Авторский блог Редакция Завтра 03:00 16 апреля 2001

ХРОНИКА НЕОБЪЯВЛЕННОЙ ВОЙНЫ

ХРОНИКА НЕОБЪЯВЛЕННОЙ ВОЙНЫ (Десятки самолетов США были сбиты в послевоенные годы в боях над Советской территорией)
16(385)
Date: 17-04-2001
Уже начиная с мая 1945 г. самолеты США стали вести воздушную разведку советского Дальнего Востока. Особенно интенсивно подобная деятельность с нарушением границ происходила в районе Камчатки, Чукотки, Берингова пролива и Курильских островов.
Тому были свои основания. Война на Тихом океане между США и Японией вступила в завершающую фазу. Действия американской авиации, которой и раньше принадлежала одна из ведущих ролей на этом ТВД, резко активизировались
Памятуя о союзных отношениях СССР и США в минувшей войне, американцы позволяли себе весьма фривольно пользоваться воздушным пространством в районе ведения боевых действий, часто пролетая над кораблями и военными базами ТОФ. Говоря об этом, не следует забывать, что американские летчики, скорее всего, не задумывались о нюансах большой политики, наивно полагая, что фронтовое братство превыше всего. Но политическому и военному руководству обеих стран уже стали нужны поводы для конфликтов, и долго искать их не пришлось.
Уже 20 мая зенитной артиллерией Тихоокеанского флота в районе Камчатки были обстреляны два В-24 ВВС США. Подобный же инцидент произошел в том же районе 11 июля 1945 г. с американским Р-38. Правда, в обоих случаях огонь велся не на поражение, так что самолеты США не пострадали. А вот в обратной ситуации, к сожалению, получилось иначе: 7 августа 1945 г. два самолета ВВС США в районе остров Камень Гаврюшкин (Камчатка) обстреляли из бортового оружия два советских пограничных катера, убив 8 и ранив 14 человек из их экипажей. Вполне вероятно, что американцы просто приняли наши катера за японские, но, так или иначе, кровавый счет жертв необъявленной войны был открыт именно США.
Первый воздушный бой произошел на том же Дальнем Востоке еще в 1945 г., когда к посадке был принужден один из американских бомбардировщиков. Случилось это в ноябре над территорией Кореи, где в тот период стояли как советские, так и американские войска. В районе города Хамхын (в то время он назывался Ханко) находилась крупная авиабаза ВВС СССР. Над ней, нарушая договоренность о воздушном коридоре, пролетали американские самолеты, направлявшиеся в Манчжурию. В один из дней ноября очередной самолет США, пролетая здесь, был перехвачен четверкой истребителей Р-39 "Аэрокобра", которые стали заводить его на посадку.
Сначала экипаж американского бомбардировщика, а это был В-29, отказывался подчиниться требованиям, но когда один из истребителей обстрелял его и поджег один из двигателей, тот быстро выполнил команду и сел на базе. Никто из экипажа бомбардировщика при обстреле не пострадал, так как огонь велся только по мотору самолета. Американцев интернировали, а машину переправили в Москву на испытания.
В 40-е годы были нарушения советских границ и на северо-западе страны, где со стороны Финляндии и Норвегии в 1947-1948 гг. в воздушное пространство СССР несколько раз залетали самолеты.
Более "спокойной" являлась южная граница. Но и она в 40-е годы нарушалась иностранными самолетами, в основном в районе Азербайджана. В 1947 г. был случай захвата пограничниками экипажа одного из таких визитеров. 27 марта в 85 километрах восточнее города Джульфа со стороны Ирана границу нарушил одномоторный поршневой самолет ВВС этой страны. Пролетев вдоль пограничной реки Араке по советской территории, самолет приземлился в районе города Нахичевань. Прибывший к месту посадки пограничный патруль задержал экипаж.
В этом же году отмечено еще три случая нарушения границы в этом районе американскими и иранскими самолетами.
В дальнейшем нарушения советской воздушной границы и боевые инциденты стали более частыми, а последствия — более трагичными и кровавыми.
