Авторский блог Редакция Завтра 03:00 18 июня 2001

У РОССИИ ЕСТЬ БУДУЩЕЕ!

Author: Генерал-лейтенант Николай Леонов
У РОССИИ ЕСТЬ БУДУЩЕЕ!
25(394)
Date: 19-06-2001
ПОДНЯТЫЙ АЛЕКСАНДРОМ ПРОХАНОВЫМ в статье "Россия — империя света" вопрос о роли и месте сотрудников спецслужб, офицеров и генералов Вооруженных Сил страны в процессе возрождения, реконструкции России, безусловно, заслуживает внимания. Пожалуй, кадровая проблема России — это самая главная наша проблема, не позволяющая нам выбраться из трясины. Проханов дает очень высокую оценку сотрудникам спецслужб, откуда вышел и нынешний президент России. И эта оценка не высосана из пальца, а подпитывается самыми трезвыми и разумными соображениями. Поскольку мне довелось всю свою жизнь, 35 лет, проработать в системе советской разведки, у меня есть небольшое право судить о качестве людей, составляющих костяк разведки.
Главный редактор "Завтра" прав в том, что этим людям присущи особая забота о Родине, особое понимание патриотизма, особая боль о своем народе. Здесь вспоминается роль русского дворянства в прежней, дореволюционной, России, когда дворяне служили престолу, особенно когда они шли на военную службу. Люди бросали свои поместья, забрасывали хозяйства, которые могли бы принести большие доходы. И ведь это были знатные люди, из хороших помещичьих семей, с титулами, они могли получить неисчислимые блага, оставаясь в свете. Но они шли на воинскую службу, где проводили большую часть своей жизни, не зарабатывая практически ничего. Люди уходили на кораблях в море, в дальние походы, совершали подвиги географического характера, то есть служили престолу. Как правило, эта служба очень трудная, совсем не доходная, но это считалось делом чести и доблести, высшей категорией патриотизма. Это была именно служба Отечеству. Когда же такой человек возвращался в мирную жизнь, наградой ему были почет и уважение окружающих. Только служилый дворянин мог стать, например, предводителем дворянства в уезде. Честь и героизм ценились превыше всего. Армия, ношение мундира предрасполагало людей думать прежде всего о морально-нравственных, героически-державных категориях, а вовсе не о тех низких вещах, которыми, скажем, руководствуется нынешний класс "новых русских", чьим высшим критерием является количество денег. Раньше этим делом тоже занимались, но это были купцы, "лабазники", и даже они тяготели к служению Отечеству, развивая меценатство и покровительство искусствам.
Почему спецслужбы являются тем местом, где формируются люди с высокими патриотическими качествами? Да потому что уже поступая в спецслужбу, когда человек только подписывается под воинской присягой, вся его жизнь ставится в зависимость от выполнения тех высоких обязанностей, которые человек на себя возлагает. Никто никогда офицеру, вступающему в разведку, контрразведку, погранвойска, не обещает никакого материального процветания. Никогда не обещает ему удобной жизни. Наоборот, человек, поступающий в спецслужбы, знает, что он будет жить в самых отдаленных местах, постоянно испытывать нужду и бороться с опасностями. Никакой премии материального характера за это не бывает. Когда разведчики работают за рубежом, они получают абсолютно такую же зарплату, что и, в зависимости от прикрытия, работники посольств или журналисты, и ни копейки больше. Вся честь и доблесть разведчика заключаются в том, что, конечно, орденов у него больше, чем у дипломата. В том, что, конечно, у него есть офицерское звание. Кто-то получал часы, кто-то — именное оружие, но это были моральные категории наград, а вовсе не то, к чему тяготеет нынешнее поколение. Поэтому в спецслужбах и живет дух патриотизма.
Офицеры спецслужб никогда не имели и не могли иметь материальных ценностей, потому что последние коррумпируют человека. Смотришь на армейского генерала, у которого в распоряжении парк автомашин, склад горючего, склад с продовольствием и обмундированием, и понимаешь, что этот человек уже более податлив к моральной дегенерации. Он уже может что-то украсть, продать, во что-то опасное втянуться. В спецслужбах же человек практически никогда не имеет никаких материальных ценностей. Даже работая с иностранцами, офицер спецслужб располагает лишь теми средствами, на которые можно, скажем, угостить человека в баре, ну и заплатить за те документы, которые тот приносит на благо нашего Отечества. Причем и в этом случае их отношения абсолютно прямые и чистые: иностранец дает расписку в получении средств, которую разведчик переправляет в Центр. Никогда в жизни у разведчиков не было факта воровства государственных средств. Наоборот, часто мы сначала посылали в Центр материалы, которые там оценивали, и только потом выплачивалось вознаграждение иностранцу — мы берегли деньги Отечества. Так что уже своим характером работа в спецслужбе предохраняет человека от морального распада.
