Авторский блог Владислав Шурыгин 03:00 24 сентября 2001

КАПКАН ДЛЯ БУША

Author: Владислав Шурыгин
КАПКАН ДЛЯ БУША
39(408)
Date: 25-09-2001
НОВЫЙ ПОВОД ДЛЯ ВОЙНЫ
ПРЕЗИДЕНТ США БУШ ОБЪЯВИЛ "КРЕСТОВЫЙ ПОХОД" ПРОТИВ международного терроризма. Американские авианосцы потянулись к берегам Пакистана.
Так что же происходит сегодня на южных границах России? Действительно ли нас ждет очередная война, или это только досужие вымыслы репортеров? Кто может стать участниками этой среднеазиатской драмы?
В конфликтную зону сегодня попадают три бывшие советские республики (Туркмения, Таджикистан и Узбекистан) с населением почти в 34 миллиона человек и территорией в 1 миллион квадратных километров. С другой стороны, в этой зоне находятся Иран, Афганистан и Пакистан с почти двустами миллионами человек населения на территории в 3 миллиона квадратных километров. То есть среднеазиатская конфликтная зона по своим размерам фактически сопоставима с территорией Западной Европы и лишь немного уступает ей в населении. Здесь же плотно пересекаются и переплетаются как интересы сверхдержав — России, США, Китая, Великобритании и Индии, так и интересы региональных и панрелигиозных групп — Саудовской Аравии и Эмиратов, шиитских и суннитских центров. Поэтому ситуация в этом регионе всегда складывалась из весьма хрупкого равновесия этих, зачастую противоречивых и конфликтующих друг с другом интересов. И все попытки усилить любую из означенных групп почти всегда приводили к образованию новых временных союзов, блокирующих эти тенденции.
Поэтому для того, чтобы читателю было проще разобраться в этом хитросплетении, мы попытаемся выделить основные группы, традиционно придерживающиеся той или иной общности.
Начнем с наиболее "пассионарной" группы, ставшей фактически детонатором нынешнего политического взрыва. Это талибо-пакистанская группировка, в которую входит афганское движение "Талибан" и часть военного руководства Пакистана, под чьей эгидой оно фактически и родилось. Эту суннитскую, по религиозному признаку, группу до недавнего времени активно поддерживали Саудовская Аравия и Арабские Эмираты. Сегодня официальный Исламабад дистанцируется от "Талибана", но именно на его территории до сего дня расположены основные учебные лагеря талибов, с его же территории идет снабжение их оружием, техникой, продуктами и пополнениями.
До недавнего времени среди покровителей талибов называли и США, которые поддерживали их стремление установить, наконец, в Афганистане твердую власть и покончить с гражданской войной. Но объявленный Бушем крестовый поход против бен Ладена и отказ талибов его выдать делает талибов и Америку непримиримыми врагами.
"СТУДЕНТЫ" С АВТОМАТОМ В РУКАХ И КОРАНОМ ЗА ПОЯСОМ
ОФИЦИАЛЬНО АФГАНСКОЕ ДВИЖЕНИЕ ТАЛИБАН РОДИЛОСЬ В КАНДАГАРЕ в конце 80-х годов, когда 39-летний мулла Мохамед Омар (бывший моджахед, потерявший глаз на советско-афганской войне) собрал небольшую группу радикально настроенных исламских студентов — "учеников Аллаха" для борьбы за чистоту ислама. Первой задачей группы Мохаммеда Омара было убийство одного из полевых командиров моджахедов и нескольких его людей, напавших на трех женщин в Кандагаре. А уже к февралю 1995 года половина афганских провинций на юге были заняты талибами и был окружен Кабул. Правительству Хекматияра тогда удалось отбить эту атаку, но уже 26 сентября 1996 года был взят и Кабул. Почти тотчас правительство талибов было признано Пакистаном, Саудовской Аравией и Объединенными Арабскими Эмиратами.
По другой версии во время войны в Афганистане в 1979-1989 годах многие афганцы, преимущественно пуштуны, бежали в соседний Пакистан. В прилегающих к границам Афганистана пакистанских провинциях Пешавар и Белуджистан были организованы лагеря беженцев и лагеря по подготовке вооруженных групп и отрядов моджахедов для борьбы с советскими войсками.
На протяжении 14 лет дети беженцев обучались в медресе, где им внушали основы исламского фундаментализма. Затем эта молодежь попала в руки пакистанских военных инструкторов. Выросшие и воспитанные на войне молодые пуштуны впоследствии и были организованы пакистанскими инструкторами в движение, получившее название "Талибан" (в переводе "Страждущие").
Идеологически "Талибан" представляет собой смесь фундаменталистских догм с проповедью аскетизма, возвеличивания бедноты и смирения перед Аллахом.
На контролируемых талибами территориях введены жесткие мусульманские законы (запрещены телевидение и западная музыка, женщины надели паранджу и потеряли право работать и учиться, преступникам публично отсекают конечности и т.п.). Талибы проповедуют особую общественную мораль, которую, как они полагают, можно почерпнуть только в религии, точнее, в исламе. Их молниеносное продвижение пять лет назад по Афганистану — свидетельство тогдашней значительной популярности таких взглядов. Причем повсюду в Афганистане наблюдалась одна картина: враждебное отношение к талибам племенных вождей — и восторженная встреча у простых людей.
