Авторский блог Денис Тукмаков 03:00 19 марта 2001

ГРАНИЦА КРАСНОЗНАМЕННАЯ, САХАЛИНСКАЯ

Author: Владислав Шурыгин, Денис Тукмаков
ГРАНИЦА КРАСНОЗНАМЕННАЯ, САХАЛИНСКАЯ (Окончание. Начало в №№ 6-8)
12(381)
Date: 20-03-2001
- К японцам рвется, гад! Еще час и уйдет!
Легкая рыболовная шхуна без опознавательных знаков на максимальной скорости уходила в сторону восходящего над морем солнца.
Далеко за корму заваливался и опадал пенистый бурун - признак максимального хода. Шхуна буквально перепрыгивала с волны на волну, нетерпеливо подминая их под форштевень, разрезая и отбрасывая прочь. Пустой флагшток, номер на борту - типичный браконьер. Но доказать это можно только задержав шхуну, поднявшись на борт и осмотрев ее морозильники. Оформив находящегося там краба как браконьерски добытого в российской экономической зоне. Тогда к штурвалу шхуны станет русский офицер и поведет ее к "штрафному" причалу, где браконьерами займется уже прокуратура. Только так. Иначе, оторвавшись от пограничников и, скрывшись в японских территориальных водах, этот браконьер через пару дней опять забросит свои ловушки в наших водах. Так что терять ему нечего…
- Полный ход!
И тот час, послушные командирской воле, в стальном чреве сторожевика взревели турбины. Палуба под ногами пошла мелкой дрожью. Корабль как породистый скакун, почуявший шпоры, вздыбился, осел кормой в воду, врезаясь винтами в тяжелые ледяные сине-зеленые пласты, и рванул вперед.
Сейчас главное отрезать браконьера от Японии. Сбить его курс, заставить уйти в стороны, заметаться.
- Пилот докладывает, что нас наблюдает!
Отлично! С самолетом дело лучше пойдет. От двух он уже никуда не денется.
- Передайте пилоту пусть по курсу шхуны отработает "нурсами".
Легкая крестообразная тень скользнула по волнам, и из небесной синевы к корпусу удирающего нарушителя потянулись белесые росчерки ракет. Они вздыбили море прямо перед форштевнем шхуны, и капитан инстинктивно переложил руль, уворачиваясь от удара.
Расстояние между шхуной и пограничным сторожевиком неумолимо сокращалось. Уже стало можно рассмотреть отчаянно жестикулирущего не то штурмана, не то капитана за стеклом рубки.
- Передай, что мы требуем немедленно остановиться. Если он не подчиниться приказу - будем стрелять.
Но до японских вод всего несколько миль. Капитан шхуны игнорировал и этот приказ…
- …Огонь!
Сухой треск скорострельной автоматической пушки на мгновение заглушил все остальные звуки. Двухметровый сноп огня, сорвавшийся с обреза ствола, унесся к нарушителю роем раскаленных свинцовых игл. И через долю секунды форштевень шхуны утонул в облаке разрывов. Ювелирная работа! Форштевень самая "безлюдная" часть корабля. А еще через мгновение бурун за кормой нарушителя резко опал и по флагштоку вверх заскользил, плеснув на ветру алым кругом, флаг страны восходящего солнца.
- Вот так бы сразу! Досмотровую партию - на катер! Штурман делай привязку, и по точнее. Завтра наверняка начнут с того, что мы его в собственных водах обстреляли…
…17 сентября 2000 г. Краснознаменная Сахалинская бригада сторожевых кораблей, расположенная на мысу Астафьева в Находке отметила свой 62-й день рождения. Только с начала этого года бригады задержали 75 судов - нарушителей государственной границы и исключительной экономической зоны России, в том числе 15 иностранных. Свое название бригада получила за массовый героизм ее моряков, проявленный при освобождении острова Сахалин от японской армии.
Граница это, прежде всего, люди. В течении десятилетий советские пограничники по праву считались самыми лучшими в мире. Во всех туристских справочниках была отдельная пометка о том, что советским пограничникам бессмысленно предлагать взятки или какими другими средствами пытаться "особенно их к себе располагать". Пограничники были действительно СТРАЖАМИ советской границы, а рубежи СССР по праву считались самыми неприступными и надежными.
