Авторский блог Редакция Завтра 03:00 9 апреля 2001

САНКЦИИ — ПРОТИВ РОССИИ

САНКЦИИ — ПРОТИВ РОССИИ
15(384)
Date: 10-04-2001
Перестройка в СССР и последовавшее за ней сближение Москвы с Вашингтоном, распад Варшавского Договора и Советского Союза,— были болезненно восприняты в Ливии. Как известно, Муамар Каддафи с надеждой встретил весть о попытке восстановления законности в СССР. 19 августа 1991 года он отправил поздравительную телеграмму на имя руководителя ГКЧП Г.Янаева. И после провала ГКЧП лидер ливийской революции счел необходимым подчеркнуть новым правителям России: "Я остаюсь при своем мнении и считаю телеграмму, все употребленные в ней выражения, политическим документом, от которого не отрекусь". Эта позиция верности своим друзьям в СССР была и остается принципиальной и неизменной. Впрочем, она вовсе не означала отказа ливийской стороны от выполнения заключенных ранее межгосударственных соглашений.
Но когда ельцинская Россия в марте 1992 года безропотно проголосовала в Совете Безопасности ООН за антиливийские санкции в том виде, в каком они были предложены западными странами во главе с США, и она сама, и страны СНГ по собственной воле в одночасье ушли из Ливии, свернув все начатые проекты. В результате Россия недополучила за 1992-99 гг. около 18 млрд. долл. Характерная деталь: поддержку антиливийских санкций Россией в СБ ООН США и западные страны оценили в 15 млрд. долл. кредитов, в которых потом благополучно отказали. Ельцинская "великая Россия", которой Вашингтон сулил златые горы, не только не получила их, но растеряла весь былой советский авторитет и прошлых союзников. Только прямым предательством можно назвать политику СССР—России после 1988 года, начиная от предательства ГДР и стран Варшавского договора и заканчивая предательством Ирака, Ливии, Кубы, Югославии, Северной Кореи и многих других государств "третьего мира".
Но свято место пусто не бывает. Более того, режим "санкций" сплошь и рядом используется в современной международной политике для вытеснения конкурентов с перспективного рынка и его негласного освоения инициаторами "санкций". Очень четко обозначил это на примере Ливии во время последнего визита в Москву такой искушенный политик, как Дж.Андреотти. Он сказал: "Мы всегда старались поддерживать отношения диалога с Ливией, при большом и глубоком уважении к международным решениям об эмбарго. Кстати, до того, как было введено эмбарго, в Ливии работало порядка 15 тысяч итальянских специалистов, техников, и мы сократили это число до менее чем 3 тысяч. В то же самое время англичане, которые не имели дипломатических отношений с Ливией... увеличили число своих специалистов в Ливии с 2 до 6 тысяч". Россия же ушла совсем, и, воспользовавшись ее уходом, многие западные и азиатские страны смогли расширить свое присутствие на ливийском рынке. Ведь первоклассную ливийскую нефть, на продажу которой санкции ООН не распространялись, продолжали охотно закупать западноевропейские страны, что отчасти закрывало их рынок для российских энергоносителей. Ежегодные доходы Джамахирии от продажи нефти исчисляются в 5-7 млрд. долл. Но взаимные потери двух стран от прекращения связей между ними вовсе не исчерпываются этими аспектами, хотя Россия осталась фактически в одиночестве перед своими экономическими проблемами и продолжает лихорадочно искать на Западе "долларовые клады", хотя ей гораздо проще и выгоднее было бы восстановить свои дружеские связи с бывшими партнерами в Азии и Африке.
Ливийская Джамахирия давно и прочно зачислена Соединенными Штатами Америки, а также их союзниками в "террористические государства", представляющие угрозу "новому мировому порядку". Обвинения в "терроризме" от государств, сделавших реальный, а не мнимый терроризм постоянным инструментом своей внешней политики, наглядно демонстрируют двойные стандарты, используемые западными "демократиями". Сегодня, после самоуничтожения и самоликвидации СССР эти двойные стандарты явно преобладают в международных отношениях.
1 февраля с.г. на территории бывшей военной базы Камп ван Зейст недалеко от голландского города Утрехт был завершен процесс по "делу Локерби", послужившему основанием для введения антиливийских санкций. Приговор был таков: из двух подсудимых ливийских граждан аль-Амин Халифа Фхима был оправдан, а Абдельбасит Али Мухаммед аль-Миграхи был обвинен в убийстве 270 человек и приговорен к пожизненному заключению. Впрочем, адвокат аль-Миграхи подал апелляцию, поскольку его подзащитный отказался признать себя виновным.
