Авторский блог Редакция Завтра 03:00 22 апреля 2003

УКРАИНА КАК ВЕДОМСТВО

17(492)
Date: 23-04-2003
Author: Евгений Лукьяненко, журналист, лауреат Международной премии им. В. Винниченко Украинского фонда культуры
УКРАИНА КАК ВЕДОМСТВО
Право, у каждого политического строя, как у разных живых существ, свой особенный язык: один — у демократии, другой — у олигархии, а еще иной — у монархии.
Платон
А какой же тогда язык в современном государстве Украина? Скорее всего — океанический. Это стало понятно уже несколько лет тому назад, когда мыслящие люди Украины начали сравнивать наш, можно сказать, виртуальный, абсурдистский "правопорядок" и режим, с системой придуманного Джорджем Оруэллом государства Океания (в его романе-антиутопии "1984"). Правда, речь шла тогда о точной аналогии одного из ведомств — их и нашего "министерства правды". У нас оно было закамуфлировано под министерство информации во главе с Зиновием Куликом.
Прошло немного времени. В результате перманентного реформирования министерств и ведомств (создание — перестройка — ликвидация — восстановление — объединение — разделение) чего-то одиозного, как того же куликовского мининформа, уже и не стало, а что-то новое, не менее одиозное, на "систему государственного управления" наросло.
Взять, к примеру, короткую историю наследника "министерства правды" — Государственного комитета информационной политики, телевидения и радиовещания Украины. Всеобъемлющая информационная политика почему-то была отнесена к ведению органа, который не входит в состав правительства, и в конце концов соотнесена лишь с электронными СМИ. Недавно Конституционный суд признал незаконным такое президентское новаторство. Ну и что? Президент исправил положение: привел название Государственного комитета в соответствие с конституционным: Государственный комитет телевидения и радиовещания. И все. В ведении нового комитета — Гостелерадио — остались не только собственно радиовещание и телевидение, но и печать, издательское дело, полиграфия...
Одним словом, если идти дальше за логикой сравнений и параллельно очертить контуры авторитарной ведомственной системы выдуманной Океании и очертания современного украинского режима, а потом наложить одно на другое, получим, по существу, почти полное совпадение графико-содержательных схем.
Что же это такое по своей фактической сущности — "ведомственное государство Украина"?
Наверное, ни на что в реальном цивилизованном мире это не похоже. Удивительное подобие — только именно фантастической антиутопической системе Океании. Согласно Конституции (ст. 1,2,5), принципы Украины декларативно другие — "суверенная", "независимая", "демократическая", "социальная", "правовая", "унитарная", "республика", "народная" (согласно провозглашенному носителю суверенитета). На самом деле все не так. Это даже невооруженным глазом видно.
Наше государство, вернее его власть, чаще всего называют авторитарным или диктаторским, имея в виду настоящие устремления и учитывая практику деятельности нынешнего президента и его многоэтажной клановой вертикали. Думаю, это неточное определение.
Если соответствующим образом оценить целевые установки авторитаризма или диктатуры в сегодняшнем украинском варианте, их методы, сердцевиной которых на всех уровнях стал ведомственный произвол, и из-за этого мизерный объем возможностей контроля и конструктивного влияния высшей власти (президента) на государственно-политический процесс, то выходит совсем иная системно-политическая графика. В центре ее — ведомство, самоуправляющееся, своевольное и очень часто малокомпетентное, бездеятельное — что касается обеспечения общественного или хотя бы отраслевого прогресса.
