Авторский блог Редакция Завтра 03:00 18 февраля 2002

ГАРАНТИЯ ПОРЯДКА

8(431)
Date: 19-02-2002
ГАРАНТИЯ ПОРЯДКА
Здание МВД Приднестровья — низкое, маленькое, довольно старое и невзрачное снаружи. В России любой РОВД выглядит куда помпезней. Над крыльцом — красный с зеленой полосой флаг. По лестнице похожий на школьного физрука мужик толкает чернявого парнишку, крепко держа его за смуглую руку. Приговаривая: "Доигрался, воришка", вталкивает мальчишку в дверь первого этажа. Это участковый привел попавшегося в очередной раз на краже малолетнего "старого" знакомого. На первом этаже отдел по несовершеннолетним преступникам. Над дверью веселый плакат: "Детям — наша забота!"
На втором этаже — весь штаб министерства. В полутора десятках кабинетах умещаются и УБОП, и УБЭП, и ОБНОН, все штабные службы. Убранство по скромности под стать всему зданию: паркет, деревянные столы, несколько телефонов, телевизор и печатные машинки, электрический чайник. Кабинеты в Приднестровском МВД не похожи на подобные офисы в России. Не видать компьютеров, принтеров, лазерных сканеров и мягкой мебели.
За столом в пресс-центре сидит, уныло уставившись в сводку, обозревательница местной "Приднестровской правды" — ничего интересного. Репортер с НТВ здесь умер бы со скуки. Ни тебе расчлененки, ни маньяков, ни терактов, ни самоубийств. Одна монотонная картина: хулиганят на улице подростки, буянят пьяные, ссорятся супруги и соседи, случаются грабежи и разбои на улицах, бывают кражи. Но по московским меркам, мало. Когда-то в 93-94-х годах в Приднестровье было жарче, частенько постреливали. Но четкие действия силовиков быстро успокоили все банды, куда-то пропали все лидеры преступных сообществ, и все относительно затихло.
Начальник пресс-центра Валерий Иванов "доводит" итоги прошлого года. В 2001 году общее снижение уровня преступности. Убийств было 104 против 134 в предыдущем году. Оружие похищалось 7 раз против 12 в предыдущем. Угоны автомобилей — 51 против 87. Раскрываемость по разбоям составила 70 процентов против 54. По уличной преступности почти 73 против 62.
С гордостью объявляет о резком сокращении случаев вымогательства. В 2000 году было 71, а в прошлом уже 41. Дает плоды взаимодействие с населением. Во всех районах отделы тесно работают с местными советами. В Тирасполе даже восстановили народную дружину. МВД борется за то, чтобы граждане заявляли в милицию обо всех правонарушениях. "Вражья пропаганда" внушает людям, что нет смысла обращаться к "ментам", мол, они все равно не помогут. Особенно активно такое "впаривают" тем, кто столкнулся с вымогателями. На самом деле милиция ничем не поможет как раз тем, кто не заявил, не обратился за помощью. МВД раскрыло почти все случаи, которые стали известны, все преступники были задержаны, осуждены. Приднестровские СМИ смаковали задержания, показывали все физиономии взятых вымогателей за решеткой. Страна небольшая, народ знает своих "героев". Увидев обидчика за решеткой, законопослушные граждане приободрились, стали больше доверять милиции. По оперативной информации, сейчас в ПМР среди торгового люда стало немодно обращаться за покровительством к бандитам. Немодно и платить им дань. Преступники теперь считаются не компетентными, все равно всю ситуацию контролирует милиция…
Министр полковник В.А. Курисько перестроил всю работу МВД под выполнение основного принципа — неотвратимости наказания для преступников. Радикально сокращены все штабы, центральный аппарат, все силы брошены на розыск. В отличие от России, где отказняк — милое дело для любого отдела, в ПМР принципиально регистрируют все преступления, даже если они портят статистику. Министр смог внушить всем бандитам республики, что милиция их достанет хоть из-под земли. На узкой территории ПМР скрыться почти негде. Обычно преступники стараются бежать за кордон — в Молдову, Россию, Украину. Но МВД ПМР, несмотря на непризнанность статуса республики, смогло построить хорошие отношения с МВД России и Украины. Благодаря этому во всех случаях, когда приднестровский бандит скрывается на их территории, местные органы помогают милиции ПМР его поймать и предать суду. Совсем недавно в Одессе при помощи Киевского РУБОП МВД ПМР схватило особо опасного разбойника из Приднестровья. Многие политики и журналисты уверяют, что ПМР — криминальный режим. Но органы внутренних дел России, Украины и стран Европы предпочитают сотрудничать в борьбе с преступностью именно с Тирасполем, а не с прогнившей полицией Молдовы.