А в самих погранвойсках на особом счету были моряки. В любую погоду, в любое время года они несли свою боевую вахту. Сюда набирали лучших. И даже сегодня, на фоне общего кризиса военного строительства, буксующей в кювете военной реформы моряки пограничники удивляют своей выучкой и какой-то особой преданностью своим войскам. Не случайно именно сюда перешли многие флотские офицеры, кого по сокращению отправили в запас, но кто не хотел расставаться с морем, со службой.
Так начальником штаба бригады служит капитан первого ранга Александр Панкратов. После окончания училища он служил на противолодочном корабле "Червона Украина", командовал эсминцем "Бурный". Ходил в Индию, Анголу, Вьетнам, Египет. Дважды проходил Суэц. Но с наступлением эпохи "демократии" оказался не у дел. В 1994 году был уволен в запас. Успел послужить в милиции, в охране, поработать в колбасном цеху и даже кочегаром в поселке. Но все это время море не отпускало, звало. И как только, вдруг, возникла возможность вернуться на службу, но уже в пограничники, он не долго думал. Начинать, правда, пришлось с ПСКР - небольшого сторожевика с командой в сорок человек, базировавшегося на острове Шикотан. Но уже вскоре опыт и мастерство сделали Панкратова "зээнша по бою", а затем и открыли дорогу в академию. Оттуда он и пришел с Сахалинскую бригаду.
* * *
Пограничный сторожевой корабль "Коршун" осмотрел СРТМ "Завитинск" (порт приписки Владивосток, рыбоколхоз "Огни"). За нарушение правил промысла - неподачу среднесуточных донесений, неведение промыслового журнала - наложен штраф 100 МРОТ - минимальных размеров оплаты труда (8 тысяч 349 руб.) Кроме того, за нарушение пограничного режима - нахождение в территориальном море РФ после оформления за границу - на судно наложен штраф в размере 30 МРОТ (2 тысячи 204 руб.).
Этот же сторожевик за подобные нарушения на 130 МРОТ оштрафовал СРТМ "Сихотэ-Алинь" (порт приписки Владивосток, ООО "Гамма").

ВПЕРЕДИ - ДЕВЯТЫЙ ВАЛ!
Одна из проблем, вставших сегодня перед пограничниками, это несоответствие технических возможностей поставленным задачам. Еще совсем недавно основной задачей пограничников была защита рубежей страны от нарушителей и контрабандистов, пресечение шпионской деятельности иностранных государств в наших территориальных водах. Под это создавалась и совершенствовалась структура морских частей погранвойск, под это разрабатывались и строились корабли, создавалась техника. Основными требованиями к пограничным кораблям были - быстроходность, хорошее вооружение и направленность его радиоэлектронных средств на обнаружение и сопровождение малоразмерных, скоростных целей. Патрулирование, обнаружение, преследование, задержание - вот четыре главных задачи моряков пограничников в советское время. Но совсем недавно им добавилась еще одна - охрана морских биологических ресурсов. И это в корне изменило службу моряков.
Если раньше пограничные сторожевики патрулировали границу по заданным маршрутам, или выставлялись на наиболее "прорывоопасных" направлениях вдоль границы, то теперь районом их действий стала вся шестисоткилометровая экономическая зона. Из прибрежных, каботажных сторожевиков "погранцы" в один день превратились в морские и океанские корабли. Но это произошло только на бумаге. В реальной жизни все оказалось куда сложнее. Главной проблемой сегодня является малая автономность плавания кораблей и неэкономичность силовых установок.
Сегодня автономность большинства "пограничников" по топливу составляет 7 - 10 дней. В реальности это лишь 4 - 5 дней работы в районе лова. А, учитывая его огромные размеры, и имеющееся в наличии количество кораблей получается, что "пограничник" в одном месте может появиться лишь один раз за месяц - полтора. Надо ли объяснять, что браконьеры и нарушители лова готовы совершенно спокойно уйти на недельку из района лова при угрозе появления пограничного сторожевика, что бы потом за месяц "отбить" с лихвой все потери.
