Авторский блог Николай Анисин 03:00 11 марта 2002

СОВЕТСКАЯ АЗИЯ

11(434)
Date: 12-03-2002
СОВЕТСКАЯ АЗИЯ (Цивилизационный эксперимент СССР)
Основа государственности нынешних среднеазиатских республик была заложена в советский период. Если историческая справедливость когда-нибудь восторжествует в Средней Азии, то главным памятником в ее городах станет памятник Советской власти. Все эмиры и ханы за столетия не сделали для таджиков и узбеков, туркмен, казахов и киргизов столько блага, сколько вожди СССР за восемьдесят лет. Памятник Советской власти в Ашхабаде, Бишкеке, Душанбе, Астане и Ташкенте должен при торжестве справедливости выражать и поклон России, ибо за ее счет среднеазиатские народы успешно перешагнули из средневековья в постиндустриальную эпоху.
В первое десятилетие после образования СССР Украина формировала из собственных средств 40% своего бюджета, остальные — менее 20. Стало быть, вся жизнедеятельность республик в Средней Азии оплачивалась Российской Федерацией. Так было и в 20-е, и в 30-е годы. Но тогда Россия тратилась прежде всего именно на поддержание жизнедеятельности этих республик, а не на их развитие.
Сталин, как известно, желал видеть новое Советское государство унитарным, где все многочисленные народы имеют только национально-культурную автономию. Но Ленин и его нацменьшинская гвардия заставили Сталина поступиться принципами. Новорожденное государство было построено по национально-государственной модели: каждому крупному народу — по своей республике. Сталин, став после смерти Ленина первым лицом в СССР, эту модель принял, но, не изменяя ее формы, изменил ее суть: де-юре все республики оставались суверенными, де-факто — беспрекословно подчинялись союзному Центру через жесткую партийную вертикаль, подмявшую под себя все государственные органы.
После революции 1917-го в Средней Азии была провозглашена республика — одна для всех народов — Туркестанская Автономная Советская Социалистическая в составе РСФСР. В 1924-м Сталин выделил из ТАССР две республики с союзным статусом — Туркменскую и Узбекскую. Таджикам в том же году была дадена автономия в Узбекской ССР, киргизам и казахам чуть позже — автономия в Российской Федерации. Собственную союзную республику таджики получили в 1929-м, а киргизы и казахи — в 1936-м. За двенадцать лет своего правления Сталин произвел национальное размежевание среднеазиатских народов и каждого из них одарил государственной крышей. То и другое делалось главным образом для того, чтобы обеспечить полную и четкую управляемость Средней Азией: есть народ — у него должна быть своя территория, своя бюрократия, которая всем обязана Сталину и всегда готова выполнять его установки в руководстве соплеменниками.
Помимо возможности национального самоопределения на государственном уровне среднеазиатские народы в двадцатые-тридцатые годы получили шанс и на широкий доступ к образованию. Значительных же перемен в экономике их республик в эти годы не случилось. Первые сталинские пятилетки — это ГЭС на Днепре и Магнитка на Урале, это — Комсомольск-на— Амуре, это — заводы-гиганты в Горьком, Сталинграде и Харькове, это — модернизация индустрии в Питере-Ленинграде и масштабное промышленное строительство в Москве. В Среднюю Азию капвложения, конечно, тоже шли. Но в скромных для союзного бюджета размерах. Все изменилось с началом Великой Отечественной войны.
С территорий России, Украины и Белоруссии, которые оказывались под угрозой немецкой оккупации, в среднеазиатские республики эвакуировались люди и материальные ценности — оборудование предприятий в том числе. Так началась внеплановая индустриализация Средней Азии. По завершению войны она не просто продолжилась, а с каждым новой пятилеткой стало набирать все большие обороты.
За 40 лет, с 1940-го по 1980-й — объем промышленной продукции в Туркмении увеличился в 12 раз, в Узбекистане в 15,в Таджикистане — в 16, в Казахстане в 30, в Киргизии — в 33 раза. Рост производства, как мы видим, внушителен везде и, если в Узбекистане он в два раза меньше, чем в Казахстане, то это свидетельствует о разнице не в динамике развития их экономик, а в стартовых позициях. Так что советская власть оставила в наследство ныне суверенным правителям Средней Азии? Перво-наперво — энерговооруженность.
Взглянем на промышленную карту Таджикистана эпохи так называемого брежневского застоя. Вот Варзобские ГЭС, вот Кайракумская, Головная и Нурекская. На карте Киргизии — каскад Аламединских ГЭС, Учкуганская и Токтогульская. На карте Узбекистана — Фархадская и Чарвакская ГЭС, Навойская и Сырдарьинская ГРЭС. Казахстан к 1980-му имел ГЭС на Иртыше и ТЭС в Караганде и Чикменте. На карте Туркменистана крупных энергообъектов не углядеть, но он производил электричества на 5,7 миллиардов КВТ — всего на миллиард меньше, чем Таджикистан.