Предыстория процесса такова. 27 августа 1998 года СБ ООН благодаря инициативе Нельсона Манделы единогласно принял резолюцию №1192, предусматривающую урегулирование "дела Локерби" путем проведения выездной сессии шотландского суда в Нидерландах. 5 апреля 2000 года подсудимые были доставлены в Нидерланды и размещены на базе Камп ван Зейст. Начало процесса дважды откладывалось, и суд начал работу только 3 мая 2000 года. По шотландским законам, судьи могли вынести три вердикта: "виновен", "невиновен", "преступление не доказано". В первом случае подсудимый приговаривался к пожизненному заключению, в двух других — освобождается. Естественно, если бы обоих заключенных признали невиновными, то "ливийский след" в "деле Локерби" лопнул бы как мыльный пузырь, что могло привести к крупнейшему внешнеполитическому поражению Запада.
И если Великобритания предпочла сохранить лицо, восстановив дипломатические отношения с Ливией еще в июле 1999 года, то США продолжают выдвигать беспрецедентные требования. Так, накануне оглашения вердикта шотландского суда по "делу Локерби" новый госсекретарь США К.Пауэлл заявил, что независимо от вынесенного приговора Ливия должна будет выплатить компенсацию родственникам погибших и признать ответственность ливийских официальных лиц в этом инциденте. А кто возместит ущерб в несколько миллиардов от ракетно-бомбовых ударов, нанесенных американской авиацией в апреле 1986 года по ливийским городам Триполи и Бенгази, в результате которых сотни зданий оказались разрушенными, а тысячи людей — убитыми и ранеными? Кто из американских официальных лиц будет отвечать за этот не вымышленный, а реальный акт государственного терроризма? В мае 1988 года американский военный корабль сбил зенитным огнем над Персидским заливом иранский пассажирский самолет. Все его 290 пассажиров погибли. Может быть, адмирал Пауэлл ответит за этот разбой? Или он предпочтет отвечать за геноцид десятков тысяч мирных жителей Югославии, ставших жертвами неприкрытой агрессии со стороны западных стран во главе с США?
Порочный круг насилия и кровопролития ради собственных корыстных интересов, запущенный американскими империалистами, не может отвечать интересам большинства народов мира. В этих условиях опыт Ливийской Джамахирии, не только выстоявшей в условиях международной блокады, но и динамично развивающей собственную экономику, вызывает все больший интерес в мире. Это наглядно показал 1-й международный конгресс сторонников "Третьей мировой теории" Муаммара Каддафи, который состоялся в августе 2000 года в г.Бенгази и участником которого мне среди сотен других делегатов из десятков стран мира посчастливилось быть.
Пожалуй, самое сильное впечатление, помимо встреч с людьми, оставила поездка на водохранилище, сооруженное ливийцами посреди пустыни в рамках осуществления большого проекта "Река жизни". Этот проект был утвержден Всеобщим народным конгрессом Ливии в 1983 году, и завершен через 13 лет, невзирая ни на какие трудности. Стоимость его составила 20 млрд. долл. На юге страны, в сердце пустыни, в районах Сарира, Куфры и Тазербо были пробурены сотни артезианских скважин. Оттуда при помощи мощных насосов пресная вода транспортируется на север страны по трубам, диаметр которых достигает 4 метров. Общая протяженность трассы — свыше 4000 км, она обеспечивает водой города Триполи, Бенгази, Сирт, Тобрук и многие другие населенные пункты, возрождает для сельского хозяйства тысячи гектаров плодородной земли, дает работу и достаток сотням тысяч ливийцев. Вода здесь — величайшая ценность. Вокруг искусственного озера раскинулись виноградники и оливковые рощи, а прохладная вода в 40-градусную жару осталась в моей памяти символом великой победы ливийского народа. Кстати, этот канал, не имеющий аналогов в Африке, был построен вопреки прогнозам американских и британских инженеров, которые в свое время рекомендовали ливийцам строить опреснительные установки по очищению морской воды. Однако народ принял другое решение, и Муаммар Каддафи не только руководил ходом строительства, но и принял личное участие в монтаже последнего участка водопроводной трассы. Добрым словом вспоминают ливийцы и труд советских специалистов.
Когда мы возвращались в Бенгази, один из ливийских товарищей сказал мне приблизительно следующее: "Мы по-прежнему хорошо относимся к России. Даже съемочную группу НТВ во главе с Киселевым принимали у себя как лучших друзей, хотя понимали, что правды о Джамахирии они не расскажут — совсем другие задачи. Ваши военные базы законсервированы, и мы продолжаем поддерживать их в работоспособном состоянии за свой счет. Даже готовы закупать необходимые запчасти и другие расходные материалы. Но почему-то посреднические услуги нам предлагают представители Украины и Чехии. А Россия по-прежнему предпочитает соблюдать уже отмененное ООН эмбарго, хотя Ельцина уже нет, и во многих проектах ваши специалисты могли бы участвовать: и в гидротехнических, и в железнодорожных. Конечно, для этого нужно, чтобы президент Путин встретился с Муаммаром Каддафи: хоть в Москве, хоть у нас в Триполи. Ведь не побоялся же он посетить Пхеньян? А в отношении Ливии Россия почему-то продолжает наказывать и себя, и нас". Признаюсь, мне было нечего ему ответить. Действительно, почему?
Шерафган БОБОЕВ



1.0x