Авторский блог Андрей Смирнов 00:00 1 апреля 2003

АПОСТРОФ

14(489)
Date: 01-04-2003
Author: Андрей Смирнов
АПОСТРОФ
Эдуард Лимонов "Священные монстры" (серия "Спутник") — М., "Ad Marginem", 2003 — 320 с.
"Книга написана в тюрьме, в первые дни пребывания в следственном изоляторе "Лефортово", я, помню, ходил по камере часами и повторял себе, дабы укрепить свой дух, имена Великих узников: Достоевский, Сад, Жан Жене, Сервантес, Достоевский, Сад… Звучали эти мои заклинания молитвой, так я повторял ежедневно, а по прошествии нескольких дней стал писать эту книгу…"— пишет Лимонов. "Священные монстры" — восхитительная и тревожная галерея портретов Великих. Уникальная в своем роде компания живых и мертвых, волюнтаристски собранных Лимоновым вместе. Единственная аналогия, приходящая на ум — обложка знаменитой пластинки "Клуб одиноких сердец Сержанта Пеппера" крайне нелюбимых Лимоновым "Битлз". "Всех культовых личностей, собранных мною по прихоти моей как приязни, так и неприязни, объединяет не только бешеное поклонение как толп, так и горсточек рафинированных поклонников. В них во всех есть бешенство души, позволившее им дойти до логического конца своих судеб: Пазолини нашел свою судьбу на вонючем пляже в Остии, убитый персонажем своего фильма и книги, Мисима вскрыл живот на балконе штаба японской армии, по заветам "Хагакуре", которую он так бешено рекомендовал современникам…" Лимонов не написал апологию пятидесяти двум Великим. Он не включил туда Бакунина и Наполеона, которых называл среди своих любимых политических деятелей. Зато нашел место для ревизии иных кумиров — "жучилы" Джона Леннона, "льстящего обывателю" Булгакова, "ренегата" Оруэлла.
Думаю, что все попавшие в эту компанию объединены главным принципом. Они все — это Лимонов. Частицы его характера, мировоззрения, судьбы. "Священные монстры" — своеобразная исповедь, где через героев с разных, иногда неожиданных сторон открывается блестящий писатель и мятежный политик Эдуард Вениаминович Лимонов. Это он — гордый серб Караджич и трагичный пророк Ницше, собравший свою партию из приверженцев порой взаимоисключающих доктрин (аналогия с НБП) "неудачник" Бенито и творец Советской России Ленин, желчный Селин и непостижимый Гоголь. Тюремный опыт дополнил книгу Берлиозом демократии, несчастным академиком Сахаровым. И последняя глава "Юрий Гагарин: погоны из ртути" — настоящее стихотворение в прозе, заканчивающееся пафосно, гордо и бесспорно: "На меня падает загар веков". Лимонов — уже "полубронзовый", как справедливо заметил Владимир Бондаренко.
И еще. "Священные монстры" — не ретроспектива, этакий комплиментарный или критический коллективный портрет. Это обращение, манящий призыв. По-хорошему, "монстров" надо было запретить вкупе с "Другой Россией". Такая литература лишает покоя. "Эта книга не предназначается для обывателя. Она предназначается для редких и странных детей, которые порою рождаются у обывателей. Для того, чтобы их поощрить: смотрите, какие были священные монстры, вот какими можно быть". И кто-то молодой и страстный уже жадно читает "Священных монстров".


1.0x