Авторский блог Ольга Генкина 03:00 9 июля 2001

ОПЯТЬ В БОЛЬШОМ БОЛЬШИЕ ПЕРЕМЕНЫ

ОПЯТЬ В БОЛЬШОМ БОЛЬШИЕ ПЕРЕМЕНЫ
28(397)
Date: 10-07-2001
Вспомним, Читатель. "…Единственное утешение от этого административного волюнтаризма — срок контракта на руководство главным театром страны для Геннадия Николаевича определен на три года. Авось он еще раньше утомится от непосильной ноши…" — предсказывали мы девять месяцев назад (какой сакральный срок однако!). Так и вышло: генеральный художественный руководитель Большого театра России Геннадий Рождественский заявил о своей отставке уже на исходе первого контрактного года, не дотянув даже до официального закрытия театрального сезона.
По словам отставника, укатали сивку крутые горки в лице беспардонной российской прессы, анонимных саботажников внутри театра, наконец, в лице невнимательного к театру министра культуры (о себе, многогрешном, ни слова!). Министр культуры с невинностью младенца проигнорировал выпад в свой адрес со стороны собственного же ставленника и вскорости назначил… Внимание: назначил — не нового генерального художественного руководителя, а всего лишь главного дирижера, который будет заниматься только оперными делами… Всеми же остальными будут заниматься нынешний генеральный директор театра Анатолий Иксанов (назначенный в паре с Рождественским) и министр Швыдкой в своем лице. При таком раскладе Михаил Ефимович будет архивнимательным к театру. На носу капитальная реконструкция Большого, на которую выделены немалые деньги, коими нужно уметь распоряжаться. О, я не собираюсь в чем-либо подозревать господ управителей — просто не дает покоя мысль насчет затейливой кадровой многоходовки в главном театре страны.
После первого "хода", сделанного одиннадцать месяцев назад, изгнания Владимира Васильева и назначения Геннадия Рождественского в паре с петербуржцем Анатолием Иксановым — Швыдкой получил возможность тасовать кадры, как ему заблагорассудится. Он дал время новоназначенцу Иксанову оглядеться, освоиться и показать себя с лучшей стороны, особенно на фоне легко предсказуемого в своих эмоциональных вспышках Рождественского. В результате второго "хода" — добровольного бегства ген. худрука — должность последнего вообще была упразднена за очевидной ненадобностью. И право, зачем она, если есть двое из "деловых и умных" руководителей, которым президент и правительство покровительствуют, как самым близким и дорогим родичам? (Как они трогательно подыгрывали друг другу в недавней передаче "После новостей" на телеканале "Культура" — любо-дорого смотреть!)
Итак, в Большом новое руководящее лицо с небольшими полномочиями: главный дирижер Александр Ведерников-младший. Сын Александра Филипповича Ведерникова, народного артиста СССР, когда-то солиста Большого театра, большого друга великого Свиридова. Недавно Владимир Федосеев отважился исполнить "Патетическую ораторию" Георгия Васильевича на стихи Маяковского, которая лишний раз напомнила о том, что солировавшего в ней Ведерникова-старшего превзойти невозможно. А Ведерникова-младшего? Ему, в отличие от отца, вряд ли дадут развернуться. Внешние и внутренние враги главного театра страны сделают все, чтобы новый главный дирижер знал свое скромное место в руководящей иерархии Большого. Будь он хоть семи пядей во лбу — и демпресса, и "звезды", и вышестоящие лица не позволят, чтобы закат российского искусства сменился рассветом. Наш прогноз на ближайшее будущее: или Ведерников-младший примет условия игры, чтобы продержаться на главной сцене страны хотя бы три контрактных года, или уйдет до истечения контракта, чтобы больше не рисковать, подобно Геннадию Рождественскому. Впрочем, последний не стыдлив и собой доволен. Как и его недавний покровитель Швыдкой…
Грустно и даже гнусно быть предсказателем там, где все видно, как на ладони.
Ольга ГЕНКИНА



1.0x