В Туркменистане разведаны и освоены газовые и нефтяные месторождения, в Казахстане также добывалась нефть на Мангышлаке, плавились цветные, редкие и черные металлы, производились хромиты, марганцовые руды и фосфориты. Киргизия выдавала ртуть, сурьму и полиметаллические руды. Узбекистан известен был химволокнами, пластмассами, минеральными удобрениями и золотодобычей. Таджикистан обзавелся и рудно-металлургической промышленностью, и хлопчато-бумажной. Почти во всех среднеазиатских республиках бурно развивались традиционные для их народов производства — ковроткачество, хлопкоочистка, изготовление шелка. Прописалась в городах Средней Азии и металлообрабатывающая индустрия.
Рост производства в сельском хозяйстве республик в вышеназванные 40 лет не был таким впечатляющим, как в промышленности. Но он был. В Киргизии и Узбекистане валовой объем сельхозпродуции увеличился в 3 раза, в Туркмении и Таджикистане — в 4, в Казахстане — в 6,5 раза. За послевоенные годы в Средней Азии были построены десятки водоканалов, водохранилищ и сотни оросительных систем. В Киргизии, скажем, орошались почти две трети всех земель сельхозназначения. Из-за доступа к воде в предыдущие столетия в Средней Азии нередко разгорались кровавые битвы. Но минуло чуть больше полувека Советской власти — и воды стало хватать всем, кто работал на земле.
В каждой из среднеазиатских республик были открыты высшие учебные заведения. Туркмения, с ее трехмиллионным населением, имела 6 вузов, Узбекистан — 43, Казахстан — 49. На каждую тысячу человек, занятых в народном хозяйстве республик Средней Азии, приходилось от 600 до 800 специалистов с высшим и средним образованием.
На территории Казахстана была построена главная космическая база СССР — космодром Байконур. Полеты с него чудо-кораблей являлись своего рода символами для Средней Азии. Символами того, что она вступила в совершенно новую для нее эру. Узбекский дехканин с мотыгой, таджикский ремесленник за гончарным кругом, казахские и киргизские кочевники, предки которых никогда не знали грамоты, в начале ХХ века и представить себе не могли, что минует всего несколько десятилетий — и на их землях произойдут удивительные перемены.
За строительство в Средней Азии могучих гидроэлектростанций и огромных заводов, за прокладку водоканалов и установку систем орошения, за возможность внука неграмотного кочевника обучаться в первоклассно оборудованном вузе надо было платить. Кто же нес основное бремя расходов на обустройство среднеазиатских республик?
В середине 70-х ЦК КПСС принял постановление о развитии российского Нечерноземья. Тогда в прессе впервые заговорили о том, что в центре Советского государства возникла целина — старинные русские земли пришли в запустение. После выхода этого постановления ЦК области Нечерноземья кое-что получили. Но капитальные вложения в ее агропромышленный комплекс не шли ни в какое сравнение с тем, что было вложено в среднеазиатское сельское хозяйство. Его потенциал до конца Советской власти был выше.
Промышленные предприятия в Средней Азии возводились и запускались в основном русскими специалистами. Они ехали под жаркое солнце Востока со всей России. Ехали потому, что в русских городах не было того масштаба развития индустрии, какой был, скажем, в Казахстане или Таджикистане. Почему деньги из союзного бюджета, которые зарабатывала все страна, советские вожди столь щедро направляли в республики Средней Азии?
Народы этих республик в Великую Отечественную доказали свою лояльность и верность Советскому государству. Доказали радушием в приеме беженцев с оккупированных территорий, отвагой на фронтах и доблестным трудом во имя Победы. Стабильность социально-политической обстановки в Средней Азии и ее природные богатства — это важный фактор расположения к ней советских лидеров. Но он не единственный и не главный.
В руководстве СССР после смерти Сталина верх взяли романтики. Они провозгласили скорое пришествие коммунизма в свой стране, они дармовыми подачками диким режимам в Африке намеревались превратить их в режимы цивилизованно-социалистические, они свято верили в вечное братство со странами европейского соцлагеря. Средняя Азия для вождей хрущевско-брежневской поры была своего рода полигоном, на котором они хотели сказку сделать былью. А именно: республики со средневековым укладом жизни перетащить в современную, европейскую по сути, цивилизацию.
Мало того, среднеазиатские республики были своего рода "витриной социализма" для многочисленных мусульманских стран и народов "третьего мира", обеспечивая интернационализму по-советски дополнительный международный авторитет. Бурное социально-экономическое развитие этого региона, образцово-показательное восстановление Ашхабада и Ташкента после разрушительных землетрясений соответственно 1948 и 1967 гг. были призваны стать своего рода плацдармом для азиатской политики красного Кремля.
Преобразовать экономику Средней Азии за счет ущемления прежде всего интересов России советским вождям удалось. Эксперимент же по братанию азиатских народов с русским в едином новом укладе провалился. После распада СССР русские побежали из Средней Азии и бегут до сих пор. Правители же республик при каждом удобном случае показывают России фигу и ищут милости Запада. Но навсегда ли похоронен наш союз со Средней Азией?
Николай Анисин

1.0x