Сегодня дальневосточным пограничникам нужны не столько скоростные "гончаки" - для погони за тихоходными траулерами и краболовами хватает и половины мощности турбин, сколько экономичные, с хорошей автономностью - месяц - полтора сторожевики. Ведь даже простое присутствие "пограничника" в районе лова заставляет браконьеров и контрабандистов сворачивать лов.
Увы, но сегодня таких кораблей у отряда нет. Как нет их на заводских стапелях.
Вообще, будущее пограничного флота более чем тревожное. Корабли стремительно старятся, их приходится выводить из боевого состава, ставить в ремонт, на который денег не выделяется. И потому, отстояв лет 5 -7 у стенки ремзавода корабли окончательно дряхлеют и передаются на разделку.
Сегодня в бригаде в строю 12 вымпелов. По числу кораблей Сахалинская бригада самая большая в ФПС, но уже к следующему году их останется всего 9. Три корабля будут выведены из боевого состава. Кто-то сразу пойдет, как говорят моряки "на иголки". А кого-то продадут китайцам, которые, не имея собственного развитого военного судостроения готовы покупать любые российские боевые корабли, что бы отремонтировав их и оснастив новейшим оборудованием выпустить в море под своим флагом.
А наши "погранцы" ждет в лучшем случае доковый ремонт, что продлит срок их эксплуатации еще на год - другой. На "капиталку", которая прибавляет судам лет 8 - 10, денег нет. Но при всех натяжках и ремонтном энтузиазме экипажей к 2005 году в море выходить пограничники смогут разве что на ялах или катерах. Ни одного нового корабля сегодня не строится, а ведь на строительство даже среднего сторожевика уходит год - полтора.
А ведь бригада прикрывает огромный район от реки Светлой до Советской Гавани - практически половину Японского моря. Более 4 тысяч квадратных километров, где находятся ценнейшие районы лова.
* * *
Пограничный сторожевой корабль "Приморье" 3 апреля в районе Южных Курил осмотрел РС "Кропотливый" (порт приписки Невельск, ООО "Орион"). За неведение промыслового журнала, отсутствие маркировки судна наложен штраф 50 МРОТ (4 тысячи 174 руб.).
* * *
Вообще, сегодняшняя система штрафов показала свою полную неэффективность. - говорят пограничники. - Ну что такое для краболова штраф в десять тысяч рублей, когда он за день берет краба на пять шесть тысяч долларов? Они даже с удовольствием эти штрафы платят. А зачем им лишние проблемы? Главное, что бы мы побыстрее отстали, ушли. И сразу после ухода "пограничника" вновь берутся за лов.
Сегодня есть десятки схем увода краба и прочей ценной рыбопродукции из России. Самая простая, лов без соответствующего оформления документов. Скажем, есть лицензия на отлов пяти тон краба, их добывают, но документы на них не оформляются. С этим грузом судно идет в Японию или Корею, за считанные часы сдает краба за наличные и вновь возвращается в район лова. И таких рейсов может быть не один и не два. Контроля-то нет. И лишь перед возвращением на базу чин по чину оформляются документы на очередные добытые пять тон…
Другой способ - замена капитана в море. К примеру, задерживаем нарушителя лова, накладываем штраф. За повторное нарушение мы можем лишить капитана лицензии, что, конечно, очень суровая для рыбаков мера. Так прямо в море происходит смена капитана, на одного из его помошников, который имеет капитанский патент. И все. Теперь при повторном задержании мы опять можем только наложить штраф. А смена капитана происходит на основании обычной радиограммы с базы.
А еще меняют документы, подделывают их, выходят в море с несколькими комплектами…
Если говорить честно, то японцы, корейцы и все прочие иностранцы это максимум - четверть процентов хищений краба и другой валютоемкой продукции. А семьдесят процентов - это наши родные, так сказать, отечественные контрабандисты.
