них в отдельности — за исключением разве что 5%-ного слоя "самых богатых", которых придется силой закона призвать и принудить к социальной ответственности: разумеется, с учетом и их интересов, но не в рамках социальной приоритетности "свободного обогащения", а в рамках "компромисса для развития".
При этом следует исходить из следующих модельных параметров. Экономическая программа КПРФ должна быть направлена на достижение как минимум 10%-ных темпов ежегодного прироста ВВП, что действительно обеспечит его удвоение до 2010 года. Возможно ли это? Трудно сказать, поскольку для этого инвестиции в товаропроизводящие секторы экономики должны расти опережающими темпами, а параллельно — увеличиваться платежеспособный спрос населения, обеспечивающий расширение внутреннего рынка сбыта. Разумеется, здесь абсолютно необходимы поэтапное расширение социальных выплат и также поэтапная индексация вкладов населения, "замороженных" правительством Гайдара в 1992 году. Рассмотрим, что обещает и что действительно обязана сделать КПРФ, да и любая социально ответственная власть в России.
В части повышения доходов всех граждан РФ до прожиточного минимума, составляющего сегодня 2080 рублей в месяц — необходимо осуществить выплаты 30% самых бедных граждан России, причем по децилю "самых бедных" со средним доходом, составляющим сегодня 947,5 рублей, выплаты составят 196,7 млрд. рублей; по следующему децилю "очень бедных" со средним ежемесячным доходом 1600 рублей — 82,9 млрд. рублей; и по децилю "бедных" с доходом 2071 рубль — 1,9 млрд. рублей. Итого по данному разделу — 281,4 млрд. рублей.
Далее — оплата 90% расходов на содержание жилищного фонда и коммунальные услуги. В 1989 году затраты государства на эти цели составляли 14 млрд. рублей. В связи с изношенностью фонда затраты возросли не менее чем в 1,3 раза, коэффициент индексации 40. В настоящее время государство оплачивает 30-40% расходов по ЖКХ, следовательно дополнительные затраты по этой статье составят 360-400 млрд. рублей.
Повышение пенсий в 1,5 раза, т.е. с 1600 до 2800 рублей. При наличии в стране 38 млн. пенсионеров и за вычетом расходов на увеличение доходов населения до прожиточного минимума (2080 руб.) на реализацию этой программы потребуется около 330 млрд. рублей. Повышение зарплаты "бюджетников" на 2500 рублей в месяц из расчета 14-16 млн. человек потребует еще 420-480 млрд. рублей. Увеличение ежемесячного денежного довольствия офицеров на 4000 рублей, а также рядового и сержантского состава МВД на 2500 рублей обойдется в 70 млрд. 235-290 млрд. рублей нужно будет израсходовать на программу по увеличению рождаемости (единовременные и ежемесячные "детские" пособия), причем эти выплаты ежегодно будут нарастать на 3,5-4 млрд. рублей. Цена строительства 80-100 тысяч бесплатных и 200-300 тысяч льготных квартир (с оплатой 50% стоимости) при средней стоимости стандартной 60-метровой квартиры в 900 тыс. рублей составит 180-250 млрд. рублей. Наконец, следует учесть затраты на науку (100 млрд. рублей) и образование (100-120 млрд. рублей).
Итого уровень необходимых государственных расходов в социальной сфере должен составлять 2600-2800 млрд. рублей. Прибавим к этому дополнительные расходы в инвестиционной сфере (включая сельское хозяйство) — 500-600 млрд. рублей и в сфере вооружений — 200-300 млрд. рублей. В целом государство должно будет дополнительно расходовать из бюджета порядка 3300-3700 млрд. рублей в ценах 2003 года, или 110-125 млрд. долл. Для современной России это гигантская цифра, в 1,4-1,6 раза превышающая текущий бюджет страны (2345 млрд. рублей). Предложенный С.Ю.Глазьевым проект альтернативного госбюджета, предусматривающий перераспределение природной ренты в пользу государства, дает дополнительный доход в размере 549 млрд. рублей. Понятно, что за счет одной только природной ренты никакого "бюджета развития" получиться не может — вернее, многие жизненно необходимые программы из ряда перечисленных выше неизбежно будут свернуты или урезаны, что не даст необходимого мультипликационного эффекта в экономике из-за недостаточного расширения внутреннего спроса. Значит, денег на социально ответственную экономическую систему в современной России найти нельзя, и прав президент Путин, провозгласивший фарисейский лозунг: "Жить по средствам", а предвыборные обещания коммунистов не могут быть подкреплены реальными ресурсами и являются сугубо популистскими?
Конечно, это не так. По данным аудитора Счетной Палаты РФ Ю.Воронина, опубликованным в журнале "Экономист" (2002, №12), месячный доход одного человека в 5%-ной группе "самых богатых" составлял 3000 долл. или 93000 рублей и почти в 100 раз превышал доход 5%-ной группы "самых бедных". Эти цифры значительно превышают официальные данные Госкомстата по распределению совокупного дохода населения (СДН) России за 1998 год (более поздние отсутствуют), согласно которым 5% самых богатых граждан России располагают только 25,16% СДН. Но даже исходя из официальной статистики, при отказе от плоской шкалы подоходного налога в 13% и переходе на прогрессивную шкалу со средней ставкой для богатейших 5% населения в 50% (в зависимости от градации доходов она может варьировать в коридоре 30-60%) дополнительные доходы бюджета составят свыше 2300 млрд. рублей. При этом от налогообложения будут освобождаться средства, реально инвестированные в производство, а государство предоставит гарантии безопасности активов, находящихся в собственности и управлении этого слоя населения. Еще 600-700 млрд. рублей должно принести введение государственной монополии на розничную торговлю алкоголем и табаком, 240-300 млрд. рублей — восстановление централизованной системы производства и распределения электрической и тепловой энергии. Существуют и другие, менее значимые дополнительные статьи доходов государственного бюджета, но даже совокупность обозначенных выше мер (с модельной погрешностью порядка 10%) позволит избежать бюджетного дефицита и достичь поставленных целей. Подобный вариант "государственного капитализма" в нынешних условиях России представляется оптимальным, поскольку позволяет до минимума свести политическое сопротивление правящего класса, в значительной мере уже сознающего, что правовое и налоговое давление Запада на их доходы нарастает, и "легитимизация" полученных в России капиталов по ту сторону российской государственной границы обойдется гораздо дороже и в любой момент может быть дезавуировано.
Спартак ЖОЛОБОВ, лауреат Государственной премии СССР


1.0x