Авторский блог Редакция Завтра 03:00 16 июля 2001

РОДИНА С МОЛОТКА

РОДИНА С МОЛОТКА
29(398)
Date: 17-07-2001
Маленький президент крохотной Киргизии очень хочет быть крупной фигурой в Шанхайской пятерке. Он жаждет, чтобы великий Китай его, Аскара Акаева, уважал, а Россия и США с ним считались и советовались. Но более всего г-н Акаев, видимо, мечтает быть богачом.
В 1999 году он подписывает с Китаем договор о делимитации киргизско-китайском границы. Подписывает тайно от народа, без согласования с парламентом и правительством Киргизии. Подписывает в ущерб собственной стране. Когда об этом стало известно, разразился парламентский скандал. Председатель комитета обороны генерал Исаков и депутаты комитета по законодательству в резких выражениях публично высказали недоверие г-ну Акаеву. Президент-коммерсант, распродающий территорию Родины — это сногсшибательная сенсация для президентов СНГ. Поражают размеры киргизской территории, которую уступает Акаев — более 900 кв. км. При всем том, какой бы имидж демократа и ученого-интеллектуала не был у Акаева, для многих станут здесь очевидными шкурные интересы.
Говорят, что бесконтрольный президент хуже честного вора. Безнаказанная антинародная деятельность правителя создает в обществе обстановку вседозволенности и любое преступление считается нормой. Даже торговля территорией родины. Не так ли сейчас в Киргизии?
Есть древняя киргизская пословица: "Врагу дай палец — он отхватит до лопатки". А врагами вполне могут стать алчные соседи. После киргизско-китайских территориальных торгов раздались голоса в Ташкенте: "Раз вы отдаете Китаю землю, дайте и нам немного у узбекского анклава Сох". Проявились территориальные притязания к Кыргызстану и у Таджикистана. Акаев уступил-таки нажиму Ташкента и через премьер-министра Республики Бакиева (опять же втайне от народа — под завесой "секретности") подписал меморандум о "равноценном обмене" киргизской территории вокруг анклава Сох в Баткенской области Киргизии. Парламент Киргизии сотрясает очередной скандал, парламентская делегация выехала в Баткенскую область. Ее губернатор Айбалаев сказал, что "узбеки отдают киргизам за проход к анклаву Сох непроходимый гористый скальный кряж, непригодный для проезда в Ошскую область Киргизии. А единственная дорога проходит именно через анклав Сох". В результате Баткенская область будет отсечена от Кыргызстана, возникнут трудности в водопользовании (река Сох окажется в юрисдикции Узбекистана) и новые транспортные преграды. Примечательно, что сразу после подписания меморандума киргизским и узбекским премьерами Ташкент впервые за три месяца подал газ в бишкекские квартиры настрадавшимся киргизским гражданам. Депутаты вызвали в парламент Бакиева, отчитали его за торговлю киргизской землей в обмен за узбекский газ, потребовали сдать портфель. Он обещал дезавуировать меморандум. Но, вероятно, не премьер-министр творец сделки. Он ведь подчиняется президенту-коммерсанту.
Целых 10 лет Акаев поет об интеграции СНГ, обнимается с Кучмой и Назарбаевым — и в то же время выдавливает российские пограничные войска, отдавая Китаю красивую горную долину Узентю-Кууш.
В итоге первая и третья заставы у высокогорного хребта Корголдой в Иссык-Кульской области лишились стратегической дороги, созданной потом и кровью советских пограничников, таскавших балки на плечах на высоте 2500 м над уровнем моря. А территория Китая округляется. Создавшаяся ситуация в точности повторяет пограничный спор у узбекского анклава Сох, за исключением того, что с узбеками пока пописан лишь меморандум. Совсем недавно китайская пропаганда крикливо вещала из Пекина о советском гегемонизме. А сегодня киргизы на собственной шее ощутили мировую территориальную экспансию Китая. Великоханьский шовинизм успешно наступает не только на российской и казахской границах, но и на киргизской. Если для большой России и необъятных степей Казахстана уступка Китаю двух речных островов или кусочка степной равнины являются мелочью, то для крохотного Кыргызстана любая торговля территорией чревата потерей государственности. Сегодня Акаев предает дело великого Манаса, отдает киргизскую землю отцов и прадедов, проливавших кровь в битве с иноземными захватчиками. За что отдает? Неужто даром?
