Авторский блог Редакция Завтра 03:00 6 августа 2001

ПРАВОВОЙ ЛИКБЕЗ

Author: Александр Салий, председатель комиссии Госдумы по избирательному законодательству
ПРАВОВОЙ ЛИКБЕЗ
32(401)
Date: 07-08-2001
Мы живем в эпоху перманентных выборов. Только в 2001 году планируется проведение еще десятков местных выборов в различных регионах России. Сегодня, с внедрением "новых избирательных технологий", масштабные размеры приобретает фальсификация выборов. Снятие с предвыборной дистанции у нас давно является отработанным инструментом расправы с политически и идеологически неугодными власти кандидатами. Для того, чтобы осуществлять контроль на выборах любого уровня, недостаточно простого присутствия наблюдателей, необходимо создание полноценного контролирующего органа. Не так давно мы создали Фонд содействия развитию избирательных технологий "За справедливые выборы". Многие задаются банальным вопросом: для чего мы создаем этот Фонд сегодня, если недавно в Госдуме был утвержден во втором чтении законопроект о политических партиях? Какова цель создания подобного Фонда?
Основные цели Фонда — создание системы общественного контроля за законностью и чистотой избирательного процесса, а также распространение правовых знаний среди населения.
Первое, на что хотелось бы обратить внимание, — все участники избирательного процесса плохо знают и зачастую игнорируют избирательное законодательство. Во-первых, это избиратели, которые вообще не знают про существование подобного законодательства. Кандидаты в лучшем случае знают только некоторые его элементы — например, как выдвигаться в кандидаты. Третьи участники избирательного процесса — избирательные комиссии. Как правило, в законе разбираются только председатели и секретари комиссий. Рядовые члены комиссий знают только, как бюллетень выдать и протокол заполнить. Часто избирательные комиссии игнорируют исполнение закона, выполняя "административный заказ", работающий на конкретного кандидата.
Также ангажированы и суды. За прошедшее время ни один суд не удовлетворил справедливые, законные требования проигравшего кандидата, который проиграл только из-за того, что были вопиющие нарушения правил проведения агитации, правил финансирования избирательной кампании, правил голосования и правил подсчета голосов.
Мы часто задаемся риторическим вопросом: почему народ перестал ходить на выборы? Ответ прост — люди перестали верить, что их воля будет правильно определена. Избиратели знают, что подавляющее большинство на этих конкретных выборах голосовали за одного кандидата,— все говорят об этом, а победителем объявили другого.
Я шесть лет профессионально работаю в о
бласти контроля за избирательным процессом и поэтому сказанное мною основано на знании подлинного положения дел. Собственно отсутствие чистоты на выборах тревожит всех. Мы хотим создать на базе Фонда в каждом городе, в каждой краевой, областной, республиканской столице центры по подготовке людей в области избирательного законодательства. Они проходят курс обучения, сдают экзамены, получают соответствующие удостоверения. При внесении соответствующего изменения в избирательное законодательство из этих специалистов можно формировать избирательные комиссии. Так мы решаем вопрос об уходе от административного давления. Когда администрация формирует избирательные комиссии и сама же ими командует — понятно, каковы будут результаты выборов.
Большинство наших избирателей не устраивает нынешняя пропорционально-мажоритарная выборная система, так как многие справедливо считают, что по одномандатным округам в депутаты идут, в основном, денежные воротилы. Однако при всей противоречивости закона о партиях я считаю, что в нем есть рациональное начало. Во-первых, закон о партиях существенно уменьшит число партий. Но важно другое. Думаю, что это десятилетие, когда во власть мог прийти любой человек с улицы, одно из составляющих того, что привело к краху нашего государства. В высшие государственные органы пришло 40 процентов людей с митингов, которые умели орать, шельмовать, кликушествовать, но которые не имели опыта ни управления, ни руководства исполнительными органами власти, ни опыта законодательной деятельности. Я могу через газету спросить любого читателя, пойдет ли кто-нибудь лечить зубы к сапожнику? У которого тоже есть и долото, и молоток, и клещи, словом, все необходимое для этого. Наверное, не пойдет. А пойдет он лечить зубы к стоматологу, специалисту, который семь лет учился на эту профессию. Почему мы считаем, что управлять государством может любой человек из подворотни? Вот результат сегодняшнего дня: Россия, скорчившаяся в конвульсиях, в правовых, в бандитских разборках. Поэтому я считаю, что партии должны отвечать за своих представителей, которых они делегируют в ту или иную власть, в местный сельский совет или же в Государственную думу, в губернаторы или в президенты. Именно партия должна отвечать. И если человек, только заняв руководящий пост, начинает уже со второго дня думать, как ему набить карманы, значит, в полном объеме партия, его делегировавшая, должна за него отвечать.