Одним из подтверждений того, что ведомства не становятся эффективными инструментом конструктивного государственного управления или регулирования, что они необходимы только как база, поддерживающая нынешний государственно-политический режим, стало постоянное, особенно активизировавшееся при Кучме нагромождение однотипных, параллельных ведомств. Есть, к примеру, широкопрофильный Государственный комитет телевидения и радиовещания (его функции, как уже отмечалось, даже шире названия), есть Комитет Верховной Рады по вопросам свободы слова и информации, есть Национальная Рада Украины по вопросам телевидения и радиовещания. Спрашивается: для чего создавать еще какое-то надведомство? Для чего оно, когда Гостелерадио возглавил, наконец, умный и настойчивый И.С. Чиж с его стремлением действовать четко в соответствии с Конституцией на благо демократического и динамичного развития информационной сферы? Зачем еще что-то придумывать, если после Александра Зинченко, нацеленного на решение собственных (в информационной сфере) интересов, парламентский комитет Верховной Рады, как и было при В. Понедилко и И.Чиже, вроде возвращается на конституционные позиции защиты свободы слова и развития сферы информации?
Думаю, именно потому, что эти люди настроены заниматься конституционными, направленными на благо общества делами, а не всякими (конституционными и неконституционными) интересами главы государства персонально и его администрации во главе с Медведчуком, и возникает надведомство — главное управление информационной политики в администрации президента. Ведомство с уже печально известными в обществе "мониторингами" и "темниками".
Кстати, мне как-то привелось увидеть такую, по сути, инструкцию: начальнику информуправления местной власти адресовался обзор нежелательных выступлений местной прессы. Видимо, президентский "главк" считает, что местный начальник либо не читает тамошних газет, либо не способен разобраться в их "зловредности". Тогда возникает естественный вопрос: а нужен ли такой чиновник?
Вот, оказывается, чего не хватало: ц.у.(ценных указаний) из Киева! Впрочем, и указания из столицы порядка не добавляют. Надо признать, что верхушка и не стремится его навести. Довольно красноречивый факт приводился в одном из выступлений на заседании коллегии тогда еще Госкоминформа (2002г.): в соответствии с Законом и под влиянием общественности Национальная Рада по вопросам телевидения и радиовещания попыталась добиться от самых могущественных телекомпаний, в том числе и от "Интера", соблюдения требований общественной морали в подборе кинопрограмм. Это требование вошло в противоречие с финансовыми интересами компаний, и члены Национальной Рады тут же (нам в Украине нетрудно догадаться, по чьей наводке) были вызваны к Голове Верховной Рады Украины В. Литвину. Неизвестно, о чем там "беседовали", но в результате нужное дело заблокировано на неопределенное время.
Страдает в подобных случаях все общество, президентская же рать распинается, что это и есть настоящая демократия. А ведомства, надежно прикрытые такой "демпозицией", наперегонки состязаются в своей "социальной ориентации", чтобы побольше вытянуть из своих соотечественников, преимущественно доведенных до крайней черты горемык. Бессменный чемпион в этом деле — ведомство связи (от прежнего министерства до нынешнего комитета связи и информации). Правда, в последнее время ему наступают на пятки энергетики и коммунальщики.
Об уникальных приемах грабежа и жадности украинского Госкомсвязи, о безрезультатности всех депутатских попыток найти на него управу исписаны горы бумаги. А воз и ныне там! Впрочем, какой-то мизерный сдвиг имеется... исчезла совершенно невероятная для человеческой совести "укртелекомовская копейка" (а может, ее более искусно спрятали). Это когда в ежемесячных телефонных счетах систематически возникала "арифметическая ошибка" — на одну копейку больше. Какой же владелец телефона станет терять свое время и нервы на эту злосчастную копейку?! А вот, "Укртелекому" с 10 млн. абонентов ежемесячно накапывало 10 млн. малюсеньких копеечек — и неплохо.