Конечно, их поощряют иностранцы. В любом порту Японии, Кореи наших контрабандистов принимают с распростертыми объятиями. И без всяких оформлений и проволочек скупают продукцию за "наличку", тут же их заправляют и вперед - до очередного захода. Конечно, цены при такой продаже в полтора, два раза ниже установленных. Но и они в пять раз выше, чем закупочные российские.
Сегодня мы совместными усилиями пограничников, администрации края, рыбохраны и УЭПа пытаемся положить этому конец. Для начала в этом сезоне были введены так называемые "контрольные точки". Точки, через которые обязаны проходить возвращающиеся с лова суда. На наших кораблях в море стали выходить совместные бригады специалистов морской инспекции, таможни и УЭПа. Но особые наши надежды на, создающуюся сегодня, систему компьютерного мониторинга. Суть ее в совмещении информации различных служб ведущих наблюдение за морем. В компьютеры пограничников теперь будет ежесуточно поступать информация от рыбодобывающих предприятий о местонахождении их судов в море. Одновременно такие же данные будут поступать от РЛС расположенных на Камчатке. Даже первое совмещение этих данных позволит легко выявлять откровенных браконьеров, а в последствии и четко определять кто, сколько, в каком районе ловил и куда взял курс.
* * *
В ночь с 9 на 10 апреля патрульный катер "Дозорный" сил морской охраны Тихоокеанского регионального управления ФПС России в заливе Анива (Сахалин) задержал два российских судна, занимавшихся браконьерским промыслом краба. На борту РС "Базовый" (порт приписки Невельск, рыбоколхоз "Дружба", пос. Поронайск) пограничники обнаружили 2 тысячи 482 штуки краба волосатого. При осмотре РС "Аянка" (порт приписки Корсаков, АОЗТ "Альбатрос") было обнаружено 2 тысячи 631 особь волосатого краба. Оба судна разрешения на вылов не имели. Для разбирательства сейнеры направлены в порт Невельск.
* * *
Конечно, если говорить о цифрах, то успехи пограничников на лицо. Только по штрафам за прошлый год взыскано три миллиона рублей и восемь тысяч долларов. Предотвращен ущерб на два миллиарда рублей. Изъято восемь с половиной тон краба. Досмотрено триста двадцать пять российских судов и тридцать иностранных. Пять иностранцев привлечено к уголовной ответственности. Кораблями отряда за год пройдено двадцать три тысячи миль.
Казалось бы, можно почивать на лаврах. Цифры внушительные. Но если говорить честно, то нас они совсем не успокаивают. Почему? Да потому, что это всего лишь полтора - два процента!!!! от объема реальных хищений и контрабанды.
ВОЗВРАЩЕНИЕ "ОРЛА"
Они поднимались на борт в форме. Правда, на одних была сегодняшняя российская, еще не успевшая толком вылежаться в рундуках или чемоданах. Другие поднимались на борт еще в той, советской форме. Но пришли все. Когда-то давно, в семидесятые годы я помню показывали фильм о том, как в годы революции моряки, что бы не дать интервентам угнать корабль "Орел", затопили его, предварительно покрыв смазкой все механизмы. Фильм был, конечно, наивным и пафосным. Но мальчишками мы засматривались им, восхищаясь мужеством моряков, не сдавших корабль врагу и водолазов ЭПРОНа этот корабль поднимавших. Помню и последние кадры - белоснежный красавец лайнер "Орел", режущий воды черного моря.
Знать бы мне тогда, что воотчую придется увидеть возвращение "Орла" флоту. К счастью, большой сторожевик "Орел" не пришлось затапливать, что бы он не достался врагу. До этого дело еще не дошло. Но почти семь лет он простоял у причальной стенки ремзавода в ожидании ремонта. И, фактически, судьба его уже была решена - разделка на металл или продажа в Китай. Но пограничники решили иначе. Объединенными усилиями моряков, администрации края и дирекции завода взялись за ремонт. И смогли его закончить. Настало время перевода корабля из завода в родную базу. Вот здесь и выяснилось, что за эти семь лет просто не осталось офицеров способных им управлять. Не было больше в бригаде кораблей такого типа. Как не было и обученной команды для него. Шутка ли управлять почти стометровым гигантом! И тогда решили обратиться к тем, кто когда-то служил на нем и помнил особенности его управления.
