Авторский блог Алексей Лапшин 03:00 17 декабря 2001

КРАСНЫЙ ТРЕУГОЛЬНИК

Author: Алексей Лапшин
КРАСНЫЙ ТРЕУГОЛЬНИК (Мировые религии как ресурс противостояния существующему порядку вещей)
51(420)
Date: 18-12-2001
Теоретическая база антиглобалистского движения не может не включать в себя вопрос о взаимодействии левых радикалов с представителями традиционных религий. Посмотрим, на каком уровне сближения находятся потенциальные союзники сегодня.
Отношение крупнейших конфессий к проекту "One World" в целом неоднозначно. За редким исключением, клерикальный истеблишмент мировых религий сейчас солидарен с глобалистским порядком и ограничивается в его критике чисто морализаторскими замечаниями. Другое дело — сама "паства", внутри которой уже немало убежденных противников олигархической тирании. Глобализация для них — это совпадение социального угнетения с религиозным, начало великой эсхатологической драмы, конец которой определит Бог.
Тема последних времен и грядущего апокалипсиса наиболее остро переживается в традициях, имеющих общий авраамический корень, — христианстве и исламе. В обеих религиях существуют и действуют фундаменталисты, отвергающие современную цивилизацию во всех ее формах. Однако серьезной базой для политического сопротивления глобализму сегодня обладает, возможно, только ислам. "Христианский мир" на Западе — виртуальное понятие, давно не участвующее в реальной истории. То же, что скрыто за ним, есть отрицание самой сути Евангелия, прямой вызов Христу. Настоящий христианин в западном "христианском мире" теперь только изгой.
И православные, и католики, и протестанты лишены даже минимального геополитического пространства, неподконтрольного финансовой олигархии и мафиозному спруту. Соответственно ни о каком их влиянии на государственную, а тем более международную политику, не может быть и речи. В этом смысле христианские фундаменталисты близки к маргинальным ультралевым группировкам, чьи выступления всегда могут быть локализованы и политические требования проигнорированы.
Значительно более широкими возможностями в антиглобалистской борьбе располагает ислам. Хотя в большинстве мусульманских стран у власти находятся проамериканские, мондиалистски настроенные режимы, их внутренняя религиозная оппозиция чрезвычайно сильна и активна. Развивается она на уровне многочисленных общественных и политических организаций с подчеркнуто антизападной идеологией. Кроме того, в отличие от истинных христиан, правоверные мусульмане еще обладают своими геополитическими форпостами, почти или совсем неконтролируемыми глобалистами. Последний и самый яркий пример — уничтожаемое государство талибов в Афганистане. Повышенная политическая активность ислама во многом предопределена идеей джихада. Неверно думать, что джихад означает только ведение боевых действий. Истинное значение этого слова совсем другое. Джихад означает усердие, великую битву против того, что в исламе называется "дунья" (буквально "мир"). Появившись как неизбежная издержка творения, "дунья" уводит от Бога слабых людей, привлекая их видимой роскошью и соблазнами. Священный джихад, конечно, может иметь и военный контекст, однако в первую очередь, это активность, тотальное преодоление вселенской инерции и негатива. Естественно, такой путь включает преобразование и материальных сторон бытия. Начиная духовную борьбу, мусульманин через джихад закономерно приходит к политике.
Трагическое и крайне опасное заблуждение воспринимать агрессию Запада против ислама как новый "крестовый поход". Идеология глобализма не терпит различий и в этом аспекте враждебна любой из традиций. Ее апелляции к христианскому Богу не более чем трюк и коварство. Принимать их за чистую монету наивно, если не глупо. Поверив, что воюют с христианством, исламские радикалы окажутся изолированными от общемировой борьбы с глобализмом и вскоре растеряют все существующие у них преимущества. Чтобы избежать катастрофы, религиям необходимо идти на союз.
Так уж сложилось, что единственным звеном, способным политически связать обе традиции, сегодня осталась левая идеология. Обращение к ней религиозных движений — последняя возможность сокрушить глобализм. Задача максимум: вооружить интернациональные, по сути, ислам и христианство общей социальной идеей. Не менее важно, чтобы и левый радикализм наконец приобрел недостающее ему религиозное качество. Если альянс этих традиций с социализмом удастся, вопрос о "критической массе" контрэлиты будет решен.



1.0x