Потеряв свою копейку (если и в самом деле потеряло), ведомство изобрело новые еще большие поборы. К примеру, за пользование квартирными телефонами с нас берут двойную плату — ежемесячный тариф (в счетах значится как "абонплата", даже если телефоном месяцами никто не пользуется) плюс оплата фактической длительности местных телефонных разговоров. Попытался ликвидировать это мошенничество народный депутат-коммунист Украины Виктор Понедилко (третий созыв), предложив социального содержания и нагрузки законопроект о внесении соответствующих изменений в Закон Украины "О связи". При участии В. Понедилко закон прошел в первом чтении именно как социальный, нашел широкую поддержку в сессионном зале. А вот на "второе чтение" он попал только в июле 2002 года, т. е. уже при новом составе Верховной Рады, где автора законопроекта не было (не прошел, к сожалению). Взял в кавычки "второе чтение", так как в этом случае все не соответствовало нормам второго чтения. В формулировке от предложений В.Понедилка не осталось ни рожек, ни ножек.
Другое творческое изобретение Госкомсвязи — введение тарифной платы за оформление каждого периодического издания: годовой — 1грн. 50коп., полугодовой — 1грн. Получается, что если один экземпляр газеты на год стоит 7грн.80коп., то оформительская накрутка заберет у нас еще 20 % от этой суммы. А если детское (детское!) издание стоит Згрн. 90коп., то накрутка достигнет почти 40 %. Задумаемся: что такое подписка? Не что иное, как продажа — покупка товара (периодического издания) и услуги (доставки), да еще и с предоплатой по крайней мере на месяц вперед, а чаще всего — на квартал, полгода, год. Заплатив наперед, покупатель дает продавцу (редакции) и инфраструктурному посреднику (почте) в оборот деньги, которые на протяжении подписного периода дают дополнительную прибыль. Такие действия покупателя-подписчика должны были бы поощряться. Но почтовики делают по-другому. А если вслед за ними их опыт использует вся сфера продажи товаров и услуг? Будем, покупая телевизор или столовую вилку, платить дополнительно за оформление чеков на эти покупки.
Нонсенс и грабеж! Ведомственный грабеж! И ни одно другое ведомство (ни Антимонопольный комитет, ни Генеральная прокуратура) или даже правительство и Верховная Рада Украины (по сути, тоже ведомства), куда неоднократно обращался Комитет Верховной Рады по вопросам свободы слова и информации, не в состоянии воспрепятствовать такому беспределу.
Украинское государственное ведомство уникально тем, Что действует вне правового и конституционного поля абсолютно открыто и нагло, в обстановке нахрапистой вседозволенности. Оно над законом.
Прихожу в районное управление Пенсионного фонда, чтобы переоформить журналистскую пенсию в связи с принятием Закона Украины "О внесении изменений в Закон Украины "О государственной поддержке средств массовой информации и социальной защите журналистов". Закон на бумаге уже вступил в силу. Но не действует. Дело в том, что в Пенсионном фонде нет правительственно-ведомственной инструкции о механизме реализации новых норм Закона.
Выходит, что Закон целиком зависит от ведомственных подходов. Если ведомство (не только Госкомсвязи) не хочет придерживаться Закона, а такое случается часто, никто ничего с таким ведомством в ведомственной Украине не сделает. Раньше было достаточно критического выступления СМИ, чтобы принимались меры реагирования на неполадки и злоупотребления. Теперь ничего не могут сделать не только "четвертая власть", а и прокуратура или суды, тем более, по сути, беспомощная Верховная Рада — высший представительский и он же единственный законодательный орган страны. Ведомства игнорируют законы.
Бесконечно так длиться не может. Платон, к которому мы уже обращались, был убежден: "Я вижу близкий крах того государства, где Закон не имеет силы и находится под чьей-то властью". Это о сегодняшней Украине.
Ведомства не обременяют себя поисками справедливых, конструктивных решений. Не выводом страны из кризиса они занимаются, не достижением хотя бы некогда уже существовавших лучших показателей. Наоборот: подгоняют все и вся под условия кризиса, ссылаясь на трудности, "средний уровень" и тому подобное. В качестве подтверждения — типовой ответ ведомства под названием "Запорожская областная администрация" одному из народных депутатов Украины.
