Авторский блог Анастасия Ежова 00:00 1 апреля 2003

Сведение счётов

беседа с Гейдаром Джемалем


КОРРЕСПОНДЕНТ. Опишите, пожалуйста, основные этапы формирования вашей позиции по чеченской проблеме. Как вы, будучи мусульманином, воспринимаете феномен чеченской войны?
Гейдар Джемаль. Прежде всего я всегда воспринимал вооруженную борьбу чеченцев не как проявление сепаратизма, а как борьбу части советского народа против рецидива империализма в нашей стране. О том, что развитие бюрократии рано или поздно приведет к свержению идеологического государства, действующего от имени пролетариата, союза рабочих и крестьян, давно предупреждали теоретики нашей партии, близкие к Владимиру Ильичу Ленину, еще во времена левой оппозиции и позднее, в начале тридцатых годов. То, о чем они говорили, и произошло — развитие безыдейной бюрократии, узурпировавшей власть в СССР, кончилось крахом социалистического режима, когда номенклатура и криминальные элементы, отбросив маски коммунистов, провели приватизацию и расчленение СССР. То, что начали делать чеченцы, было, собственно говоря, сделано и национал-патриотами в меньшем масштабе в Верховном Совете 3 октября 1993 года. Это было такое же вооруженное противостояние ельцинизму, и на самом деле критика в адрес чеченской борьбы со стороны патриотов является проявлением классовой и идеологической непоследовательности и отсутствия твердых политических и идеологических позиций. Как мусульманин я считаю, что это — составная часть всемирной борьбы народов против олигархического капитала империалистической бюрократии.
КОРР. Как бы вы охарактеризовали нынешнюю ситуацию в Чечне? Какова расстановка сил?
Г. Д.Нынешняя ситуация является продолжением той же самой борьбы. Она принимает разные формы, может уйти фразеология, связывающая ее с чисто исламским фактором, она может смениться национал-сепаратистской или национал-освободительной фразеологией. На самом деле тема остается та же самая, и сейчас правящие классы России пытаются выйти из того тупика, куда они зашли. Чеченская война была на протяжении многих лет используема в качестве фактора сведения внутренних счетов, поскольку, по сути дела, борьба в Чечне превратилась в некую вынесенную на авансцену гражданскую войну между правящими элитами в самом Кремле. Думаю, что выход из этой ситуации может быть только один: чеченцы и мусульмане в целом должны приобрести в России статус равноправных граждан. С другой стороны, в Чечне должен быть проведен всенародный референдум под международным контролем по поводу политических судеб этой территории. Однако при этом политическая судьба Чечни как таковой не меняет того факта, что сегодня это составная часть общенародного противостояния режиму, который носит коррумпированный и компрадорский характер. Как предупреждали нас теоретики тридцатых годов, возрожденный в России капитализм станет не продвинутым и высокоорганизованным, а это будет сырьевой, "банановый" капитализм некой второстепенной, колониальной, утратившей свой статус державы. В частности, чеченцы борются и против этой ситуации, потому что они претендуют на равноправное долевое участие с другими правящими элитами на определение судеб России, и, естественно, амбиции чеченцев таковы, что они не хотели бы видеть Россию слабой и униженной страной. Они прекрасно понимают, что сырьевая эксплуатация — это те орешки, та мелочевка, которая остается второсортным участникам политического процесса в мире. Они претендуют на передел политического пространства в мире, на то, чтобы быть одними из первых, принадлежать к некоему правящему мировому ядру. Эти амбиции входят в глубокий конфликт со статусом тех, кто сегодня руководит Кремлем.
КОРР. Воспринимаете ли вы чеченский народ как некое единое целое? Так, чеченская диаспора в Москве стоит на достаточно благоприятных экономических позициях.
Г. Д.Эти позиции не идут ни в какое сравнение с тем, что чеченцы стали получать в начале девяностых годов, и одна из причин, почему была начата война — это стремление прорвавшихся к масштабным сырьевым ресурсам страны, к огромному наследию Советского Союза олигархов и бывших партократов, новой бюрократии выбить чеченцев с этих позиций, уничтожить конкурента.
