Авторский блог Редакция Завтра 03:00 27 августа 2001

ВОЗВРАЩЕНИЕ ФЛАГА

Author: Александр Брежнев
ВОЗВРАЩЕНИЕ ФЛАГА
35(404)
Date: 28-08-2001
СПЕЦИАЛЬНЫЙ КОРРЕСПОНДЕНТ “ЗАВТРА” ВЕДЕТ
РЕПОРТАЖ
ИЗ ГОРОДА РУССКОЙ СЛАВЫ СЕВАСТОПОЛЯ
Крейсер всей своей серой махиной подался вперед. Антенны, установки крылатых ракет, гордо поднятый над серой водяной равниной нос, флаги, поднятые ветром,— все устремлено в море. Рокочет зажатая стальными бортами машина. Ей охота рвануться вперед, потянуть за собой тонны железа, оружия, припасов и людей вперед. Но еще не время.
Разноцветная толпа на пристани. Здесь родственники и знакомые экипажа крейсера. Дети в цветастых шортах и джинсах, майках и рубахах. Жены и подруги в коротких, по случаю жаркого крымского лета, платьях и юбках. Офицеры в накрахмаленных желтых рубашках, мичманы и матросы в черно-синих куртках обнимаются с провожающими, целуются. Бодро играет флотский оркестр. На пристани провожают в далекий поход только близкие, те, кого пропустили на режимную территорию военного пирса бдительные матросы и офицеры на КПП. На противоположной стороне бухты по берегу рассыпались все остальные. Знакомые, друзья, просто зеваки. Горожане-севастопольцы и туристы из России и Украины прилипли к морю, оседлав пирсы, балконы домов и гостиниц, высоты гор, на которых расположен город. Несмотря на раннее для отдыхающих в Крыму приезжих время, многие уже здесь, чтоб увидеть то, что произойдет.
Через полчаса гвардейский ракетный крейсер "Москва", флагман российского Черноморского флота, отправится в дальний поход в Средиземное море. Последний раз этот крейсер был в Средиземноморье ровно двенадцать лет назад. Корабли такого класса не показывались в средиземноморском бассейне так давно, что выход "Москвы" — событие историческое.
Севастополь, третий век являющийся базой Черноморского флота России,— это город с населением чуть меньше полумиллиона человек. Это город по площади, вместе с бухтой, мало уступающий Москве. Город раскидан так, что из конца в конец можно добираться два часа. Порт, расположенный в Севастополе, является основным поставщиком рабочих мест для города. Все население так или иначе обслуживает военный или гражданские флоты. Так что здесь все немножко моряки. Здесь все расчеты производятся только в украинских гривнах, но все разговоры на русском и про Россию. Да и большинство живых денег идет сюда из России. Либо с туристами, либо с военными. Помимо этого, ВМФ России здесь формирует почти двадцать тысяч рабочих мест для гражданских лиц.
Эта гавань, еще в середине XVIII века избранная для базирования русского флота, много раз подтвердила свою выгодность и важность. Просторные, расположенные широкой буквой "Т" бухты, прочно закрытые "воротами" горловины, всегда были надежным пристанищем флота на случай бури или войны. Вход через "ворота", оборудованные заграждениями и Константиновским равелином, был надежной защитой для города и базирующегося здесь флота. Выигрышность географического размещения российского флота в Севастопольской бухте, понятая еще во времена Ушакова, подтвердила себя во время всех русско-турецких войн и двух оборон Севастополя: в Крымскую и в Великую Отечественную. Севастопольская бухта всегда была своеобразной маткой, где рождались и развивались многие новаторские идеи русского флота. Черноморский флот дал русской истории и Ушакова, и Лазарева, и Нахимова.
Сегодня Севастополь опять выполняет роль "вещи в себе". Здесь скрыты новейшие военно-морские технологии, офицерский состав, знающий и умеющий, как воевать на морях всей планеты, здесь хранятся традиции России океанской.
Сейчас Черноморский флот, как и все Вооруженные Силы нашей страны, влачит довольно жалкое существование. Недостаток финансирования сказывается не только на служебно-боевой деятельности флота, но и на бытовых условиях. Полно бесквартирных офицеров. Большинство из них ютится по общежитиям, комнатам в частном секторе вокруг вокзала. Жилищное строительство для моряков в Севастополе ведется в основном за счет спонсорской помощи московской мэрии. Но этого слишком мало. Только за последние пару лет морякам стали вовремя платить зарплату и выдавать пайки.
Тем не менее, нельзя все-таки не заметить, что уровень жизни наших военных моряков все же выше, чем в России. Здесь, по крайней мере, морской офицер способен прокормить себя и семью без всяких подработок. Офицеры среднего звена получают по сто пятьдесят-двести долларов в месяц.