И на сегодняшний день "Талибан" контролирует почти 90 % территории Афганистана, кроме Панджшерского ущелья, где до недавнего покушения держал оборону известный полевой командир Ахмад Шах Масуд. Теперь Ахмад Шах мертв, но, по данным разведки, в подчиненных ему группировках Северного Альянса до сих пор находятся до 10 тысяч бойцов, до 50 танков, 20 вертолетов, несколько десятков ракет "Стингер" и большое количество противотанковых средств.
Под ружьем "Талибана" стоят до 50 тысяч бойцов регулярной армии, разбитой на мобильные отряды по полторы-две тысячи человек. Но в случае обострения обстановки из Пакистана талибы могут быть усилены еще как минимум 20 тысячами боевиков, проживающих сейчас в пакистанских лагерях. А в общей сложности под ружье талибы могут выставить до 100 тысяч бойцов.
Почти сразу талибы зарекомендовали себя как яростные антимоджахеды. Пакистан, пока поддерживающий талибов, в душе опасается их, поскольку основная этническая база талибов — пуштуны, а это примерно половина численности населения Афганистана и крупное нацменьшинство в Пакистане, пуштуны традиционно доминируют в армии Пакистана. И еще с 1947 года все разные афганские правительства добивались от Пакистана, чтобы тот отказался от всех районов проживания пуштунов ради создания независимого пуштунского государства Пуштунистана.
Однако для талибов национальное деление не имеет сколько-нибудь серьезного значения. На первом месте всегда стоит религиозная близость. Они легко предложили места в правительстве этническим таджикам , до этого их основным противникам в Афганистане — места в правительстве, поскольку таджики также сунниты. А тех же иранских шиитов, стоящих на близких им позициях ортодоксального ислама, объявили "неверными", что автоматически сделало их непримиримыми врагами с соседним Ираном. Так же непримиримы талибы ко всем коммунистическим и социалистическим течениям, чьих представителей они приравнивают к слугам Сатаны и безжалостно уничтожают.
За этими усилиями талибов внимательно и настороженно наблюдает шиитский Иран. Отношения между Талибами и Ираном можно назвать более чем холодными. А после демонстративного убийства талибами шиитских проповедников на западе Афганистана только случай спас Афганистан от войны с Ираном. Почти полуторамиллионная армия Ирана — грозный призрак на западном фланге Талибов. Как минимум трехсоттысячная группировка иранских войск уже развернута на границе.
ИСКУШЕНИЕ НИЯЗОВА
ПОТЕНЦИАЛЬНЫМИ СВОИМИ СОЮЗНИКАМИ США СЕГОДНЯ рассматривают бывшие советские республики. Почти сразу после развала СССР на территориях бывших республик стремительно сложились автократические государства, где места прежних эмиров заняли бывшие коммунистические партийные лидеры. К тому же из вчерашних "братьев" Узбекистан, Туркмения и Таджикистан превратились в более чем сдержанных соседей. Каждая из этих республик имеет ряд территориальных претензий к соседям, между ними постоянно ведутся острые экономические споры, крайне обострены национальные вопросы. К тому же политическая стабильность режимов весьма спорна. Ни Рахмонов, ни Ниязов, ни Каримов не уверены в своих силах. И опасаются, что внутренняя оппозиция может попытаться воспользоваться помощью афганских талибов для свержения бывших коммунистов, пытающихся создать на своих территориях некий симбиоз из "просвещенного ислама", светского государства и социально-коммунистической демагогии. При этом уровень жизни простых граждан упал до раннефеодального уровня, промышленность и производство фактически полностью разрушены. Все это делает население этих республик весьма восприимчивым к фундаменталистской агитации и пропаганде, с ее идеями "всеобщего равенства", "разделения богатств" и прочих маоистско-мусульманских догм.
Сегодня лидеры Туркмении и Узбекистана стоят перед мучительной дилеммой. С одной стороны, выступив на стороне США , предоставив свою территорию и армии в распоряжение американцев, они приобретают могучего союзника и окончательно избавляются от российского доминиона. Но с другой стороны, перспектива военных успехов американцев в Афганистане более чем спорна, и не исключен вариант, при котором Америка может свернуть свои операции и уползти за океан, оставив "союзников" один на один с разъяренными фундаменталистами как по южным границам республик, так и внутри них…
Пока определена только позиция Таджикистана, уцелевшего восемь лет назад в кровопролитной гражданской войне только благодаря военной помощи России и полностью координирующего свои действия с Россией.
РУССКИЕ ШТЫКИ
РОССИЙСКОЕ ВОЕННОЕ ПРИСУТСТВИЕ В СРЕДНЕЙ АЗИИ СЕГОДНЯ ВЫРАЖЕНО двумя воинскими контингентами. Это совместные пограничные войска в Таджикистане и миротворческие силы, представленные 201-й мотострелковой дивизией. В последние недели стали появляться сообщения о готовности Узбекистана принять на своей территории пограничников из России и предоставить территорию для разворачивания российской военной базы.
