Авторский блог Анатолий Мохонько 03:00 2 декабря 2002

АЗБУКА ИСТОРИИ

49(472)
Date: 03-12-2002
Author: Анатолий Мохонько
АЗБУКА ИСТОРИИ
Доктор искусствоведения, профессор Краснодарского университета культуры и искусств Дмитрий Шабалин завершил исследование, объясняющее возникновение мажоро-минора в европейской классической музыке, раскрывающее систему ладового осмогласия в византийском богослужебном пении.
Система состоит из восьми церковных ладов-ихосов, названных впоследствии славянскими просветителями при переводе византийской теории осмогласием, из которого, очевидно, развился мажоро-минор европейской классической музыки.
Путь к открытию был долог и не прост. Еще в 80-е годы работа Шабалина по составлению полного собрания певческих азбук Древней Руси специалистами была названа событием в русской музыке. Изучая крюковую запись, знаменный распев исследователю пришлось коснуться малоизученного пласта средневековой музыки — происхождения средневековой монодии, ее строения, что, в свою очередь, подвигло его на изучение византийских ладов.
Непосвященному читателю трудно оценить вклад ученого в отечественную науку, его бескорыстное служение Отечеству и народу. Им была проведена огромная исследовательская работа. Ученый исследовал материалы по древним руководствам и статьям, опубликованным на немецком, французском, английском языках. Чтобы понять смысл и суть древних документов, прежде всего их нужно было перевести. Он, добывая микрофильмы в разных городах СССР, изучал византийские руководства и сам переводил их с греческого. Ездил на Урал, в Киев, в Прибалтику, на Алтай и т.д. Познакомился в Ленинграде в подлиннике со старинными рукописями, собранными русскими монастырями по всему миру.
Знаменное пение расшифровано и поется с XVII века. Но, начиная с Климента Охридского до XVII века, оно остается непознанным, хотя много рукописей сохранилось начиная с XI века. Да, их много, но они "темные", не расшифрованные и посему не исполняются. Задача, которую поставил перед собой Шабалин, — найти ключ к их расшифровке. Он изучил, разработал и рекомендовал методы при расшифровке древнерусских рукописей. Этими ретроспективными методами возможно стало расшифровать рукописи с XVII до XVI веков. А дальше, при расшифровке древнейших русских рукописей, необходимо было исходить издревле, из византийской системы.
То, что ладовое осмогласие до последнего времени не было раскрыто, не говорит о недостатке внимания к данной проблеме, интерес исследователей к ней всегда был весьма значительным. И тем не менее, проблему раскрытия исконной структуры средневековых ладов в последние десятилетия негласно было принято считать неразрешимой.
Процесс раскрытия византийского осмогласия проходил, как это часто происходит в подобных случаях, окольными путями, изобиловал сложными ходами. Дмитрий Шабалин показал наиболее простой из возможных путей раскрытия изначального осмогласия с опорой на те немногие сведения, которые содержатся в византийских музыкальных руководствах. Его изложение помогает наглядно выразить сущность средневековой ладовой системы вообще.
Ладовая система в принципе описана в учебных руководствах по античному или григорианскому пению очень точным языком благодаря тому, что тогда уже существовали такие категории, как тон и полутон. Но ладовая система Византии была изложена очень своеобразно — в цифровых кодах и ихосах ("ихос" по-гречески — "эхо", "отголосок", "окраска звучания", у славян — "глас"). Трудность расшифровки этих ихосов для исследователей, в том числе и для Шабалина, заключалась в том, что в рукописях тоны и полутоны не были указаны. Кроме одного случая, когда движение шло вниз, то вместо третьего ихоса значился варюс (по-гречески — "тяжелый"). Это своеобразное надстрочечное ударение, направленное назад-вниз. Варюс, утверждает Шабалин, может находиться и в восхождении напева, но порожден он нисходящим движением голоса. Закономерность появления варюса на третьей ступени в нисходящем движении, говорит он, связано с языком, с разговорной интонацией.
Все это навело мысль Д. Шабалина на то, что мажор и минор как ладовые наклонения возникли еще в начале средневековья. Византийцы поставили восходящий принцип за основу. Интонации речи у людей в античности были, по преимуществу, нисходящие, в углублении, назад. Шабалин это понял благодаря прекрасному владению вокалом (сам он по профессии хормейстер — создатель Камерного хора Кузбасса). Но в Византии в речи, остававшейся интонационно двунаправленной, получило преимущество в ударениях восхождение.
Шабалин "вычислил" родоначальников современного мажоро-минора, при учете также их влияния на развитие всей христианской и, весьма вероятно, арабской церковно-музыкальной культуры. Можно испытывать лишь удивление по поводу наблюдательности и тонкости византийских музыкальных теоретиков, уровня системности, достигнутого ими в ладообразовании, гармонично увязывающим в себе воздействия на церковное пение всех факторов, а также по поводу практичности и целесообразности их ладовой системы вообще.
Византийская ладовая система и поныне продолжает функционировать в современном монодийном пении греческой и славянской (у старообрядцев) церковной службы. Она сказалась на устройстве григорианского и армянского пения. Во всех случаях так или иначе она проявляет себя. Уже это является подтверждением раскрытия Шабалиным исходной византийской ладовой системы. С другой стороны, славянская, армянская, григорианская, новогреческая ладовые системы обнаруживают в византийской ладовой структуре объяснение причин своих особенностей.
Во второй половине IX века византийская ладовая система была перенесена вместе с христианским обрядом на славянскую почву, где и дожила до сего дня. Однако древнерусское осмогласие, считает Дмитрий Шабалин, в сравнении с византийским с самого начала было унифицированным в части названия всех гласов.
Византийское ладовое устройство оказывало влияние на музыкальные культуры Европы и других народов Римской империи. Автор высказывает предположение, что оно повлияло и на арабскую музыку, в особенности, разумеется, на пение коптов, а через арабское влияние — и на еврейскую музыку. Этим, по-видимому, можно объяснять, например, сдвоенность четырех еврейских "арабизированных" ладов, употреблявшихся в IX веке.
Вернуть музыкальную мысль после длительного — полуторатысячелетнего — развития к своему источнику и припасть к малу ключику, с которого начиналась великая река европейской музыки, чтобы отправиться от этой исходной точки в новый путь и уже, может быть, по иному руслу — этим и определялся основной смысл проведенного исследования. Кроме того, результаты этого исследования смогут помочь прочесть тысячи песнопений, дошедших до нас от 1Х-Х1 веков. Проникнуть в тайны монодийной музыки — давняя мечта музыкальных медиевистов, изучающих музыкальные рукописи, мелодические строки, которые обозначены безлинейными нотными знаками — греческими симадиями, римско-латинскими невмами, славянскими знаменами или армянскими хазами.
Пока еще трудно оценить все последствия, к которым может привести раскрытие византийской ладовой системы. Но уже сейчас ясно, что выявление им структуры византийских ладов и процедуры их формирования приведут к пересмотру многих взглядов на те или иные явления в ладообразовании. В конечном итоге все это, как можно надеяться, расширит перспективы в формировании новых стилей и в композиторском творчестве.

1.0x