Город по-прежнему уважает военных. Здесь на каждом углу стоит памятник боевой славе русского флота, а лучшим женихом для дочерей родители считают морского русского офицера. Даже маленький пояс вокруг Графской пристани, где расположились в ожидании "новорусских" туристов самые разные забегаловки и клубы, с почетом встречает русских моряков.
Черноморский флот России, фактически весь расположенный в Севастополе, переживает не лучшие времена. Хилое финансирование не позволяет держать в полной боевой готовности все корабли. А их скопление в одном месте уже снижает боеготовность флота на порядок. Корабли должны находиться на постоянном дежурстве по всему Черному морю, но на это, как водится, "нет средств". Часть судов уже сейчас не способна выполнять боевые задачи, им нужен серьезный ремонт, их оружие и ходовые возможности уже не отвечают требованиям современной войны.
Основная задача Черноморского флота, обеспечение безопасности черноморского побережья и морских путей сообщения России на Черном море,— уже сейчас выполняется с трудом. В основном флот функционирует за счет энтузиазма офицеров ВМФ и их чувства долга перед Родиной. Боевой дух здесь высок, моряки в любой момент готовы выполнить свой долг до конца — таковы традиции Севастополя. Но боевые возможности флота уже сейчас довольно низки. Сильно упала за постсоветские десять лет не только техническая готовность кораблей, но и выучка личного состава. Слишком мало выходов в море, маневров, стрельб.
Гвардейский ракетный крейсер "Москва", застывший у пирса севастопольской бухты, готов к выходу в море. Стальная махина, длиной в 187 метров, шириной в 20 и высотой от киля до самой верхней точки — 40 метров. На борту экипаж в пятьсот человек, из которых шестьдесят офицеров, остальные — мичманы, старшины, матросы. Крейсер является одним из крупнейших боевых кораблей в мире. На борту шестнадцать пусковых установок для крылатых ракет. Их залп способен на расстоянии трехсот миль поразить любые объекты любым боеприпасом. "Москва" по праву является ударной силой Черноморского флота, ее боевые возможности позволяют угрожать любому противнику России на море или на суше вокруг акватории Черного или Средиземного морей. "Москва" — флагман флота. Поэтому на ней стоит система "Форт", морской аналог знаменитой С-300, чтобы защитить флот или заданный район суши от ракетного нападения или атаки стратегических бомбардировщиков. Сам крейсер прикрывают от воздушной атаки комплексы ПВО, аналогичные сухопутным "Оса". Помимо этого, крейсер оснащен зенитно-артиллерийским комплексом самообороны. Здесь же — орудие главного калибра, двуствольная 130-миллиметровая автоматическая пушка. Она способна "завалить" любую надводную (корабль) или воздушную (вертолет, ракета или самолет) цель на дистанции в 20 километров. Добавьте к этому разведывательные и ударные возможности вертолетов, базирующихся на крейсере, РБУшки, расставленные вокруг борта и способные в случае чего быстро поднять вокруг корабля громадные фонтаны воды, чтобы сделать крейсер невидимым для противника...
"Москва" — один из самых передовых военных кораблей в мире, по праву являющийся флагманом Черноморского флота России. Его экипажу предстоит сложнейший переход по маршруту, проложенному многими поколениями русских мореходов. Этот путь лишь слегка забыт за десять лет разрухи. Путь моряков "Москвы", как путь "одиссеев",— комиссия, проверка состояния мира и моря после холодной "троянской" войны.
На Черном море сегодня, после исчезновения доминировавшего здесь все послевоенные годы Военно-Морского Флота СССР, сплетен причудливый клубок интересов. В разделе сфер влияния, помимо России, Украины, Турции и США, стараются участвовать Грузия, Болгария и Румыния. Учитывая, что все эти страны заявили о желании вступить в НАТО, где изначально состоят Турция и США, можно говорить о самом серьезном влиянии Северо-Атлантического союза в Черном море.
По сути, почти все побережье Черного моря уже сегодня контролируется НАТО и его союзниками. Это стало очевидным, когда, чтобы доставить наш контингент десантников в Косово, пришлось просить разрешения у всех НАТОвских союзников.
Постоянно усиливается турецкий флот, украинцы приглашают в Севастополь американские военные корабли, показывают им фарватер, наивно думая, что американцы, защитники мусульман-фундаменталистов и албанских сепаратистов, вдохновители талибов и чеченских моджахедов,— станут защищать славян от всех будущих угроз...