Я закончил Академию по психологии, восемь лет занимался профессиональным психологическим отбором в Вооруженные Силы. По собственному опыту знаю, что есть различные виды деятельности: один очень умело может говорить, но в практической работе он ничего не умеет. Но умелый и отчасти грязный пиар плюс деньги приводят к власти не тех людей, которые могли бы эффективно управлять хозяйством. Мэр, губернатор — это прежде всего хозяйственник, это не политическая должность. Победила определенная партия на выборах в законодательное собрание области, сформировала свое законодательное собрание — и она же назначает руководителей исполнительных органов власти. Сегодня победившему мэру тот человек, который финансировал его избирательную кампанию, сразу ставит условия: ты должен мне отдать то, разорить это предприятие и продать мне его за бесценок по банкротству. И в итоге вместо того, чтобы заниматься хозяйством, губернатор начинает раздавать индульгенции, векселя по тем займам, которые получал перед выборами.
Естественно, как любое молодое начинающее дело, Фонд "За справедливые выборы" поначалу будет переживать недостатки роста. Но я хочу сказать, что у нашего Фонда неплохие перспективы, поскольку мы вне рамок этого Фонда уже проработали три года на профессиональной основе. Мы подготовили на данный момент порядка 120 человек, которые профессионально знают избирательное законодательство. Это молодые люди, среди них много бывших военных, обладающих чувством ответственности, дисциплины, обладающих знанием и волей. Мы их уже обкатали на нескольких выборах, они показали себя замечательно, это костяк, который можно потом распределять и в учебные центры для последующей подготовки. Я могу вам сказать, что такая структура на сегодня в России единственная, так как почти никто у нас профессионально контролем выборов никогда не занимался.
Мы отказались от того, что учредителями Фонда являются какие-то коммерческие структуры или государственные учреждения. Потому что это опять же зависимость. К примеру, представьте себе, создает подобный фонд Газпром. Безусловно, этот фонд в таком случае будет работать на тех кандидатов, которых выдвинул Газпром. Или как предложил обществу Александр Альбертович Вешняков, создать такой фонд при Центральной избирательной комиссии. По-моему, это нелогично. Ведь Фонд создается для контроля, в том числе и за Центризбиркомом. И ему придется в таком случае контролировать самого себя. Мы ушли и от знаменитостей, от каких-то знаковых фигур или ангажированных структур только по одной простой причине: Фонд "За справедливые выборы" создается исключительно физическими лицами, эти люди имеют большую практику контроля за избирательными технологиями, обладают определенной ответственностью и связаны определенными обязательствами. Безусловно, тот, кто начнет на выборах работать на какого-то конкретного кандидата, вылетит мгновенно.
Каждый конструктор мечтает, чтобы его изобретение, созданный на бумаге механизм был воплощен в металле материально, чтобы он работал. У меня примерно такое же состояние. Я являюсь одним из соавторов избирательного законодательства Российской Федерации, я хочу, чтобы оно работало на деле. А механизмы соблюдения избирательного законодательства, к сожалению, Центризбирком, государство сегодня не представило. И я хочу, чтобы наше творение воплотилось в жизнь. В этом и есть мой личный интерес. Естественно, под этот интерес я подбираю всех остальных людей. Поэтому среди учредителей Фонда есть только физические лица. А среди друзей Фонда "За справедливые выборы", вполне возможно, мы искренне надеемся на это, будут и большие политики, и крупные фирмы. Ведь наш Фонд — это общественная организация, которая будет заниматься правовым ликбезом. Я думаю, что любая спонсорская поддержка будет вполне уместна. И если наш Фонд будет справляться с поставленными перед ним гуманитарными задачами, то, я думаю, найдутся организации, готовые нас поддержать. Ведь защита правильности исполнения избирательного законодательства — в интересах абсолютно всех кандидатов, которые лишены административного ресурса или огромных денег. В этом — вся философия нашей деятельности.
Записал Олег ГОЛОВИН


1.0x