Авторский блог Генрих Трофименко 03:00 1 октября 2001

Закат США?

ТЕРРОРИСТИЧЕСКИЕ АКТЫ, осуществленные 11 сентября в США, послужили своего рода катализатором для всего комплекса процессов разворачивающихся в этом флагмане т.н. "цивилизованного мира". Президент Буш объявил "крестовый поход" против загадочного и непознанного "международного терроризма", выдвинув абсолютно "новую" и во многом беспрецедентную "руководящую формулу": кто не с США, тот с террористами. Подобный "теоретический задел" знаменует собой попытку Вашингтона использовать произошедшую трагедию для укрепления своей мировой гегемонии. США открыто диктуют собственную волю всему остальному миру: будь то Европа, мусульманский мир, Африка, Азия или Россия. И это как никогда ранее противопоставило Вашингтон всему мировому сообществу.
Между тем в Америке продолжается падение основных экономических показателей, в том числе фондовых индексов. Вашингтон моментально связал эти внешне разноплановые явления, заявив, что именно взрывы и стали главными "источниками и причинами" происходящего спада. Однако беспрецедентное падение фондовой биржи за одну неделю на 14% и последовавшие объявления крупнейших промышленных корпораций о свертывании производства и массовых увольнениях подсказывают другое более реалистичное и объективное объяснение — игла терактов лишь проткнула длительные нарывы надвигающегося экономического кризиса. Именно затронутые выше два фундаментальных явления и были вскрыты в интереснейшем политико-экономическом исследовании, осуществленном в рамках независимой Ассоциации политических экспертов и консультантов (АсПЭК) в конце 2000 и начале 2001 гг. Причем первичная модель была разработана еще раньше двумя экономистами М.Хазиным и О.Григорьевым в 1998-99 гг. Обратим внимание на ряд выводов данного труда: "...Процесс хаотизации американской системы достиг нового небывалого уровня, а обострение противоречий в правящем классе развивается и будет развиваться быстрыми темпами, расшатывая нынешнюю политико-идеологическую государственную систему... Мировая экономика демонстрирует фундаментальное противоречие между США, присвоившими себе функции всемирного эмиссионного центра, с одной стороны, и всем остальным миром, объективно выступающим за перераспределение финансовых полномочий и коллективное руководство в финансово-эмиссионной сфере..."
Именно этим и характеризуется политическая и экономическая сцена сегодняшних Соединенных Штатов, которые все больше напоминают огромное животное, охваченное бешенством и ломающее все на своем пути в поисках "виновного" за свою внутреннюю боль и соответственно — внутренние болезни и проблемы. Показательно, что обратили внимание на надвигающиеся события не официальные ведомства РФ, которым полагается "по должности" отслеживать данные тенденции, а группа независимых ученых, работавших под эгидой Комитета по промышленности Госдумы РФ. Изучение угрозы нарастающей нестабильности мировой финансовой системы и всего связанного с ней комплекса проблем стало одним из направлений широкомасштабной научной деятельности, развернутой указанным Комитетом.
Этот вопрос детально исследуется со всех сторон, и в основном все представленные в книге авторы сходятся в одном: что-то плохое в ближайшее время с долларом должно произойти.
В то же время авторы сборника исследуют самый широкий круг глобальных и региональных финансово-экономических проблем: как в теоретическом, так и в конкретно-практическом плане — и при этом зачастую высказывают диаметрально противоположные точки зрения на состояние финансов и экономик ведущих мировых держав или отдельных регионов. Эта неодинаковость оценок является одним из главных достоинств сборника, поскольку она будоражит читательскую мысль и заставляет самого читателя задуматься над поставленными проблемами и возможными подходами к их решению или урегулированию.
Достоинством предлагаемого исследования является то, что большинство авторов увязывают рассмотрение финансово-экономических проблем с анализом более широких проблем мировой политики.
И, наконец, одним из главных элементов рецензируемого труда, проходящим через все главы, является его ориентированность не столько на судьбу американского доллара, сколько на судьбу России, поскольку, как замечает один из авторов, "сама возможность резкого падения курса доллара с крахом мировой монополии США для граждан нашей страны,.. несомненно, относится к категории "сверхъестественного", если уж не прямо потустороннего".