Средиземное море, куда отправился крейсер "Москва", исторически является основным бассейном борьбы флотов. Здесь — колыбель цивилизаций Востока и Запада. Египет, Греция, Израиль, Рим, Арабский халифат. Здесь зарождались мировые религии, создавались империи, формировалась европейская и азиатская культура. Здесь еще в древности происходили величайшие морские сражения. Здесь воевали персидские, греческие эскадры, флоты римлян и карфагенян. По Средиземному морю шли к Палестине и Константинополю суда с крестоносцами, здесь несколько веков господствовали турецкие военно-морские силы, пока они не были разгромлены русскими моряками Ушакова. Средиземноморье стало в ХХ веке ареной противоборства советского и американского флотов. Средиземное море — водное пространство площадью в два с половиной миллиона квадратных километров. Средняя глубина — полтора километра, хотя есть места, где глубже 5000 метров.
Средиземное море дает людям нефть и газ, рыбу и птицу, тащит на себе миллионы тонн грузов на бортах бесчисленных танкеров, лихтеровозов и сухогрузов. Средиземное море — мировой перекресток. Тут пересекаются торговые и транспортные артерии многих развитых стран мира. По берегам моря разбросаны бесчисленные курорты, туризм кормит целые государства.
Средиземное море — важнейший стратегический район мира. Недаром войны за контроль над ним всегда были безжалостными. Сегодня военная эскадра, находящаяся в Средиземном море, способна контролировать ситуацию во всей Европе, Северной Африке и на Ближнем востоке. Ракеты и палубная авиация сделали в ХХ столетии флот стратегической силой, способной решать исход целых войн. Недаром США придают такое значение контролю над Средиземноморьем. Шестой флот США сегодня практически полностью контролирует всю его акваторию. Свою значимость Шестой флот доказал совсем недавно, во время агрессии против Югославии. Именно флот США, господствующий в Средиземном море, был ударной силой, громившей Белград и Косово. Контроль над Средиземноморьем позволяет Америке "давить" на все страны Старого света, диктовать условия Македонии.
Когда-то, в эпоху СССР, мы тоже контролировали средиземноморский бассейн. Советская 5-я эскадра, постепенно переросшая в целый флот, постоянно находилась здесь. Один из последних суперпроектов "красной империи" заключался в создании единственного в мире безбазового флота, которым и стала 5-я эскадра. Корабли советского флота постоянно находились в море и не зависели от снабжения с суши. 5-я эскадра представляла собой силу, которая могла поддерживать всех союзников СССР: Югославию, Ливию, Алжир, арабские страны и Ирак, прикрывая южный фланг континентальной группировки советских войск в Европе. Здесь были сосредоточены крейсеры, противолодочники, ракетные катера, подлодки. Сюда постоянно прилетали из Союза противолодочные самолеты Ил-38, разбрасывали десятки радиогидроакустических буев, отслеживали американские подлодки. Сам по себе опыт 5-й эскадры уникален, никто в мире еще не создавал ничего подобного. Американские военно-морские группировки до сих пор остаются зависимыми от снабжения с прибрежных территорий своих союзников.
Десятилетие ельцинских реформ уничтожило и Советский Союз и все, что о нем напоминало. Исчезла из Средиземного моря 5-я эскадра, Черноморский флот скукожился до микроскопических размеров и схоронился в Севастополе. В течение целого десятилетия российского флота не было в Средиземном море. Американцы старались использовать каждый этот год, громя Ирак, Югославию, Сомали, поддерживая албанцев и турок. Флот России ушел из этого моря не по своей слабости, а по воле темных политиков.
Моряки старались не потерять опыта походов через Средиземноморье. Время от времени через его акваторию проходили наши плавучие мастерские, вспомогательные корабли. Эти "мирные" корабли российского ВМФ все же обозначали присутствие здесь нашего Андреевского флага. Офицеры, матросы и мичманы изучали средиземноморские фарватеры, акклиматизировались. Но крупные корабли ходить по этому морю не могли, и сегодня вернуться на прежние позиции очень трудно.
Нынешний выход флагмана Черноморского флота в Средиземное море — это и новое движение русских кораблей вслед ладьям Олега и Святослава, кораблям Ушакова и крейсерам СССР; это и провозвестие возвращения России в Средиземное море; это и сложнейшая техническая и хозяйственная задача.