В республиках Центральной Азии в новом веке правят те же баи. Они не собираются отдавать власть, а жизнь подвластных им народов на порядок беднее, чем в России. Местные правители давно работают не для своих народов, а на личный карман. По данным киргизских СМИ, более 300 тысяч киргизов работают в Сибири, Свердловске, некоторые наши граждане выехали в дальнее зарубежье из-за массовой безработицы. Минимальная заработная плата в Киргизии — 2 доллара или 100 сомов, минимальная пенсия 180 сомов. Кыргызстан — одна из беднейших стран СНГ. В рамках шумной кампании борьбы с коррупцией Акаев недавно заявил: "Коррупция среди министров правительства достигла 7 этажа "Белого дома". И никого не наказал, за исключением мятежного экс-министра МНБ Ф. Кулова. Вчера ханы Средней Азии под контролем Политбюро ЦК КПСС довольствовались скромной зарплатой, выполняя народнохозяйственные задачи партии и Госплана СССР. Сегодня они же устроили себе и своим родственникам демократию и рыночную экономику, суверенитет и независимость, бесконтрольность, полную свободу действий. Простому народу уготовили тиранический произвол и обрекли его на рабство. В Киргизии большая часть денег и общественного богатства оказались в руках руководящего клана, составляющего 0,05 % населения.
В Киргизии все знают, что Энергобанк — семейный банк А. Акаева. Под его контролем Нацбанк Киргизии, он самолично распределяет и распоряжается финансовыми ресурсами страны. Впрочем, любой частный банк Киргизии под его неусыпным оком. Поэтому Кыргызстан преследует мрачный ореол финансовой "черной дыры", куда безвозвратно пропадают иностранные инвестиции. Иностранные кредиторы да и население страны боятся вкладывать деньги в банки КР. А. Акаев лично курирует операции с золотом Киргизии, продажу и приватизацию электроэнергии своему клану, экспортно-импортные операции. Мизерные зарплаты в крупных городах платят нерегулярно. В многодетных семьях киргизских чабанов натуральный голод, часты самоубийства, распространена проституция среди девочек. Преступность возросла до 477 случаев на 100000 населения в 2000 году, по данным "Penal Retorn International". На Украине и в Молдавии — 425 и 375 случаев соответственно.
И при всем том Акаев цинично говорит: "У киргизского народа психология иждивенчества от государства, помоги себе сам".
России вряд ли следует поддерживать правителей, установивших варварские порядки в своих странах и пожирающих российские же кредиты. Не надо ей и поддаваться шантажу среднеазиатских правителей по поводу "исламского терроризма" с требованием: "Москва — дэньги давай, видишь, моджахеды идут, танки давай". В результате нет ни денег, ни танков. Создавая силы быстрого реагирования против "мусульманского терроризма и политического экстремизма", Россия, являющаяся главной среди стран, подписавших Договор о коллективной безопасности, не должна направлять войска по зову отдельных руководителей республик Центральной Азии против их политических оппонентов, народов этих стран, интеллигенции. Некоторым непопулярным у себя на родине руководителям неймется подставить Россию и использовать договор как военный инструмент для расправы со своими политическими противниками. Так можно спровоцировать настоящую войну со всеми вытекающими последствиями.
Скажем, в той же Киргизии, где недовольство народа выросло до критического предела, А. Акаев, отвечая на вопросы журналистов, по-прежнему улыбается: "Продажа Китаю киргизской территории — простая делимитация границ". Улыбка Акаева от лукавого, и в заключение можно абсолютно точно сказать: за делимитацией — предательство киргизского народа его “вождями”...
Кубанычбек АПАС
Бишкек — Москва



1.0x