Люди, ушедшие из спецслужб, крайне редко переживают дегенерацию, превращение в совершенную противоположность. Представить генерала, превратившегося в "нового русского", невозможно. Нельзя переделать человека, у которого с самого раннего, часто с подросткового возраста формируется желание служить Отечеству. Служить самому себе он уже не в состоянии. Поэтому мы часто видим, что лучшими работниками, в том числе и в распоряжении президента, оказываются кадры из спецслужб.
Мы все время думаем о Государстве. Это нескончаемо преследующая нас мысль: "Мы — слуги Отечества". Я не могу представить, чтобы так же думал человек, работающий на банк, на компанию, на олигархический клан. Для сотрудника спецслужб Родина — это нечто целое. Он не дробит ее на кланы и выступает от Родины как от некоего целого.
Безусловно, в любой семье не без урода. Бывали и у нас ситуации, когда появлялись предатели — люди, сгнившие изнутри под воздействием все тех же факторов, основной из которых — деньги. Помимо денег, это еще и страх за карьеру, а также женщины. Но подобное происходило только в тех случаях, когда противник устанавливал, что у человека есть слабина в вопросе стяжательства или карьеризма, или неразборчивость в связях. Но эти предательства в своих пропорциях, конечно, составляют ничтожно малую величину. По сравнению с окружающим обществом, корпус спецслужб является наиболее патриотически настроенным, наиболее нравственно чистым и наиболее стойким к опасностям и препятствиям на своем пути. Из этой категории руководству страны и надо черпать свои кадры.
Есть сорная рыба — ротаны, бычки, которая не признает категории "Родина". Им подобны "новые русские", которые руководствуются принципом: "где моя недвижимость, там моя Родина". А есть благородная красная рыба, которая, куда бы ни забросила ее судьба, всегда помнит о том месте, откуда она родом, и всегда возвращается туда, чтобы дать потомство, чтобы воздать должное своему роду. С такой рыбой можно сравнить офицеров спецслужб.
Мне приходится встречаться с молодыми разведкадрами, читать им лекции, и я могу сказать, что дух патриотизма не угас в среде спецслужб, он остался на столь же высоком уровне, что и раньше. Демократы, как могли, нагадили в души людей, но испоганить корпус спецслужб им не удалось.
Проханов ставит вопрос о том, не происходит ли сейчас в России возрождения славных традиций империи. Но если начистоту, то его позиция мне показалась чрезмерно оптимистичной. Я хотел бы видеть мир так, как его видит Проханов. Хотел бы видеть судьбу своей Родины такой, какой ее видит Проханов. Но, к сожалению, я как аналитик не столь химически чистый оптимист, как Проханов. Я также с надеждой и с большим уважением отношусь к В. Путину, но вижу, что его усилия неадекватны тем потребностям, которые выдвигает сегодня время. То, что он привлекает часть людей из офицерского корпуса, это, безусловно, хорошо. Но их так мало, что в нынешнем государственном пироге они — редкие изюминки, теряющиеся в общей массе олигархического компрадорского теста. Если бы удалось довершить начатое раскорчевывание этого поля! Я считаю, что ключевая фигура — это Чубайс. "Чубайсятина" — это бироновщина нашего времени, когда чужие люди с чужими нравами, не имеющие никаких корней в нашей почве, вдруг овладевают всеми рычагами, прежде всего экономики страны. Всех их манит блок экономики, им не приходит в голову послужить Отечеству, их никогда никто никуда не избирал, они всегда лишь назначенцы. А уж за Чубайсом посыпятся и Греф, и Кудрин, и Волошин.
Те шаги, которые уже сделаны Путиным и которые оптимистически оценены Прохановым, я уже подробно разбирал в своих комментариях в передаче "Русский дом". Всем им — и путинской позиции по Чечне, и созданию семи федеральных округов, укреплению централизма, и разгрому НТВ — я однозначно давал положительную оценку — такую же, как и Проханов. И то, что Путин недавно поменял руководство Газпрома, устранение Вяхирева, отправка на Украину Черномырдина — конечно, это положительное явление. Ведь именно Газпром питал НТВ. Но надо еще из РАО ЕЭС убрать Чубайса, а из МПС — Аксененко. Все это будет абсолютно правильно. С этими кланами надо разбираться, как и с кланами региональными, сепаратистскими князьками вроде Аушева. Политика таких людей не отвечает интересам государства — государства, ради процветания которого работали и работают десятки тысяч замечательных людей, составляющих "белую кость" российских спецслужб.
И в заключение должен заметить, что манифест Проханова очень своевременен. Мы не можем жить только в состоянии разброда и упадка. И ни один политический деятель страны до сих пор не прописал нам, куда же России идти. Нас все потчуют меню сегодняшнего дня. Дальше бюджета на следующий год нам будущее не представляют. Но когда мы берем статью Проханова и читаем, что Россия — это империя света, что у России есть исторические перспективы и миссии, то мы уже смотрим с оптимизмом в будущее. Мы уже понимаем, что у России есть путь, который уже прописан. Осталось лишь вымостить этот путь, обиходить, построить кюветы, провести коммуникации — и идти вперед.



1.0x