Авторский блог Редакция Завтра 03:00 19 марта 2001

ДВЕ ГОЛОВЫ ЗМЕЯ

ДВЕ ГОЛОВЫ ЗМЕЯ
12(381)
Date: 20-03-2001
Любая проблема имеет две противоположные стороны, которые и определяют ее форму и содержание. В проблеме употребления водки одну из сторон мы осветили, рассказав о том, кто и как пьет.
Кто и как производит нашу русскую водку? В производстве, как и в потреблении водки в России, также мало порядка и соблюдения российских интересов. Говоря о производителях водки в нашей стране, их стоит разделить на две неравные, противоположные друг другу части.
Часть водки производится на крупных предприятиях. Это большие ликеро-водочные заводы, комбинаты пищепрома, оставшиеся от советского времени и построенные в последние годы. Определенные круги, разными путями захватившие эти предприятия под свой контроль и ставшие там полнокровными хозяевами, сегодня стали так называемыми "официальными производителями". Это люди с самым разным прошлым, многие из них в свое время были довольно тесно связаны с криминальными кругами. Сегодня они, обеспечив себе достаточный, по их меркам, социальный статус и материальный достаток, что называется, отошли от криминала. Масштабы легального бизнеса неизмеримо превышают их прошлые бандитские доходы. Сегодня они настоящие хозяйственники, целиком окунувшиеся в производство. Мечтают стать респектабельными русскими промышленниками. Они производят лицензированную, качественную водку, уплачивая государству налоги.
Другая, намного более обширная сеть производителей водки представлена мелкими дельцами. Эти, находясь полностью под контролем криминала, не имеющие крупных производственных мощностей, не настроены на серьезное производство. Для них важней всего моментальный навар любым путем. Современный русский рынок водки — настоящее поле баталий между двумя этими группами. И пока при помощи криминально-чиновничьего аппарата мелкие дельцы берут верх, лихо тесня крупных производителей.
Конечно, главной жизненной силой этих водочных войн на рынке являются деньги, прибыль и связи. Себестоимость водки составляет 6 — 8 рублей за бутылку. Так выгладит производство водки во всем мире. Но, к примеру, в скандинавских странах государство снимает с продажи каждой бутылки по 9 долларов в свою казну. Прибавляются торговые наценки и водка выкладывается на прилавок по такой цене, что она уже не может быть простым пойлом, как у нас. Там водка — напиток только для праздников, ее не пьют литрами, потому что дорого. В итоге потребитель получает классную водку, не спивается, а государство круто пополняет казну. Из этих денег государство спонсирует оздоровительные программы, культуру, спорт, наращивает промышленность. Так обстоят дела во всех развитых странах, но не в России.
Россия снимает с одной бутылки водки в казну полдоллара — 16 рублей, стоимость марки, наклеенной на пробку и горлышко. Тогда отпускная цена за поллитровую бутылку с завода получается чуть больше 30 рублей, со всеми налогами, зарплатой рабочих, расходами на сырье и производство и мизерными вложениями на развитие. На прилавок такая водка приходит по цене 50 -60 рублей, если не накрутили на рекламе или посредничестве до совсем наглых цен, вроде 100 рублей и выше.
Понятное дело, респектабельные производители хотели бы поднять цену на водку. С одной стороны, это небескорыстно, с другой — здесь забота о здоровье народа и государстве. Высокая цена на водку могла бы прекратить описанное выше смертельно опасное для народа пьянство, пополнить казну и помочь производителям улучшить качество и дизайн своей продукции.
Но, к сожалению, эти "респектабельные" почти ничего не решают в России ни на рынке, ни в госполитике. Две трети водки производится мелкими полукриминальными дельцами, которые вообще не платят налогов государству, отстегивая только коррумпированным чиновникам и бандитам.
К сожалению, чиновничество России, славное продажностью, продается и здесь. Большинство производителей водки на полном серьезе обвиняют чиновников в том, что те продают государственные марки нелегалам чуть ли не по рублю. В итоге недобросовестный водочный делец может выкинуть на рынок водку по цене намного меньшей. Не платя налоги, покупая "левую" марку, нелегал может продать оптовикам водку и по 20 рублей за пол-литра. Само собой, оптовики скупают в первую очередь водку нелегалов, только потом ту, что выпущена официальным образом. Накрутив черовонец-полтора, торговля поставит "левую" водку на прилавок намного дешевле, чем ту, что прошла все государственные официальные наценки. В производстве водки не так много тонкостей. Поэтому по качеству дешевая "водяра" редко отличается от официальной водки. Поэтому всякий студент, рабочий или крестьянин скажет, что лучше купит за 30 или 40 рублей водки, чем на те же деньги пива. Градус несовместим. Пиво, считающееся в мире вечерним релаксирующим напитком, оказывается слишком дорогим. Три пива стоят, как бутылка водки. Значит, "левая" водка вне конкуренции. Официальные производители водки на грани разорения