К штурвалу "Орла" встал "каперанг" Бочкарев, бывший старпом, а ныне зам начальника управления морских биоресурсов. Что бы занять командирское кресло Бочкарев прилетел из Москвы…
Старшим помошником рядом с ним встал "каперанг" Крапчатов нынешний командир бригады. Свое заведование принял капитан первого ранга в запасе Голубев, который только - только оправился после инсульта.
Оставил свой бизнес и "кап три" Лазарев принявший Б/Ч-3. Вместо трехсот человек по штату на борту "Орла" не насчитывалось и сорока. Но ровно в назначенное время винты "Орла" вспенили воду и корабль медленно отвалил от причальной стенки. Они вышли в море! И все сто миль перехода до мыса Астафьева "Орел" шел как по нитке. И, несмотря на разгулявшуюся волну, мастерски причалил к пирсу.
…Они долго не покидали "Орел". Он как соскучившийся ребенок не отпускал их, держал. Долго сидели в кают-компании, отмечали удачный переход.
Уже и чай давно остыл, и ранние зимние сумерки накатывались на бухту. А они все не уходили. Ибо каждому из них в эти минуты открылось главное - нет ничего выше и прекраснее, чем стоять на палубе родного корабля и ощущать себя частью его экипажа.
ВАРЯГИ С ВОСТОКА
О том, что такое китайская угроза и в чем она выражается, в России спорят уже несколько десятков лет. Как правило, все эти споры носят гипотетический характер.
Те, кто считает, что Китай опасен для России, прикидывают на картах, до каких русских городов - сибирских или европейских? - дойдут китайские войска в случае войны, оставят ли они нам хоть сколько-то нефти и газа, и хватит ли России всего ее ядерного запаса для нейтрализации супостата, который "мелкими группами по миллиону человек" будет просачиваться на нашу территорию. Попутно пессимисты подсчитывают, за сколько примерно недель способен Китай уже сегодня обвалить мировую финансовую систему, и вместе с ней и рубль, если он того пожелает.
Те же, кто не видит в стремительном развитии Китая никакой угрозы, любят аппелировать к пятитысячелетней истории великого соседа, который за этот срок так и не вышел за отведенные ему естественные географические пределы, а также приводить исторические примеры, когда сам Китай неоднократно оказывался завоеван малыми этносами. Более того, друзья восточного брата уверены, что "миф о китайской угрозе" намеренно разжигается засевшими в российском руководстве атлантистами, которые хотят видеть Россию бредущей исключительно в колее западного цивилизационного развития.
К факту проникновения китайского населения в приграничные российские области и те, и другие относятся достаточно сдержанно, причем каждый из них видит в этом подтверждение своей точки зрения: первые считают это предвестием грядущей экспансии "желтого миллиарда" в Сибирь и на Дальний Восток, а вторые - примером взаимопроникновения культур и мирного сосуществования разных народов на одной земле.
Попытаемся отделить зерна от плевел. Мы расскажем, как ведут себя китайцы на нашей земле - а уж вы сами решайте, к какой группе спорщиков присоединиться.
А ведут они себя приблизительно так, как действуют покорители космических просторов в фантастических боевиках Голливуда. Проникая на очередную богатую, но, к сожалению, не пригодную для их жизни планету, они проводят разведку местности, выявляя чем можно поживиться, возводят неприступные базы, куда нет доступа ни местным примитивным существам, ни даже чуждому воздуху, просачиваются во все сферы, откуда только можно выкачать живительные соки, и качают, качают, качают из новой колонии к себе в метрополию полезные ископаемые, фауну и флору, и даже отдельные экземпляры существ, оставляя аборигенам лишь "мусор цивилизации".
