Авторский блог Редакция Завтра 00:00 6 мая 2003

БАЛЕТ «ЛИМОНОВ»

19(494)
Date: 06-05-2003
БАЛЕТ «ЛИМОНОВ»
В столичные средства массовой информации просочились сведения о том, что в Екатеринбурге готовится постановка балета по произведениям Эдуарда Лимонова. Помимо упоминания всемирно известных фамилий, причастных к реализации этого проекта (Эмир Кустурица, Михаил Шемякин, Жан Бодрийяр и др.) в печати можно встретить только пикантные подробности вроде “пляшущих цитрусов” и “бешеного танца маленьких нацболов”. За разъяснениями мы обратились к человеку, непосредственно причастному к постановке, московскому издателю Илье Кормильцеву.
Любое изреченное слово имеет тенденцию к материализации. Просто у кого-то получается целая Вселенная, а у кого-то балет. Вначале Александр Орлов задумывал это не как шутку, но как этакий арт-проект. Орлов — известный журналист, член НБП, имел отношение к казахским гастролям Лимонова, к северо-казахстанскому казачьему кругу и ко всем историям, вокруг этого разворачивающимся. После чего был объявлен персоной нон-грата в Казахстане и эмигрировал в Россию. Он в свое время, когда Лимонова только арестовали, был одним из первых, кто пытался что-то сделать. У него была уникальная пленка — последнее интервью Лимонова перед отъездом на Алтай, в котором Эдуард Вениаминович говорит, что круг смыкается, явно предчувствуя арест. Эту пленку пытались пристроить в наши и западные СМИ, но всем было глубоко по фигу произошедшее. Тогда Орлов, зная что наши СМИ более падки на информацию развлекательного характера, на арт-проекты, на что-то незначащее, их волнует больше как кто-то пробежал с голой задницей по храму Христа Спасителя, чем серьезные проблемы, придумал интересный ход. Возникла идея пустить слух, что ставится балет по Лимонову, снимается музыкальный фильм с привлечением большого количества известных деятелей из области искусства — это должно было привлечь дополнительное внимание к судьбе Лимонова. Его, на мой взгляд, было очень недостаточно — напечатали несколько газет, что арестован, что сидит по обвинению в терроризме, а дальше молчок. И постепенно по ходу дела из некоей арт-провокации проект обрастал реальным. Были написаны письма заявленным людям типа Кустурицы, чтобы они подтвердили свое участие, в случае если их спросят — они сказали, а мы не против и в принципе. Я тоже таким образом был вовлечен в проект.
Идея около полутора лет пережевывалась, тоже, к сожалению, особенно не помогая. Даже на этих условиях немногие писали о Лимонове и его проблематике. А теперь, когда государственный тигр оказался с бумажными клыками — у нас все очень смелые, когда никто не может наказать — все зашевелились и вдруг вспомнили про эту идею с балетом. И начали писать. Мы, естественно, от проекта не отказывались. Тем более есть официальное разрешение Эдуарда Вениаминовича. Возник большой шум, который привлек потенциальных спонсоров. Рано еще говорить "гоп", но на данный момент вероятность больше семидесяти пяти процентов, что проект из арт-провокации, фантома превратится в музыкальный, авангардный фильм по произведениям Лимонова.
Сам проект на художественном уровне еще ни разу не прорабатывался, поэтому участие многих известных персон несколько обтекаемое. Но в наше время, как известно, художественная составляющая не самая сложная — самое важное, увы, деньги и пиар.
Наш проект в определенном смысле напоминает деятельность собственно лимоновской партии. Сегодня это единственный мыслимый способ политического действия, потому как любой иной моментально присваивается системой, становится товарным, коммерциализируется, перестает быть адекватным. (Или же жестоко и быстро подавляется). Национал-большевистская партия никогда не была организацией с проработанной в рациональном, парадигматическом смысле идеологией, так как это было свойственно идеологиям классических политических организаций. Это всегда было несколько рыхлое по программе, анархичное объединение. Раньше, в контексте традиционной политики, казалось, что это недостаток, сейчас ясно, что в нашу эпоху подобный подход становится преимуществом. Потому что такая ускользающая, мутирующая форма плохо поддается присвоению. Система должна тоже изменяться, чтобы справляться с подобными непонятными формами. И такая политика для лимоновской партии становится главной, если вспомнить, что говорилось на недавнем съезде. К чему ломать копья, к примеру, вокруг право-левого и тому подобное. Есть общий противник, и он однозначный, в отличие от противостоящих ему сил. Его грозность и опасность в его моновалентности, одноориентированности. Противостоять ему таким же способом глупо — возникает противостояние тождественных явлений.
Миф Лимонова творит сам себя — это успех лимоновского творческого метода. Лимонов доказал всем, что можно обращаться к очень многим людям, даже к тем, кто не разделяют его взглядов. Я был недавно в компании государственных мужей. При слове Лимонов все оживлялись. Они, конечно, его боятся, не любят. Но он интересен. Другие, в том числе и оппозиционеры, вызывают тихий сон. Это все свои, хоть и противники. Система же не может переварить иных. Но при этом система страшно заинтересована в них. Без них она мертва. Без них она не понимает, зачем существует. Система видит в них то семя жизни, ту виртуальную энергию, которой ей самой не хватает, поскольку она охвачена бюрократической мертвечиной и внутренним бессмыслием.
Подготовил Андрей АНДРЕЕВ


1.0x