Один из наиболее интересных разделов сборника — статья директора Института экологической безопасности О.Григорьева и независимого эксперта М.Хазина, посвященная сценариям возможного крушения доллара в ближайшей перспективе. Авторы весьма аргументированно развенчивают набивший оскомину тезис российских либералов-реформаторов о том, что ныне доминирующим фактором экономического развития стали новые информационные технологии, и тот, кто владеет ими — владеет миром. А генератором и основным владельцем этих технологий являются, как известно, Соединенные Штаты. В чем же состоит, однако, не перспективное, а нынешнее значение этих технологий для реальной экономики повседневного бытия, производства хлебушка, одежды, жилья и других товаров? "До сих пор,— отмечают авторы,— не произошло существенного воздействия нового информационного сектора на традиционный, в первую очередь промышленный, в смысле существенного увеличения эффективности последнего, роста в нем производительности труда и нормы прибыли... Реальных товаров от населения от "новой" экономики практически не прибавилось... Основным товаром "новой" экономики стала продажа новых механизмов продажи продукции экономики "старой" (стр.27-33).
Речь, естественно, не идет об отрицании важности научно-технического прогресса, достижений современной кибернетики и потенциальных благ, которые новые информационные технологии могут принести человечеству. Речь идет о том, что пока они используются не столько для производства товаров и услуг, сколько для запудривания мозгов избирателей в ходе предвыборных и иных пиаровских кампаний.
Как отмечается в главе других авторов сборника, А.Нагорного и А.Сурикова: "Вашингтон добивается желаемых стратегических результатов, используя средства, которые до последнего времени не имели вроде бы никакого отношения к внешнеполитической деятельности, а именно: оперирование негосударственными рычагами стратегии, где доминируют информационно-технотронные и финансово-экономические системы манипуляции сознанием: общественным и личным. Именно они, находясь формально за пределами государственных структур США, выполняют главнейшую роль в формировании "нового мирового порядка", в первую очередь через унификацию информационно-психологических стереотипов международных элит" (стр.19).
Именно созданный современной американской информационной технологией образ американских монополий, работающих в сфере информации, как самых доходных и "непотопляемых", привел к колоссальному росту их капитализации на американском фондовом рынке, когда некоторые из них стали превышать по своей стоимости таких гигантов "старой" экономики, как "Дженерал Моторс". Но стоимость-то была... виртуальной! Колоссальный рост мыльного пузыря такого рода компаний в конце концов привел к неизбежному: резкому падению стоимости их акций на нью-йоркском фондовом рынке, начавшемуся весной 2000 г. В октябре 2000 года, как отмечает известный экономист А.Кобяков, "суммарная рыночная капитализация шести гигантов новой экономики "Microsoft", "Intel", "Cisci System", "WorldCom", "Dell Computers" и "Oracle" упала по сравнению с максимальным значением более, чем на 1,2 трлн. долл. (всего же в результате падения фондового рынка "сгорело" уже не менее 3 трлн. долл. фиктивного богатства)... Простое сопоставление индекса Dow Jones в 20-30-х годах ХХ века и поведение рынка NASDAQ (рынка акций компании "новой" экономики. — Г.Т.) в последнее десятилетие совершенно ясно указывает на то, что "весенняя распродажа" на Уолл-стрит была не чем иным, как самым настоящим биржевым крахом" (стр.129).
Этот крах фондового рынка отрицательно сказался на всей экономике США, ибо в годы процветания более 50% домохозяек США стали владельцами акций и игроками на бирже. При этом ушла в прошлое былая американская благоразумная осторожность, и многие семьи — особенно в условиях развитой системы кредитных карточек — привыкли жить в долг. Теперь перед многими из них встает реальная угроза разорения.
Большинство авторов коллективного труда согласны в том, что нынешняя слабость доллара кроется в первую очередь в его силе. Сила доллара состоит в том, что ныне он является мировой резервной валютой. При этом США спасают доллар от инфляции путем постоянного "сбрасывания" излишка долларовой денежной массы за пределы США (что им легко делать, ввиду хронического дефицита американского торгового баланса).
"Постоянная угроза, дамокловым мечом висящая над США в этих условиях, заключается в снижении привлекательности доллара как мировой валюты и возможности его массового обмена на национальные валюты стран-держателей наиболее значимых долларовых активов. В этих условиях американская экономика начнет захлебываться в сотнях миллиардов евро- и чайна- долларов, которые она будет получать "в подол", и долларовая масса, обслуживающая потребности всего мира, окажется избыточной по сравнению с потребностями самих США. Результат — катастрофическое обесценивание доллара и национальная катастрофа",— отмечает директор института проблем глобализации М.Делягин (стр.77).