В ПМР почти все оперативники сосредоточены на "земле". В штабах, как и в России, опера не засиживаются, таких штабов просто не предусмотрено, под них не выделяют ни помещений, ни оргтехники. Почти все опера работают в опорных пунктах правопорядка, каждый держит свой конкретный квартал, участок или несколько сел. Уголовный розыск, пожалуй, самая мощная структура в МВД. Защита граждан и раскрытие преступлений — главная задача милиции, а этим-то и занимается угрозыск. Причем часто работают в прямом смысле на земле, и не только простые оперативники, но и начальники.
Начальник угрозыска Слободинского района Василий Вуколов с товарищем возвращался из дома после обеда в райотдел. В машине зашипела рация: "Угон скота в колхозе!". Колхоз этот как раз совсем рядом, до него пару километров езды. Решили свернуть с трассы, заехать, посмотреть. В селе горстка мужиков возле пустого хлева. Участковый, завидев подошедшего начальника, доложил, что неизвестные угнали семь бычков. У колхозников в глазах растерянность и ужас. Одни нервно курят, другие в сердцах бьют кулаком в стену, третьи ругаются. Потерять сразу семь откормленных бычков означает катастрофу и разорение — словом, труд целого года пропал даром. Теперь останутся голодными и без обновок и дети и жены. Мужики с надеждой глядят на большого начальника, который осматривает место преступления. Следы копыт и воровских ног ведут в чистое поле — громадную без конца и края грязную пашню. Начальник приказывает водителю с уазиком ехать по кромке поля. Сам идет с товарищем Леонидом Петриманом напрямки через пашню по следу. Вечером собирались с женами в гости, поэтому Вуколов и Петриман были при параде: в лакированных туфлях, выходных костюмах. По колено в грязи, торопясь идут по следам, сунув по карманам пистолеты. Прыгают через лужи, поскальзываются, спотыкаются. Если поторопиться, можно догнать вора. Машина давно скрылась за горизонтом, сюда ей через овраги не добраться, с водителем теперь можно только переговариваться по рации. Так прошли тридцать пять километров через поле, овраги и лес. К вечеру на поляне увидели всех семерых бычков, подходящих под описание, и мужичка в ватнике возле них. Мужичок курил.
Оценив свой внешний вид после марш-броска, сыщики решили прикинуться бомжами. Петриман спросил у мужичка в ватнике пустых бутылок и сигарет. Пока мужичок лез в карман за пачкой, Вуколов ударил его по шее, свалил на землю, вдвоем скрутили, привязали к одной веревке с бычками. Пришлось учиться ремеслу пастуха. С непривычки гнать семерых молодых и глупых телят, да еще и взрослого негодяя ночью по незнакомым краям, задача трудная. Но все вышло удачно: бычков вернули крестьянам. Сыскарей встречали чуть ли не с музыкой.
Помимо угро, остальные службы, нацеленные на специфические задачи, не отказываются от работы по уголовным преступлениям, попавшим в их поле зрения. В МВД есть своеобразный чемпионат, какой отдел раскроет больше уголовных по ходу своей основной работы. В прошлом году лидерами были БЭПники. ОБЭП выявил и раскрыл, помимо "своих" семи сотен экономических преступлений, еще сотню уголовных, которые всплыли по ходу дела.
Самым ярким примером такого настроя могут похвастать пожарники.
В Бендерах воры украли из школьной раздевалки одежду. Несколько мальчишек оказались без ботинок, курток, шапок. Свидетели говорили, что сперли все это буквально несколько минут назад. Учительница выскочила на улицу. До милиции было очень далеко, да же если им позвонить, они приедут не так скоро. Если погнаться прямо сейчас, можно воров найти. Напротив школы пожарная часть. Учительница бросилась к ним.