Китайцы сегодня - это пришельцы, русские - аборигены. Мы не знаем точно, сколько китайцев нелегально живет на нашей территории, не знаем, как эффективно противостоять их ползучему наступлению и не можем предугадывать их последующие шаги. В России нет централизованной базы данных иностранных фирм, работающих на нашей земле. Никто не контролирует их работу. На сегодня не представляется возможным выявить точную систему движения китайских финансов, схемы проникновения китайцев в Россию, структуру их преступных группировок, осевших на нашей территории. Наши законы просто не способны контролировать движение денег и богатств, людей, наркотиков и оружия. Хуже всего, что в условиях катастрофической нищеты, безработицы и отсутствия стимулов к жизни самые грязные и незаконные дела творят вовсе не китайцы, а именно россияне - первые лишь стригут купоны, расплачиваясь с аборигенами грошами. Таможня и чиновники покупаются, пограничники и милиция издыхают от нехватки средств, и даже русские бандиты, лишенные чувства патриотизма, предпочитают налаживать контакты с китайской мафией нежели защищать от них "свои угодья". В приграничных с Китаем русских районах вновь, как и тысячу с лишним лет назад слышится срамное и забытое: "Земли и богатства у нас много, да порядка нет. Приходите, царствуйте!" И китайские варяги приходят.
Согласно официальной статистике, в одном только Приморье ежегодно оседают 3-4 тысячи китайцев. На сегодня официальное разрешение на заработки в России имеют 9 тысяч подданных Поднебесной. Но на самом деле цифра китайцев, проворачивающих тут свои дела, куда больше: по разным данным, в Приморье постоянно находится от 30 до 50 тысяч энергичных, хватких, жадных до наживы соседей. Пик их переселенческой активности приходился на начало 90-х, когда в результате ничем не обоснованной отмены визового режима сотни тысяч людей метались туда-сюда через прозрачную границу. С возвращением виз в 1993 году китайская активность несколько поубавилась. Но даже сегодня из-за прорех в российском законодательстве любой китаец может легально получить туристическую визу, въехать по ней в Россию и остаться у нас жить, пока его не отыщут. Максимум, что ему грозит - насильственная депортация в Китай, где к провинившемуся никогда не будут применять каких бы то ни было санкций. И уже на следующий день этот китаец опять будет стремиться в Россию. Его стремление вполне понятно: в приграничной с Приморьем провинции Цзилинь проживает 26 миллионов человек (против 2,5 млн наших приморцев), и в ней царит безработица и нищета. Поэтому он будет изо всех сил рваться на непаханые российские просторы, где в качестве дешевой рабочей силы, при молчаливом одобрении мудрого китайского правительства, он согласится на любую работу, лишь бы платили. Впрочем, становиться гастарбайтерами согласны далеко не все китайцы, едущие к нам. Большинство из них предпочитают не марать руки грязной работой, а нанимать на нее русских.
Чем же промышляют китайские "бизнесмены"? Прежде всего, это торговля. Дальний Восток завален китайскими продуктами питания и ширпотребом - их качество отвратительно, но цена неизмеримо ниже, чем отечественные товары. В каждом городке давно открыт "китайский рынок" - симбиоз вшивого рынка и палаточного городка. В условиях низкой покупательной способности приморского населения, 90% которого ходит в китайских обносках, российские производители не в состоянии конкурировать с китайскими подельщиками и терпят колоссальные убытки. Давно прошли те времена, когда из китайской пищи мы знали лишь тушенку "Великая стена" да супы-пакетики. Теперь практически все фрукты, овощи, рис, чай и соя, продающиеся в Приморье - китайского происхождения. Многое выращивается непосредственно в Приморье - на плантациях, принадлежащих, разумеется, китайцам. Как и по всей России, за прилавками мерзнут в основном славянские женщины - китайские торгаши предпочитают нанимать их за копейки, а самим стоять рядышком да покрикивать. О скотском отношении китайских "торговых коммерсантов" к русским продавцам в Приморье давно ходят легенды. Так вот, торговля считается наиболее законопослушной отраслью китайского бизнеса, поскольку китайцам дешевле пройти регистрацию и заплатить мизерный налог: торговля дерьмом ведь у нас пока что разрешена.