Ряд авторов данного сборника считают, что появление новой валюты Европейского Союза, евро — нужно расценивать как начало частичной дедолларизации мировой экономики. "Экономика Соединенных Штатов не настолько сильна, чтобы оставаться единственным фаворитом финансовых рынков. Общеизвестно: доля США в мировом производстве составляет 27%, а в мировой торговле — менее 20%. Но когда иностранные государства и граждане держат свои сбережения или ведут расчеты в долларах, они в непрямой форме субсидируют Соединенные Штаты, обеспечивая им высокий, а вернее, завышенный уровень жизни, который не соответствует их реальным доходам",— отмечает советник Административного управления Совета Федерации А.Г.Анисимов (стр.177).
Иначе говоря,— уточняет А.Кобяков,— "фундаментом, на котором покоится здоровье американской экономики и благосостояние граждан США, является тривиальная долговая пирамида" (стр.140-141).
В целом большинство авторов сборника согласны с тем, что в самом ближайшем будущем США ожидает глубокий финансовый кризис, сравнимый по своему эффекту с депрессией 30-х годов. Мнения расходятся лишь по вопросу о том, сумеют ли американские власти обеспечить более менее "мягкую посадку" в условиях надвигающегося кризиса, или же страну ожидает "обвал по полной программе".
Что в этих условиях делать России?
На этот вопрос даются разные ответы.
Я хочу привести мнение президента АсПЭК М.Малютина: "Для активной части современного российского общества "соль и спички" существуют в долларовой форме; ни в марку, ни в евро, ни в золото (ни, тем более, в рубль, который стоит столько, сколько ему укажут Путин-Геращенко) они быстро конвертировать не сумеют. Любой удар по наличному доллару для них будет не просто спадом жизненного уровня "в разы", а ценностной катастрофой, сопоставимой с той, которая произошла со страной на рубеже 80—90-х годов, но при одной существенной поправке: у общества теперь иной "запас прочности". Дело не в изношенности инфраструктуры или технологий, а в состоянии социальной психологии населения… Даже когда по экономическим показателям жизнь иногда начинает меняться к лучшему, с точки зрения энергии (без которой никаких вопросов решить нельзя) выясняется, что у людей за десятилетие "пар" ушел в "гудок" или в элементарное выживание в той или иной форме...
Для реализации более конструктивных проектов нужно если и не очередное "русское Чудо" (пусть и последнее в ее истории), то целая куча разнообразных технологий, субъектов и условий. Еще раз хотелось бы подчеркнуть, что раз уж мы без "конца света" пережили крах СССР, то, в силу все еще значительной замкнутости нашего реального народного хозяйства от глобальных процессов, "холокост баксов" как-нибудь переживем. Если же мировой "информационно-финансовый пузырь" не катастрофически лопнет, а эволюционно "сдуется", то ничего особенно апокалиптического тоже не произойдет: вряд ли кто будет сильно мешать нашей стабилизации, хотя никто, естественно, не станет и "помогать подъему" (стр.320-321).
Не менее интересны и другие разделы данного труда. В нем в частности, есть глава "Латинская Америка — уроки для России", в которой ее авторы С.Батчиков — председатель правления Российского торгово-финансового союза и С.Заворотный — бывший корреспондент "Комсомолки" в Латинской Америке, а ныне — зам. главного редактора газеты "Трибуна" подробно рассказывает о провальной системе "валютного управления" в Латинской Америке (т.н. currency board), которую одно время нам пытались навязать наши реформаторы вкупе с МВФ, после того, как их предыдущие акции завели экономику России в тупик. Есть замечательная глава А.Н.Анисимова — ведущего научного сотрудника Центрального экономико-математического института РАН — о финансовой стратегии Китая. В ней подробно анализируется китайский вариант финансовой системы, ставшей мощными ускорителем успешного экономического развития КНР в последнее десятилетие. Весьма интересно описана автором контратака, предпринятая Пекином в 1997 году в ответ на подрывную атаку американских фондов на связанный с Пекином китайский капитал стран АСЕАН. Результатом действий Пекина стал полный обвал акций западных фондов и компаний на гонконгском рынке. Причем операция была проведена так, что сам гонконгский рынок почти не пострадал!
Одним словом, рецензируемая работа может быть полезным чтением для всех, кто интересуется нынешним состоянием мировых финансов и проблемами глобализации. Во всяком случае, она подводит читателя к пониманию фундаментальных процессов, разворачивающихся в современном мире, и грядущего "заката" доллара и США.


40(409)
Date: 02-10-2001

1.0x