В различных публикациях утверждается, что первая кровь в этой войне пролилась 8 апреля 1950 г. над Балтикой, когда самолет-разведчик ВМФ США типа PB4Y Privateer авиаэскадрильи VP-6 с авиабазы Висбаден (ФРГ) нарушил советское воздушное пространство в районе военно-морской базы Либава на Балтике. Поднятая по тревоге четверка Ла-11 из состава 30-го ГИАП под командованием ст. л-та Б. Докина перехватила этот самолет. Так как экипаж "американца" не выполнял требований советских летчиков на посадку, те открыли огонь. Американцы ответили тем же. В ходе перестрелки Privateer был сбит и упал в море. Весь экипаж в составе 10 человек погиб
Есть свидетельства тому, что на границах СССР потери для американцев бывали и раньше. Так, по утверждению одного из летчиков, осенью 1949 г. имел место инцидент над Черным морем, под Одессой, когда самолет-разведчик ВВС США типа В-25, выбросив в районе Кировограда трех парашютистов, пытался вернуться в нейтральные воды, но был перехвачен двумя истребителями ВВС СССР и сбит ими. Весь экипаж подобрал советский пограничный катер.
Возможно, что в конце 40-х годов не раз происходило нечто подобное, но сведения об этом либо утрачены за давностью лет, либо, что более вероятно, скрыты в недрах архивов.
Наиболее полон список воздушных сражений "холодной войны" на советских границах за 50-е годы. Естественно, точная статистика разведполетов самолетов ВВС США ранее нигде не публиковалась, но кое-какие сведения все же изредка попадали в печать. Так, по одним данным, США в течение 10 лет, начиная с апреля 1950 г., сделали 81 попытку проникнуть в воздушное пространство СССР, и что из этих полетов на базу не вернулось 20 самолетов. По данным же авиационного журнала "Flug Revue" (ФРГ), американцы начали свои разведывательные полеты над советской территорией в 1949 г. на специально переоборудованных бомбардировщиках дальнего действия. Эти машины летали с целью засечения радарных установок ПВО СССР. До ноября 1960 г. из полетов не вернулось 17 самолетов.
Сегодня благодаря последним публикациям в отечественной и западной прессе, а также с помощью личных архивов авторов, можно опубликовать наиболее полный список потерь сторон в этой войне за 50-е годы. Такая статистика (без учета боя 8 апреля 1950 г., о котором упоминалось выше) существует в виде детально составленный таблицы (см. электронную версию материала) с указанием дат и мест событий, марок самолетов, результатов их перехвата в советском воздушном пространстве. В ней описано более двадцати таких инцидентов, и можно предположить, что этот список неполон, чему есть косвенные подтверждения. Так, по заявлению одного из западных авиажурналов, в 50-е и 60-е годы при выполнении разведывательных заданий вблизи советских границ не вернулось на базы 4 самолета ВМФ США типа PB4Y Privateer. По нашим же данным, подтверждается лишь один случай (см. табл. 1) сбития советскими летчиками самолета данного типа.
He все нарушения советской границы могли быть пресечены — некоторые прошли безнаказанно. Известно, что за три года, с 1953 г. по 1956 г., гражданскими и военными самолетами (только США) было совершено 113 деяний подобного рода.
При этом абсолютно объективным является тот факт, что почти все столкновения советских и американских ВВС проходили или над территорией СССР, или вблизи нее, и что именно США являлись агрессивной и провоцирующей стороной, вторгаясь в наше воздушное пространство.
…По словам главкома ВВС генерала армии Анатолия Корнукова, с начала года силами ПВО ВВС России было обнаружено и сопровождено свыше 30 тысяч нарушителей воздушных границ России, из них 800 боевых самолетов и 250 разведчиков. Ни по одному из них оружие не применялось…
Печатается с сокращениями по тексту "ГОРЯЧЕЕ НЕБО" Александра КОТЛОБОВСКОГО и Игоря СЕИДОВА. Полный текст материала находится по адресу



1.0x