Авторский блог Редакция Завтра 03:00 19 ноября 2001

ДВОРЦОВАЯ ЛИХОРАДКА

Author: Александр КУВАЕВ, первый секретарь Московского горкома КПРФ, депутат Государственной думы РФ
ДВОРЦОВАЯ ЛИХОРАДКА (Как московские власти увековечивают социальное неравенство)
47(416)
Date: 20-11-2001
Лужковская мэрия, лучезарно улыбаясь, рапортует городу и миру: дела в Москве идут день ото дня все лучше, город строится и благоустраивается, все в нем делается "в интересах москвичей". Но каких именно москвичей? Все ли москвичи на деле, а не на словах, имеют равные права, например, на защиту от принудительного переселения в рамках "реконструкции" их родного квартала, на спокойную жизнь не под шум бетономешалок и экскаваторов, возводящих очередной небоскреб под окнами обычного многоквартирного дома.
Все ли москвичи могут обменять старое жилье на новое именно там, где они хотят, а не там, где им его настойчиво "предлагают" чиновники Департамента муниципального жилья? Всем хочется жить в обжитых районах, а не в новостройках, где от властей можно долгие годы ждать установки телефона, открытия аптеки или универмага, прокладки линии метро.
Наконец, на чем основан лужковский строительный бум — на промышленном подъеме в столице и области, или же на отмывании новорусских денег, происхождение которых ни для кого не секрет? Недавно министр науки и промышленной политики столичного правительства Е. Пантелеев признал: "...если говорить о темпах роста производства в Москве, то начиная с 1998 года мы не набрали и половины того потенциала, который имели до 1990 года" ("Известия-Недвижимость", 27.09.2001).
Любопытные сведения о "финансовых потоках" (употребим это устоявшееся выражение) в Москве помещены в обзорной статье "Больше, чем криминал. Коррупция в России переросла в угрозу национальным интересам", опубликованной в "Независимой газете" 07.09.2001. В подразделе "Страна должна знать своих героев" "НГ" пишет: "Наиболее характерные нарушения со стороны государственных и муниципальных служащих — предпринимательская деятельность, владение имущественными паями предприятий, соучредительство и руководство коммерческими организациями, совмещение госслужбы с исполнением депутатских полномочий. Наибольшее число взяточничества выявлено (по убывающей) в Москве, Краснодарском крае, Московской области, Ростовской области, Санкт-Петербурге...".
Примечательно, что Санкт-Петербург, который многие называют "уголовной столицей" Российской Федерации, оказался лишь на 5-м месте по взяточничеству, уступив пальму первенства Москве. Городу, вот уже 10 лет возглавляемому бессменным руководством.
Это руководство — сплоченное и замкнутое. Отличительная черта "московской элиты" — умение так поставить дело, когда чиновничий "скромный" труд и щедрое раздолье финансиста идут как бы рука об руку.
В 2001 году в Москве намечено ввести около 3,4 млн. метров жилья. Лишь чуть более трети общего объема, или 1,2 млн. кв. метров, — это жилье муниципальное. Львиную же долю — 2,2 млн. кв. метров — намечено продать по коммерческим ценам. Сегодня, по оценкам журнала "Эксперт", 80 % рынка коммерческого жилья в Москве "прямо или косвенно находится под контролем московского правительства".
Правительственный департамент инвестиционных программ строительства (глава — Л. Краснянский) имеет права на инвестирование по городскому заказу в центральной части города и так называемой точечной застройке. "Придворные" компании осваивают новостройки.
Какова общая картина с распределением ролей в Москве, таковы и отдельные строительные эпизоды. Каждый из этих эпизодов меняет жизнь целых кварталов городов.
Например, в минувшем августе правительство Москвы издало распоряжение "О комплексной реконструкции Пресненского района и создании "Нового жилого центра г. Москвы". По данным газеты "Ведомости" (06.09.2001 г.), жилье там будет стоить не менее 1500 долларов за кв. метр, то есть будет престижным по столичным меркам, тогда как "спрос на элитные объекты почти не растет". Поэтому аналитики и называют проект "маниловщиной". Как пишет газета, пока работы по сооружению "Нового жилого центра г. Москвы" ведутся не особенно бурно. Одна из основных строительных компаний — "Ингеоком" — возобновляет работы "...только когда город "впрыскивает" очередную порцию финансирования".
Кто же возглавляет эту фирму и чем "Ингеоком" занимается? По сведениям тех же "Ведомостей" (07.08.2001), гендиректор "Ингеокома" М. Рудяк одновременно... советник Ю. Лужкова.
Именно "Ингеоком" в 1994-1997 годах был подрядчиком при строительстве торгового комплекса "Охотный ряд" (стоимость проекта 350 млн. долларов), сейчас прокладывает коммуникации в котловане "Москва-Сити", строит мини-метро между "Москвой-Сити" и Алекснадровским садом, сооружает развлекательный комплекс "Сити-Стар" на площади Курского вокзала стоимостью 150 млн. долларов, борется за возможный заказ по прокладке тоннеля под историческим кварталом Лефортово.
Окинем взглядом адреса — это адреса самых крупных "лужковских строек". Стоит ли удивляться тому, что глава подрядной фирмы ходит в советниках у мэра? "Сотрудничество на благо города" и ничего более.
Схема простая и надежная для правящей "московской элиты". Надежная прежде всего тем, что все и все замыкаются на правительстве города с его департаментами и префектурами.
В приложении "Ведомости-Недвижимость" есть фраза: в 1993-1995 годах "инвестиционные контракты на дом толком не регистрировались", почему и по сей день у стройплощадок "появляются вторые владельцы".
