Авторский блог Редакция Завтра 00:00 11 марта 2003

НЕФТЬ И ВЫБОРЫ

11(486)
Date: 09-03-2003
НЕФТЬ И ВЫБОРЫ (Война в Ираке: российские интересы)
Есть те, кто считает, что Россия должна жестко и последовательно придерживаться внешнеполитической линии на недопущение войны в Ираке. И есть те, кто считает необходимым, чтобы Россия сохраняла максимальное пространство для маневра в рамках игры с Соединенными Штатами. Причем, несмотря на "незначительные различия", эти две позиции носят принципиальный характер и представляют две группы противоборствующих интересов.
С одной стороны, это интересы крупнейших российских нефтяных сестер, заинтересованных, прежде всего, в инкорпорации в международную экономику.
При этом, вопреки традиционному мнению, высокие цены на нефть вовсе не являются привлекательными для нефтяных компаний. Так, по словам одного из олигархов (М.Ходорковского), при нынешней себестоимости, в среднем от 2 до 6 долларов за баррель, нефтяников вполне устраивает уровень цен от 15 до 20 долларов за баррель. При этом надо иметь в виду, что при ценах выше 20 долларов маржа государства увеличивается в 2-3 раза, а доходы самих компаний сокращаются до минимума.
Надо также учитывать, что крупные компании основные "деньги" зарабатывают не на прибылях от продажи нефти, которые даже для наиболее крупных из них едва достигают миллиарда в год, а от виртуальной капитализации. В этой связи стоит отметить, что после кризиса 1998 году суммарная стоимость всех российских нефтяных компаний находилась в пределах одного миллиарда долларов. Сегодня же только один ЮКОС стоит более 20 миллиардов. Таким образом, прибыль по каждой компании исчисляется тысячами процентов и десятками миллиардов долларов. Однако "поднять капитализацию" в российских условиях еще не означает продать активы по фондовой стоимости. Ведь крупные финансовые игроки, оперирующие такими суммами, учитывают не только и даже не столько экономические факторы.
Таким образом, практически целый год российские топ-компании проходили своеобразное тестирование. Их руководители делали совместные заявления о наращивании экспорта в Соединенные Штаты, подкрепляя их солидарной отправкой танкеров. А в последние кризисные месяцы четыре российских нефтяных кита заявили о возможности оказания помощи Соединенным Штатам в случае экстренных проблем с нефтью и, кроме того, о строительстве трубы, полностью сориентированной на экспорт в США. И хотя оба заявления носили на 90% пропагандистский характер (такая труба чудесным образом в ближайшие месяцы не вырастет, так же, как и российский экспорт), они фактически сыграли на стороне ястребов из администрации Буша.
И еще один фактор, который так или иначе отмечается в Соединенных Штатах. Крупнейшие российские нефтяные компании так ничего и не вложили в предоставленные им в Ираке концессии, де-факто соглашаясь с неизбежностью войны.
С другой стороны, есть интересы государственного бюджета России, который, по ряду экспертных оценок, более чем на 40% зависит от углеводородных денег. А следовательно, государство, в отличие от нефтяников, кровно заинтересовано в стабильно высоких ценах на нефть. И здесь приоритетным партнером России являются вовсе не Соединенные Штаты, а ОПЕК. Тем более, что именно благодаря усилиям Организации стран экспортеров нефти с 2000 года цены начали расти. Нефтяной картель жестко выступил по иракскому кризису. Так, генеральный секретарь организации Альваро Сильва несколько месяцев назад заявил, что ОПЕК не сможет обеспечить потребности мирового рынка в случае начала войны. Причем эта позиция была не столько технической (у Венесуэлы, Саудовской Аравии и других стран Залива имеются дополнительные мощности), сколько политической.
А поскольку ряд российских нефтяных компаний фактически играют на стороне американских ястребов, Кремль может окончательно рассориться с Картелем. Тем более, что отношения между Москвой и Веной и так нельзя назвать "теплыми".
Например, после майской встречи Буша с Путиным Россия фактически вышла из соглашения с ОПЕК об ограничении нефтяного экспорта. Более того, несмотря на то, что Картель фактически в одиночку вынужден был тянуть лямку ограничений, один из нефтяных олигархов заявил о необходимости конкуренции с ОПЕК за рынки сбыта. А совсем недавно был сорван визит министра иностранных дел Саудовской Аравии (ключевого члена ОПЕК) в Москву.
В рамках такой позиции, соединяющей поддержку Соединенных Штатов со стороны олигархов с линией на конфронтацию с ОПЕК, Россия при любом развитии событий в Ираке может оказаться в убытке.
Если война начнется и страны Картеля будут вынуждены под давлением Соединенных Штатов наращивать производство, то Россия, по причине слабых экспортных мускулов, проиграет войну не только Саудовской Аравии, но и еще, по крайней мере, двум-трем странам. Причем в этом случае бюджет не дополучит нескольких десятков миллиардов долларов (1 доллар в цене барреля нефти может стоить для России от 1 до 1,5 миллиардов долларов).
Если же война не состоится, то окрепшая за последний год ось Багдад — Эр-Рияд будет вынуждена играть с Вашингтоном на понижение цен. (Именно низкие цены на нефть, стимулирующие рост американской экономики, могут быть компенсацией Вашингтону за отказ от войны.) Причем интересы России в этом случае ни на мировом, ни на иракском рынке учитываться не будут. Россию вытеснят с ряда наиболее богатых рынков — саудовская нефть дешевле и лучше по качеству. И, кроме того, российские нефтяные компании, которые объективно играли "на войну в Ираке", будут лишены своих концессий, и их заменят, прежде всего, французы и саудиты, а через последних, возможно, и американцы.
Наконец, надо иметь в виду, что отсутствие четкого акцента в российской политике будет иметь свои негативные последствия как для населения страны, так и для В.В.П. Необходимо учитывать, что стабильность режима прежде всего базируется на крайне благополучном периоде в развитии нефтяного рынка, пришедшегося на период правления нового президента. Если же этот период закончится, а вместе с ним и определенная социальная стабилизация, то будущие выборы могут преподнести гораздо больше сюрпризов, чем представляется сейчас.
Э.С.

1.0x