Чтобы подготовить крейсер к дальнему походу, пришлось загрузить на него два железнодорожных состава цистерн с горючим — сорок вагонов с двумя тысячами тонн ГСМ, целую колонну КамАЗов с продовольствием. Загружено две с половиной тысячи тонн пресной воды — с учетом того, что питьевой водой экипаж крейсера будет снабжать установленный на борту громадный опреснитель. Военные корабли не бывают экономичными. Экономичность здесь отдается в жертву боевым и маневренным возможностям. Крейсер должен быть обеспечен по полной программе, чтобы представлять собой реальную силу. Противоборство на море — дело недешевое. Безопасность и оборона вообще никогда не бывает дешевой, потому что защита жизни — самое дорогое на свете. Нет смысла создавать какие-то мирные ценности, если ты не способен их защитить. Неоспоримость этого тезиса доказывают акции США против слабых по сравнению с ними стран во всем мире.
Подготовка крейсера "Москва" к выходу в море была ознаменована тучей проверок. Целые команды проверяющих, поставившие целью выявление ошибок и недочетов в подготовке " Москвы", искали недостатки в работе экипажа. Особых недостатков обнаружить не удалось. Но команда крейсера была взвинчена до предела. Неусыпный контроль за чистотой и порядком, кантиком на матросских кроватях, расклейка бирок, покраска всего и вся сделали свое дело. К 19 августа весь экипаж только и мечтал, чтобы отчалить от берега. В море нет проверок и комиссий, нет дотошных проверяющих, снимающих пальцем пыль с люстр. Несколько бессонных ночей, проведенных в наведении блеска ради проверяющих, уже позади. В ночь перед выходом весь экипаж был в увольнении на берег. Матросы бродили по улицам и барам Севастополя. Офицеры навещали жен и подруг. Служба морского офицера отнимает почти все время, и на личную жизнь часто не остается ни часа. Спасает только благоговейное отношение женщин к военным морякам, морские офицеры снятся девчонкам чаще американских актеров.
За пару недель до выхода флагмана Черноморского флота России в Средиземное море был канонизирован Русской Православной церковью адмирал Ушаков. Федор Федорович Ушаков прославился на весь мир тем, что с победами вывел русский флот в Средиземное море. По сути, именно Ушаков и создавал Черноморский флот России, опираясь на наследие Азовских походов Петра Первого и дела князя Потемкина Таврического. Это Ушаков первым в мире применил маневренную тактику, разгромил турецкий флот, прорубив России коридор в Средиземноморье. Ушаков побеждал силой русского оружия в Керчи, у Калиакрии, побеждал турецкий и французский флот. Именно Ушаков вывел hоссийский флот в Средиземное море. Он крушил Наполеона, прикрывая южный фланг войск Александра Суворова.
Ушаков, канонизированный Православием, дополняет сонм русских святых военных защитников. Таких, как Александр Невский. Пожалуй, только Россия может гордиться святыми воинами. Потому что миссия воина в России предполагает святость. Русские воины всегда были на страже самых светлых идеалов, их история — история войн Света и Тьмы. Ф.Ф.Ушаков — первый русский флотоводец и единственный в мире адмирал, удостоенный канонизации. На торжествах по этому случаю присутствовали начальник Главного штаба ВМС России адмирал В.Кравченко и командующий Черноморским флотом России адмирал В.Комоедов. Именно Владимир Комоедов провожает сегодня своим напутственным словом в средиземноморский поход крейсер "Москва".
Тяжелые орудия и крылатые ракеты славян возвращаются в Средиземное море, захваченное американцами, получив себе в небесные покровители своего любимого адмирала. Хочется верить, что святой русский адмирал поможет нашим морякам, пошлет им удачу и, в случае чего, победу.
Присутствие в Средиземном море "Москвы" — явление многофакторное. Это и демонстрация флага флота, чтобы друзья и враги не забыли, как выглядят российские военно-морские символы, чтобы знали: Россия не исчезла с мировой исторической арены, она, несмотря ни на что, остается Державой, способной снаряжать крейсера, танковые дивизии, орбитальные станции.
Оркестр флота играет "Прощание славянки", толпа провожающих снова смешивается с группой офицеров в желтых рубахах, обремененных черными галстуками на резинках. Офицеры поднимаются по трапу на борт крейсера. Андреевский стяг, висевший на корме корабля, возносится наверх — туда, где сплошная паутина антенн ловит небо.
9-00. Крейсер медленно отделяется от пирса, разворачивается вправо и идет через "ворота", мимо Константиновского равелина, выросшего посреди моря трехэтажной громадой белого камня. Разгоняется, быстро минуя бухту, и выходит в открытое море. Дальше — через все Черное море, через Босфор и Дарданеллы, через Мраморное и Эгейское моря. Мимо десятков островов, сквозь проливы. Андреевский флаг Ушакова оживает, его снова любят и боятся. Россия, ослабленная реформами, порушенная американскими советчиками, обворованная бандитами, все-таки возвращается в Средиземное море, возвращается в Атлантику, возвращается в Мировой Океан...
1.0x