“Областная государственная администрация вместе с управлением охраны здоровья внимательно рассмотрела обращение жителей Бердянского района по поводу закрытия пунктов "скорой помощи" в районе.
На сегодняшней день обеспеченность населения Бердянского района бригадами "скорой помощи" в три раза выше, чем в среднем по области и в Украине.
В связи с недостаточным финансированием учреждений охраны здоровья Бердянского района районная государственная администрация вместе с районным советом народных депутатов приняли решение о приведении количества бригад “скорой медицинской помощи” к нормативным показателям. В связи с этим подлежат сокращению 4 бригады "скорой помощи" в селах Берестовое, Андроновка, Ново-Петровка, Красное поле.
Вместе с тем сейчас рассматривается вопрос о передаче этих бригад на содержание сельских советов.
Заместитель главы Государственной администрации А.С. Касьян".
Видите, что становится нормой. Вовсе не лучшие показатели, не прогресс. А сведение лучшего к уровню посредственности. Не удивительно, что за рубежом существует наименование нашего ведомственного государства: Абсурдистан. Обидно. Но как этому возразить? Ведь ни с чем реальным его не сравнить. Действительно, только с Океанией, с антиутопией, и, следовательно, с системой впрямь абсурдистской. Или, может, еще с Угандой, которая по алфавиту сидит в долговой яме МВФ рядом с Украиной.
Что часто делают бравые ребята, государственные мужи, в таком государстве? Воробьев пасут? Таки пасут! Можно сказать, любимейшее их занятие. С помощью компьютеров. Строят классно и рекордными методами? Еще бы! Особенно известная "ДУСя" — "Державые управлiння справами" ("Государственное управление делами" по-русски — Е.Л.) то "хатынку" для президента в Карпатах, то сауну для него же в служебной резиденции. Иногда и для соседа что-нибудь сделают, подремонтируют, чтобы зимой холодно не было.
А вот для спасения мировой культурной ценности, уникального здания Одесского оперного театра, катастрофически денег не хватает. Никак не найдется 500 гривен для ремонта крыши дома 86-летней незрячей пенсионерки-учительницы, дочери героя Гражданской войны.
Вот так и живем в своем Абсурдистане.
Но не хочется так жить! Менять хочется такой строй! И нужно менять! Общественная мысль отрабатывает, на что и как менять. Созревают вполне разумные проекты.
Народное демократическое единовластие с главенствующей ролью парламента, форма парламентской республики. Уже и "гарант" подхватил эту идею в своих интересах, исковеркав первичный замысел.
Эффективное местное самоуправление через местные советы с восстановлением в них преимущественного представительства депутатов трудящихся и через выборных руководителей местной исполнительной власти.
Создание на всех уровнях компетентных, кадрово-профессиональных органов исполнительной власти.
Действительная (не на бумаге) подотчетность, подконтрольность, ответственность всех органов государственной исполнительной власти перед представительскими выборными органами народа — Верховной Радой Украины и местными народными радами.
Такова основа и такое направление действительно оздоровительной смены системы власти в Украине!
Позволю себе еще раз обратиться к глубокой, ориентирующей мысли 2500-летней давности. Отан, полководец персидского царя Дария, доказывал: "Народ-правитель не сделает ничего такого из того, что позволяет самодержец. Ведь народ правит, раздавая государственные посты по жребию, и посты эти ответственны, а все решения зависят от народных собраний".
Видите, я даже не оригинален, как не оригинальны и те депутаты, которые добиваются введения в стране действительного верховенства действительно народной воли. Тысячелетиями цивилизованное, демократическое общество, как видим, знает уже немало разумных рецептов законостроительства и хозяйствования.
Во всем мире, где-то решительнее, где-то медленнее, где-то без жертв, а где-то, к сожалению, и с жертвами, эти рецепты все-таки утверждаются на все более широких просторах. Уверен: так или иначе, но придет время и для Украины!


1.0x