Авторский блог Редакция Завтра 03:00 22 мая 2001

ПОСОЛ ЧЕЛОВЕЧНОСТИ

ПОСОЛ ЧЕЛОВЕЧНОСТИ (Наследие Адама ДЕНИЕВА)
21(390)
Date: 23-05-2001
НЕДАВНО ПОГИБ АДАМ ДЕНИЕВ. Он ушел из жизни не сам — ему "помогли", так же, как "помогают" многим и многим достойным людям в Чечне, и не только в Чечне, а на всем пространстве нашей великой Империи Мира, подорванной врагами и негодяями. Смолк голос Мира, напоминавший нам всем о бывшем когда-то у нас спокойствии, о человечности. Враги знали, куда направить удар. Они убили человека, который не разъединял, а объединял и народы, и традиции. Он, мусульманин, был внятен всем.
Только не надо называть его "экуменистом". Тем более, что наши патентованные "экуменисты", пытающиеся слить в один ерш все со всем, как раз его в упор не видели. Понятно почему. Во-первых, хозяева не велели: ведь он пытался погасить пожар, а они старались и стараются его раздуть — что в России, что на Украине, что в Югославии и на Балканах вообще. Во-вторых, мелкотравчатому "экуменизму" невыносимо видеть, как души объединяются на высочайшей основе — без стирания различий. О. Серафим Роуз, убежденный антиэкуменист, говорил об общности всех искренне верующих, всех, относящихся серьезно к религии, всех, имеющих искру Божию. И в России — великой Империи Мира, объединявшей и умирявшей многие народы и цивилизации — эта общность не раз проявлялась, так что А. Дениев неслучаен; он — один из многих НАШИХ (думаю, сейчас можно это слово написать) мыслителей-миротворцев, всеобъединителей. В эту же когорту входили и многие наши пророки — то есть поэты.
Издавна на Руси поэтическая правда была особой категорией. И именно наши поэты вещали о Мире. Вспомним Блока: "В последний раз — на светлый братски пир // Сзывает варварская лира!" Но, пожалуй, самый разительный пример — из творчества солнца нашей поэзии Пушкина. Он, вполне поддерживавший покорение Кавказа (на котором в то же время иные "муллы" натравливали горцев на русских людей, бесстыдно говоря, что русские — это и есть племена, противостоящие в свое время Мухаммеду), да к тому же еще и скептик, если не атеист (на данном этапе жизненного пути), вдруг своим поэтическим чутьем проникает туда, к религии противостоящих тогда России народов — и создает Подражания Корану. И это было не просто поисками экзотики, как, скажем, у Гете в его "Западно-восточном диване". Нет. Это был мощнейший всплеск духовности, толчок к художественному объединению или хотя бы пониманию народов. Недаром на одно из стихотворений этого цикла "Восстань, боязливый" писали музыку и Даргомыжский, и Свиридов — и с музыки Даргомыжского началось иное видение Востока, иное его понимание, пошел русский ориентализм, ориентализм с углублением, который заложил основу для развития восточных музыкальных культур, не ориентированных на Европу, а с подлинно национальным колоритом...
Нашего поэта поэтическая правда вывела к миру, ко всепониманию — только не поверхностно-экуменистическому...
И в этом же ряду стоит ныне, увы, покойный А. Дениев.
Надо сказать, он сумел найти ключевое слово — "адамалла", то есть человечность. Он понял, он учуял, что это и есть то знамя, вокруг которого могут и должны собраться люди, противостоящие нынешнему развалу и дикости. Фактически именно это устремление объединяет сейчас самые разные группы — коммунистов и монархистов, баркашовцев и лимоновцев, верящих в Бога и принципиально отвергающих веру как таковую. Все они стоят, по сути, не за прежний режим как таковой. Защитники прежнего режима или перебежали к "демократам", или остались незаметной величиной. Люди же, противостоящие сейчас нынешнему режиму, вышли отнюдь не из ЦК КПСС. Вопрос в другом — а именно в той самой человечности. Да, свобода совести, свобода слова и все такое прочее суть вещи хорошие. Вопрос: СОГЛАСНЫ ЛИ МЫ ПЛАТИТЬ ЗА НИХ ТАКУЮ СТРАШНУЮ ЦЕНУ?
Здесь и начинается расхождение. "Демократы", всячески кричащие о своем "гуманизме", начинают или запутывать вопрос, или истерически вопить о жестокостях, отошедших в прошлое, — вроде пресловутого ГУЛАГа. Один Нуйкин сгоряча признался: да, мы поддерживали местную сепаратистскую элиту, потому что без нее бы нам не свалить Кремль. Другие выворачиваются (при этом невольно вспоминается известное выражение: "оправдываться на суде будешь!"). Но все равно здесь заметен тот же выбор, что знаком нам по народной мудрости, по фольклорным рассказам. Сатана соблазняет героя богатствами. Вот видишь, — говорит он, — несметные богатства. Ты их получишь — и сможешь делать добрые дела. Только переступи через кровь — ну, скажем, зарежь ребенка (помните, у Гоголя?). И иные искушаются. Только богатства оборачиваются глиняными черепками или иной дрянью, потому что сатана издревле лжец и человекоубийца.
На это-то искушение и попались наши "демки". Он им и дал все. Но "все" — по-своему, то есть как человеконенавистник. Богатства? Ну да, вот они, но у немногих. И "немногих" время от времени убивают. Куда им деньги? В могилу? Более того, тот же Запад все внятнее говорит о непризнании их средств настоящими — дескать, не так нажиты. Все те же черепки, столь красочно описанные Гоголем...
Если бы это были только их проблемы — можно было бы этому только порадоваться. Кто бы сетовал сейчас на тот самый 37-й, если бы в его огне погибли только зиновьевы-тухачевские. Но как тогда погибали и невинные, так и сейчас гибнет едва ли не вся страна...
И именно поэтому нужен клич к людям доброй воли: объединяйтесь! Не вокруг идеологии — вокруг ЧЕЛОВЕКА, его ценности, против "демков", которые, сколько бы ни кричали о "гуманности", остаются живодерами, губящими то ли ради своих корыстешек, то ли ради эксперимента нашу страну, наш народ. Объединяйтесь вокруг человечности. Человечность. Адамалла.
Жаль погибшего Адама Дениева. Но как раз во многих религиях часто бывало: смерть человека во много раз усиливает его проповедь. Думаю, так случится и с его словами.
Лев ИГОШЕВ



1.0x