Я хотел бы подчеркнуть, что национализм как идеология только мешает чеченскому народу скорейшим образом опереться не на поддержку политиков Евросоюза и США, которые могут ее оказывать или не оказывать в зависимости от своих чисто конъюнктурных интересов. На самом деле главное — это международная исламская поддержка улицы, левых сил в мире, и она может быть дана чеченцам, только если они встанут на позиции интернационализма, борьбы с олигархией и империализмом. В данном случае необходимо четко выстроить внутреннюю идеологическую мотивацию. Не только у патриотов смешаны определенные понятия, но и у ведущих борьбу чеченцев четко не отстроены исламские и национально-освободительные цели, левые и левосоциальные задачи. Вместе с тем, количество чеченцев, каким-то образом принимающих участие в присвоении национального общероссийского продукта, совершенно незначительно по сравнению с тем их огромным большинством, которые нищенствуют и живут ниже нормального, достойного человеческого уровня. Сегодня чеченский народ находится в положении народа -пролетария, несмотря на его отдельных, единичных представителей, которые могут похвастаться своей принадлежностью к бизнес-элите Москвы.
КОРР. Существуют ли сегодня предпосылки для русско-чеченского диалога? На каких основаниях и на каком уровне он должен проводиться? Кого вы видите в качестве возможных субъектов данных переговоров?
Г. Д. Когда говорят о русско-чеченском диалоге, нас опять-таки загоняют в рамки бесед представителей каких-то национальностей. Да нет никаких абстрактных национальностей — существуют богатые и бедные! Ведь подразумевается, что нищий рабочий с комбината Дерипаски находится в одной лодке с Дерипаской и Абрамовичем и представляет собой единую русскую сторону в диалоге с чеченской. Это полная чушь. Никакой русской стороны в данном вопросе нет. Есть Кремль, есть режим, одинаково враждебный как русскому, так и чеченскому народу. Говорить о русско-чеченском диалоге в терминах колониальной демагогии просто некорректно.
КОРР. В таком случае, на каких основаниях должен строиться диалог русского и чеченского пролетария?
Г. Д.На основе общих классовых интересов, объединяющих униженный, обездоленный, мучимый чеченский народ, совпадающих с интересами русского народа, который точно так же ограблен и обманут. Шестьдесят процентов русского народа сохраняет социалистическое сознание, которое является сознанием архетипическим, позволившим сделать революцию 1917 года.. Речь идет именно о социалистическом, а не советском сознании — хотя много и носителей последнего, но это люди, которые наводняют псевдокрасные бюрократические организации. Те, которые сидят сегодня у сельсоветов и, абсолютно ничего не делая, проводят день за днем в пересудах, в ожидании пособий — типичные представители советского сознания. Те же, которые конкретно занимаются политической борьбой, в том числе и с оружием в руках, являются носителями сознания социалистического. У чеченцев, вопреки их национальным предрассудкам, социалистическое сознание гораздо более продвинуто сегодня, так как уже пятьсот лет назад они уничтожили свою финансовую знать, своих богачей и тем самым стали примером для всего Кавказа.
КОРР. Какие реальные шаги могут быть предприняты сейчас?
Г. Д.Я думаю, что реальные шаги осуществляются сегодня теми силами, которые оказывают давление на Кремль. Мы же можем только анализировать эту ситуацию, но конкретные шаги мы не можем предпринимать, потому что нет такой силы в России, которая сегодня может оказывать физическое или политическое давление на Кремль, вынуждая его к тому или иному решению. По поводу каких-либо вопросов, жизненно важных для России, невозможно собрать даже более или менее многочисленный митинг.
КОРР. Каким бы вы хотели видеть решение чеченской проблемы?
Г. Д.Я вижу Россию, вернувшую себе статус мирового лидера униженных и угнетенных империализмом стран и движения народов в борьбе против планетарной тирании, которая на самом деле на нас грядет. Я вижу Россию, освободившуюся от кошмара бюрократии, перехватывающей любую живую творческую инициативу и присваивающую ее себе. И я вижу чеченский народ как одного из достойнейших и действенных союзников русского народа и России в вопросе организации международной борьбы против финансового капитала и против сверхэлит, узурпировавших в своих интересах коллективные судьбы всего человечества.
КОРР. Каков ваш реальный прогноз на будущее?
Г. Д. Я думаю, что общий мировой кризис, который сегодня назревает со страшной быстротой и выходит далеко за пределы чечено-российского вооруженного конфликта, расставит все точки над "i", т.к. большинство из сегодняшних проектов и сил не имеет в настоящее время перспектив.

Date: 01-04-2003

1.0x