Наверное, таков уж климат высокого взаимного доверия в московских правящих кругах, что многие договоренности не обременены точным реестром.
Московское правительство любит говорить вообще об инвесторах и о том, что возможности бюджета города для решения жилищного вопроса ограничены. Это единственное объяснение, которое приходится выслушивать очередникам, вынужденным отстоять в очереди примерно целое поколение, чтобы получить квартиру. Конечно, есть и те, кто умудряется получить квартиру быстрее остальных очередников, но общей безрадостной картины и такие исключения не меняют.
Сейчас стоимость 150-квартирного жилого дома, возводимого из средств городского бюджета, немногим превышает 93 млн. рублей ("АиФ-Москва", № 39, 2001 г.). Запомним эту цифру для сравнения с некоторыми другими тратами столичных властей. Их грандиозные проекты столь всем памятны, требуют столь значительных средств, что слова по каналу ТВЦ об ограниченности городских возможностей в разрешении жилищного вопроса в Москве звучат как издевательство.
Пресс-конференция главы Контрольно-счетной палаты Москвы В. Двуреченских по итогам проверки 11-км участка дороги на участке "Москва-Сити" — Автозаводский мост была отменена, — сообщает журнал "Коммерсант-Деньги", — "за несколько часов до начала". Причем сделано это было "по распоряжению мэра". Причиной, как считает "Коммерсант-Деньги", послужил отчет КСП о "колоссальных убытках, которые понес город по вине строителей и чиновников".
"По свидетельству очевидцев, мэр неоднократно приходил в ярость и устраивал выволочку как строителям, так и аудиторам, поскольку стороны никак не могли договориться". Запрет на обнародование отчета был снят лишь в сентябре и то — "частично". Глава Контрольно-счетной палаты оценил возможный ущерб, нанесенный Территориальному дорожному фонду Москвы, "минимум в 5 млрд. рублей". Только за сданные объекты город переплатил строителям более 1 млрд. рублей, а за использование дорогостоящей тяжелой строительной техники (даже там, где можно было обойтись легко) — 593 миллиона рублей.
Теперь вспомним, что 150-квартирный жилой дом обходится городу в 93 миллиона, и подсчитаем, сколько жилья растворилось в песке и бетоне третьего транспортного кольца.
Среди главных виновников потерь в отчете названы две фирмы: "Организатор" (принадлежит трем частным лицам) — генеральный заказчик, "Корпорация "Трансстрой" — главный подрядчик, а также правительственный Департамент экономической политики и развития (ДЭПР), возглавляемый заместителем мэра Ю. Росляком. И вот он, ущерб в 6,5 миллиардов рублей.
Замечание "за поддержку в представлении отчета о мерах, принимаемых для устранения недостатков", — так говорится в распоряжении, подписанном мэром.
Ныне в недрах Московского правительства по-прежнему рождаются строительные химерические проекты, сулящие кому-то солидную прибыль. Например, "ипотека для бедных" — выдача кредитов на приобретение жилья в размере от 5 до 10 тысяч долларов под 7-10 % годовых в валюте. Вновь предлагается не разрешение жилищного вопроса, а новая финансовая кабала. Интересно, где сегодня найти в пятиэтажках, в Бутово, в Марьино, на городских вокзалах и в Собесах, "бедных", способных вернуть кредит в 5-10 тысяч долларов!
Само правительство Москвы собирается потратить почти 140 миллиардов рублей на программу "Жилище" на 2002-2010 годы. Якобы к 2010 средняя стоимость стандартной квартиры общей площадью 54 кв. метра "будет равна доходу самой обычной семьи из трех человек за три года. Один "квадрат" общей площади по цене не станет превышать двухмесячного среднего дохода на душу населения". Если за самую простую квартиру самая обычная семья из трех человек (ставка на демографическую катастрофу заложена в расчет) должна будет отдать свой трехлетний доход, то, очевидно, чтобы купить квартиру, надо будет три года питаться воздухом?
Видимо, подобные программы разрабатываются или для сугубо предвыборных, пропагандистских целей (типа чубайсовского: "один ваучер — две "Волги"), или для чьих-то частных интересов.
Недавно академик Российской академии архитектуры Ю. Бочаров выступил с резкой критикой политики московского правительства. Академик считает, что в Москве чрезмерно раздут строительный комплекс. Если в Нью-Йорке строители составляют 3 % рабочей силы, в Анкаре (Турция) — 6 %, то в Москве — 14 %. В столице сосредоточено 50 % строительных мощностей страны, но используются они крайне неумело:" Реконструкция жилых зданий обошлась бы на 40 % дешевле, но для этого, во-первых, нужна другая квалификация строителей и, во-вторых, легкая техника, чтобы работать во дворах, а ее нет. Вместо того, чтобы искать фронт работ в регионах и за рубежом, как это делают строители США и Турции, власти ломают Москву и строят заново — исключительно, чтобы прокормить строительного монстра.
Можно сказать, что московские власти в самом деле "ломают Москву и строят заново", но не для всех москвичей, а для узкого правящего слоя и зависимой от него прослойки, ломают исторические кварталы и памятники архитектуры, парки и рощицы, жилые дома, требующие лишь расходов на небольшой ремонт.
Планируются дома, дворцы для богатых, где квадратный метр стоит 3-4 тысячи долларов, создаются кварталы для новоявленной элиты со своей собственной, качественной отличной инфраструктурой. В итоге в Москве растут "города внутри городов", или, как радостно говорят в рекламных проспектах "элитных домов", "маленькие европейские города" с подземными автостоянками, саунами, магазинами.
Для "новой" лужковской Москвы, составляющей жалкое меньшинство, все свое, для Москвы остальной — то, что останется.



1.0x