Авторский блог Андрей Фефелов 03:00 2 декабря 2002

ЗЕМЛЯ РОДНАЯ

49(472)
Date: 03-12-2002
Author: Андрей Фефелов
ЗЕМЛЯ РОДНАЯ
Овеянный преданиями казачьей старины, славный крепкими традициями, населенный сильным, красивым людом Кубанский край — есть место, где развивается и цветет одна из ветвей отечественной культуры.
Убедился в этом воочию, вырвавшись из зимних московских хлябей, оказавшись в Краснодаре, где все еще длится теплая и туманная, как сон, южная осень.
— Какой приятный город…
Пожилой писатель с ясными и спокойными глазами и правильной речью угощает меня вкусным крепким чаем. Аскетично улыбнувшись, говорит, что Краснодар — "маленький Париж". Это Виктор Иванович Лихоносов — аскет, русский патриот белого толка, правдолюбец, редактор литературно-исторического журнала "Родная Кубань".
Он вовсе не из числа ворчунов и тех, кто вечно недоволен, однако костерит новое и старое начальство, обличает чиновников, "номенклатуру".
— Вы думали здесь, на Кубани, все патриоты? Не так все просто…— вздыхает Лихоносов.
Писатель в прессе публикует резкие статьи, в которых и самого батьку Кондрата не щадит. Ему сие приличествует, как патриарху литературному. К его голосу прислушиваются, хотя сам он это начисто отрицает…
— Что толку, стучишь-стучишь, не достучишься…
В своих "Записях перед сном" Лихоносов отмечает: "Писать, говорить вслух о богатстве, воровстве начальства еще опаснее, чем в старое советское время высказываться плохо о Советской власти".
Эти строки опубликованы в литературно-политическом журнале "Кубань", который и в Москве весьма известен и популярен среди патриотов. Возглавляет его неутомимый борец, яркий публицист Виталий Канашкин. Издание, близкое по духу "Нашему современнику", но более резкое, по стилю чем-то схожее с газетой "Завтра". Сказывается темперамент редактора журнала… Журнал ведет патриотическую пропаганду, при этом является одним из центров притяжения среды традиционалистов Кубани. С ближайшим литературным противником полемика ведется беспощадная: тут достается и Правлению Союза писателей Кубани.
Характерный по стилистике отрывок из весьма интересного полемического эссе Канашкина, посвященного литературному процессу на Кубани. "… Порожденный былым укладом некрофил, — это тот "посторонний", у которого человеческие эмоции выражены слабо, а внутренняя опустошенность находит, если можно так выразиться, выход в слепой машинальной деятельности по указке свыше. Модернизированный современный некрофил — это такой же "посторонний", только не отчужденный, но невротически и даже эмоционально причастный к действующим институционным структурам. Кормящая рука для него — мессианская длань, и он все шевеления ее указательного пальца воспринимает, как непререкаемый наказ. Характерная черта сегодняшней некрофильной личности — безжизненность эстетического и нравственного идеала. Порой весьма эрудированный и одаренный кубанский некрофил может с энтузиазмом говорить и писать о вещах, представляющих всеобщий интерес, но внутренняя отрешенность и подчиненность господствующему тезису делает его всего лишь посредником между житьем и нежитью…"
Вообще, среди краснодарской интеллигенции разделительная линия между "традиционалистами" и "модернистами", между патриотами и либералами проведена очень четко, борьба между противоборствующими идеологиями ведется яростная. Здесь о какой-либо конвергенции никто не помышляет…
Однако культура Кубани — это не только и не столько литература.
В Краснодаре базируется знаменитый Государственный академический кубанский казачий хор (интервью с его бессменным руководителем, блестящим русским музыкантом Виктором Гавриловичем Захарченко — читайте в ближайших номерах). Это Музыкальный театр Краснодара, где нашел себе прибежище лучший мастер русского балета Юрий Григорович (здесь он поставил "Золотой век" Шостаковича).
Это и качественный кубанский джаз. И в Москве известен джазовый коллектив "Кубань-бенд" (в названии отдается дань повсеместному "кубанецентризму" краснодарской интеллигенции).
Культура Кубани — это и живопись, и театр. Великолепного краснодарского живописца Алексея Пашкова можно отнести к числу местных авангардистов. Однако теплота и ясность его искусства драгоценна сама по себе и не нуждается в каких-либо определениях. Особое место среди интеллигенции Краснодара занимает весьма скромного вида человек, чурающийся какой-либо публичности, исследователь древней музыки, профессор Краснодарского университета культуры Дмитрий Шебалин.
Сегодня без преувеличения можно говорить о том, что Шебалин сделал мировое открытие: раскрыл тайну византийского ладового осмогласия, вычислил первичный код музыкальной культуры Европы и Азии.

28 марта 2024
1.0x