Государство пытается бороться с производством "левой" водки, но механизм госмашины неповоротлив. МВД нужно 3-4 месяца, чтобы вычислить нелегала. За это время его и след "простыл". Чаще всего нелегалами крутится одна и та же схема. За 7 -10 "штук баксов" покупают у чиновника лицензию на производство, 10 -20 "штук" уходит на все виды разрешений, чтобы быстро открыть завод. Еще 150 тысяч долларов на создание самого завода и плохонькое оборудование. Потом покупают у купленного чиновника 5 миллионов госмарок по рублю — вот и все траты. Такой завод-времянка "отбивает" все затраты за полтора месяца. Через полтора-два месяца, продав пять миллионов бутылок, заводик ликвидируется, хозяева с миллионом долларов чистогана уходят, чтобы по той же схеме открыть новый завод. Люди спиваются, государство разводит руками. Деньги уходят из страны. Серьезные производители разоряются. Обычный крупный завод или комбинат только по фондам стоит не меньше 35 миллионов долларов. Плюс все налоги и марки по настоящей цене. На таких условиях конкурировать с "кочевой" ордой нелегалов для "оседлых" производителей невозможно. В итоге государство на торговле водкой теряет до 6 млрд долларов в год, теряет здоровье населения и нормального производителя водки. При этом в погоне за лишним рублем нелегалы часто снижают себестоимость водки за счет ее качества — все равно ведь никто не контролирует. Только в 2000 году от некачественной водки отравилось насмерть на 7 тысяч человек больше, чем в 1999-м.
Как ни странно, в неравную борьбу водочных баронов государство чаще всего вмешивается именно на стороне нелегалов, откровенно государство грабящих. Дорога в этот ад вымощена благими намерениями: госслужбы стремятся контролировать производителей водки. Контролировать "нелегалов" сложно — они, как мыши в темном погребе. Все службы предпочитают легкий путь. Не гоняться по всей стране за "нелегалами", а наваливаться с проверками на те заводы и комбинаты, которые под рукой. То есть на "официальных производителей", которые все равно никуда не спрячут свои заводы-гиганты. В итоге на законопослушных обрушивается еще и целый вал проверок. В России такие предприятия проверяет почти полсотни ведомств. МВД, пожарники, СЭС, налоговики и еще много разных чиновничьих орд. Чаще всего каждый сшибает деньги, что увеличивает цену водки, а значит, еще сильнее топит ее производителя на рынке. Ну нельзя конкурировать в таких условиях с никак не контролируемыми "нелегалами". А госчиновники все придумывают новые "подставы" для крупных производителей. Так, якобы для защиты качества водки придумали где-то наверху штрих-коды, чтобы клеить их на бутылки. Штрих-код не повреждается при вскрытии бутылки, как марка, — он наклеен на корпус тары. Смысл этого штрих-кода непонятен, если не подумать о легализирующихся при этом подпольщиках. В использованные бутылки со штрих-кодом и фирменной этикеткой заливают "паленую" водку и продают, как настоящую. Тогда легальный производитель платит за подпольщика не только деньгами за штрих-код, но и авторитетом. Поди докажи потом, что люди траванулись не твоей продукцией, а пойлом, налитым в твою бутылку со штрих-кодом и наклеенной рублевой маркой.
По сути, сегодня с паленой водкой конкурирует не настоящая водка, а только пиво. В этих условиях весьма недвусмысленно говорит о том, чью сторону занимают чиновники, недавнее заявление Минздрава. "Для борьбы с пьянством" Минздрав предлагает поднять цены на пиво! Ясно, что "левая" водка займет тогда и пивной рынок, заставив большинство населения страны полностью перейти на подпольную водку, предпочитая ее всем другим спиртным напиткам. Разорятся не только водочные официальные производители, но и национальные пивовары, едва поднявшие голову. Трудно сказать сразу, кто заказчик такого хода Минздрава. Водочные теневики, стремящиеся к монополии на алкогольном рынке, или иностранные пивоваренные фирмы, стремящиеся разорить русских конкурентов и заставить россиян покупать западное пиво втридорога. Понятна только антигосударственная суть таких предложений уважаемого министерства.
В последние месяцы официальных производителей русской водки не раз правительство собирало на совещания. Идеи производителей, предложенные правительству, были сформулированы сразу, но пока что ничего не говорит о том, чтобы государство прислушалось к простым словам промышленников. Главное, о чем просят они, — привести водочный рынок России в соответствие с мировыми нормами. Водка не должна стоить, как "три пива", — это путь к дальнейшему экономическому и демографическому краху. Реальная цена для поллитровой бутылки водки в России не должна быть меньше 3-4 долларов (около 100 рублей). Из этой суммы не меньше 70 процентов должно уходить в госказну, а остальное на улучшение продукта. Надо, чтобы серьезные фирмы-производители водки думали о том, как улучшить состав водки и дизайн бутылки, а не о том, как отмазаться от проверок и обойти отвязных конкурентов. Водке надо вернуть почет, ее надо продавать дорого в хорошем качестве и упаковке, как виски, Джин и всякий другой крепкий напиток у других народов. Всякий народ гордится своим национальным крепким напитком. Россия должна поставить Русскую Водку в ряд уважаемых напитков, как это было совсем не так давно. Роль повседневного спиртного напитка должно играть пиво. Также важно установить жесткий контроль за производством всего спирта в стране.
Выгодно от этого будет и народу, и официальным производителям водки, и государству, которое будет получать с этого деньги для страны (в том числе и на здравоохранение), и пивоваренным компаниям. Невыгодно будет только нелегалам, наживающимся на русском пьянстве, и казнокрадам, что с ними в сговоре.



1.0x