Пожарники подняли тревогу, на пожарном "Урале" с сиреной и мигалкой понеслись по улице. Через несколько минут нагнали двоих с мешками. Пожарники выскочили из машины, наверное, шлангом по спине, свалили обоих на газон. В мешках нашлась вся детская одежда. Преступников на пожарке отвезли в отделение.
От знакомства с приднестровскими милиционерами остается ощущение особой их упертости, стремления во что бы то ни стало вычислить подонка и обязательно наказать. Материальное оснащение МВД ПМР далеко от идеала. Милиция ездит и в патруль, и на оперативные мероприятия на все тех же УАЗах и "жигулях"-шестерках. Снаряжение приднестровского милиционера почти не отличается от российского образца. Тот же цвет и фасон формы, только серпастые и молоткастые кокарды, красные знамена на шевронах. Патруль так же выходит в город с автоматами АКСУ, опера носят с собой ПМ. Зарплата приднестровского сотрудника примерно равна российской, хотя в ПМР такие деньги выглядят далеко не так оскорбительно. За сто-сто пятьдесят долларов здесь можно прокормить семью. Но упертость и фанатичное желание защитить граждан связана, видимо, не с материальной стороной дела. Здесь особые отношения между гражданами и милицией.
Особая вера людей в милиционера-защитника. А участковый здесь, вообще, самый авторитетный человек, особенно в селе.
Анатолий Ребиков — старший участковый инспектор Рыбницкого ОВД. Про него говорят: он хозяин на своей земле. Все знает, в доску расшибется, но все найдет. Раз, у него из колхоза конокрады угнали пять лошадей. Следы вели к Днестру. Конокрад увел лошадок в Молдову. Пиши пропало. С Молдовы выдачи нет. Колхоз попал на большие убытки, казалось, дела не исправить. Ребиков ночью на лодке переплыл Днестр, пересек границу. С Молдовой до сих пор нет мирного договора, в условиях войны бродить там с пистолетом довольно опасно. Обследовав тот берег, участковый нашел следы лошадей, пошел по следу. К вечеру следующего дня нашел и лошадей и конокрада. Ударил рукоятью пистолета по голове, привязал вора к одной из лошадок и пошел назад, переправился через Днестр. Операция на уровне войскового спецназа… Когда вернул лошадей колхозу, колхоз на общем собрании решил купить ему служебный автомобиль. Потом ему еще подарили путевку в санаторий. Про таких говорят "мент по жизни". И таких в приднестровской милиции много. Рассказывают про опера, который гнался за бандитом до самой Одессы. Поймал его там. Машины не было, пользоваться общественным транспортом было опасно. Опер приковал бандита к себе наручниками, и они вместе два дня шли пешком до самого Тирасполя.
Приднестровская милиция возникла во время войны, когда сотрудники бывшей советской милиции отказались подчиняться прорумынскому полуфашистскому Кишеневу, переходили на сторону своего родного народа, с оружием в руках защищали приднестровцев от нашествия. Кажется, Слободинский РОВД — первая организованная группа вооруженных людей, которая встала на защиту ПМР. На основе таких патриотов и формировали потом МВД. Память о тех событиях свежа, авторитет милиции высок. Приднестровье — единственный во всем мире регион, где после вооруженного локального конфликта удалось в считанные недели собрать у населения все оружие. Я у всех спрашивал: в чем секрет? Такое не под силу никому ни в Косово, ни в Чечне, ни в Афганистане. Приднестровцы отвечали: ничего особенного. Девяносто процентов населения все оружие сдало само. Люди доверяли своей республике, знали, что милиция будет их защищать, а значит собственный автомат простому человеку ни к чему. Доверие населения к милиции сохраняется по сей день. Бывает, что с наступлением мирного времени, многие идеалы времени военного бледнеют и искажаются. В Приднестровской милиции гордятся, что их честь и идеал защитника закона сейчас так же чисты, как и десять лет назад.
Александр БРЕЖНЕВ

1.0x