В общей сложности российский воинский контингент в республиках Средней Азии достигает сегодня 10-12 тысяч солдат и офицеров, ста пятидесяти танков, эскадрильи вертолетов и эскадрильи штурмовиков Су-25. Фактически сегодня это самые боеспособные войска в этом регионе. Часть подразделений дивизии постоянно выдвинута на наиболее опасные участки таджико-афганской границы.
Все части укомплектованы на 75-80% контрактниками, большинство офицеров имеет большой опыт службы в этом регионе. Хорошо изучены районы республики, на полковых и дивизионных полигонах регулярно проводятся учения. Главной проблемой российского контингента является пополнение материальных ресурсов и переброска резервов. До ближайшей российской границы 1300 километров. Трасса проходит по территории двух самостийных стран — Киргизии и Казахстана. При этом по территории Киргизии проходит лишь одна трансазиатская трасса. И в случае ее блокады наземный путь будет закрыт. И останется лишь сообщение по воздуху, что, конечно, на порядок сложнее.
Поэтому в недрах Генерального штаба уже больше двух лет существует подготовленная операция по усилению Российских войск здесь одной из воздушно-десантных дивизий. В этом случае российская группировка может быть развернута до 18 тысяч человек, что, конечно, делает ее самой мощной военной группировкой региона.
АФГАНСКОЕ ШОУ АМЕРИКИ
ДЛЯ АМЕРИКИ ВОЙНА В АФГАНИСТАНЕ — ЭТО ПРИНЦИПИАЛЬНО НОВЫЙ этап истории. Никогда еще до этого армия США не воевала в столь отдаленном от митрополии регионе и в столь сложных природных и географических условиях. Впервые американцы оказываются не в состоянии воспользоваться такими своими привычными преимуществами, как создание единого фронта из союзников и сателлитов. Для средневекового Афганистана не играет никакой роли, сколько стран готовы осудить его и поддержать США. Не слишком он зависит и от экономической блокады. Перекрыть границу с Пакистаном не сможет никто, в том числе и сам Пакистан. Поэтому вся международная коалиция против талибов — это не более чем блеф. Реальность же такова — единственный противник, кого талибы воспримут как реального врага, — это американский солдат, который ступит на афганскую землю. И перспективы у этой войны для Америки весьма неутешительны. Уже сейчас понятно, что ни Иран, ни Индия не предоставят своей территории для проведения с нее военной операции. Не слишком стремится к этому и Россия. Остается только верный Америке Пакистан, но граница между Афганистаном и Пакистаном — это мощный горных хребет, который не мог полностью перекрыть даже стотысячный советский военный контингент. И значит, что все коммуникации американцев будут в фатально уязвимом положении. Кроме того, на территории самого Пакистана американские базы будут так же уязвимы для ударов талибов, как и в самом Афганистане, ведь именно здесь в течение почти 15 лет располагался центр движения "талибан". Поэтому вся сухопутная операция США против Афганистана представляется более чем сомнительной авантюрой. Поэтому куда более вероятным сценарием является нанесение регулярных воздушных ударов по базам талибов. Но кроме пропагандистского эффекта, это ничего не даст. Отряды талибов находятся в постоянном движении и бомбежки против них малоэффективны. Афганистан можно бомбить хоть сто лет, но, кроме бессмысленных жертв среди мирного населения, ничего не добиться. Поэтому вся военная операция против талибов и бен Ладена — это будет скорее громадное телевизионное шоу, цель которого одна — ПОКАЗАТЬ Америке по телевидению, что враг наказан. Будут продемонстрированы сотни пленок с записями того, как "умные" ракеты поражают дома и "бункеры", где якобы находятся террористы. Для вящего эффекта на какие-то дувалы будут доблестно высаживаться и их штурмовать американские "коммандос".
Главное, чтобы американский обыватель почувствовал себя отмщенным и успокоился…
В реальности же единственное, чем сейчас американцы заняты всерьез, — это огромным торгом с пакистанцами и своей резидентурой среди талибов на тему "продажи" им бен Ладена или хотя бы продажи того места, где он может находиться. И только деньги сегодня могут помочь США поймать своего главного врага…
Как ни странно, но для талибов война с США имеет свои выгоды. Их лидеры небезосновательно рассчитывают в этой войне на полную поддержку афганцев, которые никогда не потерпят ничьей оккупации, а значит, после разгрома США будет установлен полный контроль талибов над Афганистаном. Так же в этой войне заинтересована и фундаменталистская оппозиция в Узбекистане, Туркмении, Таджикистане и Киргизии, для кого появление здесь американцев и их война против талибов станут поводом для вооруженного выступления.
Поэтому от России требуются хорошая выдержка и точный расчет. Главное — не дать себя втянуть в эту войну. Со стороны России не должно раздаваться никаких угрожающих заявлений, и уж тем более — никаких открытых провоцирующих действий.
Россия ни в коем случае не должна оказаться в роли "агрессора", чтобы не дать возможности своим противникам создать, наряду с антиамериканским, еще и широкий антирусский фронт.



1.0x