Авторский блог Александр Ефремов 03:00 3 декабря 2001

ВЕРТОЛЕТ

ВЕРТОЛЕТ
49(418)
Date: 04-12-2001
Вот и завершилась многомесячная телеэпопея под названием "Курск". Больше года полоскали мозги зрителя в холодных водах Баренцева моря. Нескончаемые репортажи, повседневные комментарии "специалистов", чиновников, конструкторов, заверения Клебанова, Касьянова, Куроедова, "самого"... Надрывные кричалки сквозь ветер корреспондентов "с места события". Создание пресс-центра размером с дворец спорта. И все для чего — чтобы результатом этого "гиперпиара" стало надуманное и трусливое увольнение из рядов ВМФ офицеров-патриотов Попова и Моцака.
Финальной картинкой телеленты "Гибель субмарины" можно считать кадры беседы угрюмого президента с угрюмым генпрокурором, где будто бы и решилось, наконец, что главным ответчиком за трагедию станет командование Северным флотом. Особенно — самые преданные этому флоту люди.
Не случайно тоскливое и мрачное действо — подъем искореженного подводного гиганта с останками героев в нем — стало столь растянутой во времени и затяжной информационной операцией ТВ путинского времени. Она имела как минимум две цели. Первая — показать всесильность президента. Мол, сказал: "Поднимем", — значит, поднимут. Вторая — задолбить в народ пессимизм, безнадегу, подавленность: теперь, дескать, можем мы только "поднимать", разгребать завалы, хоронить — да и то лишь при помощи Запада. Как только не смаковали журналисты название голландской компании "Мамонт", наименование баржи "Гигант". Похоронно-подъемная волынка звучала с параноидальной настойчивостью: "Просверлили еще одно технологическое отверстие! Баржа "Гигант" прибыла в порт Киркинес! Вот-вот! Только что!.."
Но главным все же стало стремление телевизионщиков вовсю поддерживать порожденную верхами, отчетливо озвученную с самого начала Клебановым версию причины гибели лодки. Вернее, желательность ее полного отсутствия, скрываемую размытой формулировкой: "рассматривается несколько причин происшедшего". Еще журналисты долго и нудно убеждали общественность, что лодке нужно отрезать носовую часть — иначе, мол, не поднять. Для обывателя чертились на экранах примитивные схемы: "вот так отрежут нос, вот так потащат вверх".
После всей этой "промывки мозгов", после проамериканской истерии, порожденной 11 сентября, зритель готов был покорно смириться с никчемностью поисков истинных виновников трагедии, увидя предательскую покорность российских властей Америке. К этому смирению призывал его и лазающий по чреву подлодки генпрокурор Устинов. "Причины невозможно установить", — говорил он в телекамеру.
Однако на флоте нашлись люди, не позволившие одурачивать народ. С самого начала адмирал Попов открыто и резко обозначил версию столкновения с субмариной США или ВБ. Не отступал он от этой позиции и в течение всего телемарафона. А адмирал Моцак в интервью "Известиям" прямо указал на столкновение с внешним объектом как на главную из возможных причин. Все это рушило многомесячный "пиар", итогом которого должно было стать забвение имени врага и источника истинной опасности, а также возвышение "неутомимого Клебанова" и иже с ним.
Итак, ТВ осуществляет новую задачу: превратить нас в страну трусливых, жалко лепечущих чепуху существ — вместо того, чтобы развернуться к обидчику и дать ему сдачи. Несогласных же — в отставку. Но пока есть Поповы и Моцаки, телепропаганда не всесильна. А будут они у нас всегда!
Александр ЕФРЕМОВ



1.0x