А запрещена, например, кража леса и цветных металлов. Но китайцев это не останавливает: своими силами или подряжая мужиков из нищих деревень, китайские бизнесмены вывозят из России все, что только плохо лежит, чувствуя себя безнаказанными на русской земле. Рубка леса в дальневосточной тайге, преимущественно дорогих пород (дуб, ясень, кедр), достигла губительных масштабов: почти весь Сихоте-Алиньский хребет остался без леса. В самом Китае, порядком подорвавшем свои лесные ресурсы, рубка леса в пограничных районах запрещена на 20 лет вперед. У нас же "этого добра на всех хватит". В прошлом году в Приморье из 146 договоров аренды между лесозаготовителей и лесхозами более 80% не прошли регистрацию, а из 134 арендаторов только 28 имели планы рубки леса. Весь остальной лес шел "налево". Причем очень часто варварскому истреблению русского леса потворствуют сами же лесники и руководители лесхозов.
Схема приблизительно такая: русские "дровосеки" варварски рубят лес и продают его китайцам, которые затем вывозят его в Японию. Везут через Большой Камень, на судах-лесовозах. За один кубометр наши сельчане, годами не видавшие зарплаты, получают от китайцев фантастические деньги: 700-800 рублей, а на лесных аукционах в Японии тот же кубометр стоит уже в 30 раз дороже. Вся прибыль идет китайцам.
Пользуясь разрешением на вывоз цветных металлов за рубеж, китайцы организовали на Дальнем Востоке процветающую сеть пунктов скупки цветных металлов. Сдают цветмет преимущественно русские. Несут все, что только можно стащить, включая электрические провода, тормозные катушки с лифтов и решетки с надгробий. Из России в Китай сегодня идут буквально караваны грузовиков, доверху груженых цветным металлом.
Вывозится все. Особый вид китайского "бизнеса", растущий как на дрожжах, - контрабанда ценных видов растительного и животного мира Приморья. К тому, что истребляют амурских тигров ради китайских деликатесов или воруют женьшень, под чистую выгребая его из нашей тайги для своих искусственных плантаций, - мы уже привыкли. По мимо этого, объектами сугубо китайского промысла стали кости и шкура дальневосточного леопарда, желчь медведей, мускус кабарги, пушнина и даже древесные лягушки. Этим они лечатся. Практически во всех случаях браконьерами становятся нищие русские охотники.
Ну а что же китайцы везут к нам взамен? Прежде всего, наркотики. В китайских аптеках свободно продается эфедрин - как средство от насморка. Этим эфедрином, из которого наркоманы добывают эфедрон, нелегальные эмигранты наводнили все Приморье. Впрочем, в последнее время спрос на него падает: китайские наркоторговцы все больше предпочитают героин.
Помимо наркотиков, особенностью чисто китайского криминала в Приморье стал ввоз оружия - главным образом автоматов Калашникова и пистолетов. Из оружия везут сюда все, даже ППШ.
Отдельный вид китайского "импорта" - переправка китайцев-нелегалов через Приморье в Европу. Ну и конечно, помимо гастарбайтеров, "коммерсантов" и нелегалов, на российскую территорию валом валят собственно китайские мафиози. Не секрет, что практические весь китайский бизнес на Дальнем Востоке контролируется китайскими организованными преступными группировками - "триадами". Столицей китайского криминалитета в Приморье является Уссурийск - считается, что именно там держит китайская мафия свой воровской "общак". Одно утешение: до сих пор "триады" не покушались на жизнь и собственность россиян, предпочитая внутрикитайские разборки. В них "северяне", как правило, мочат "южных", владивостокских китайцев, но особой радости правоохранительным органам Приморья это, конечно, не доставляет. Ведь не так давно произошло знаменательное событие - объединение одной из "триад" с чисто русской бандитской шайкой. МВД края прогнозирует, что в ближайшие два года все это выльется в кровавый передел сфер влияния между русскими и китайскими бандами.
Рэкет в области туризма и отмывание преступных денег через китайские фирмы Приморья довершают картину китайского присутствия на русском Дальнем Востоке.
Впрочем есть еще одна, экзотическая деталь. Как и положенно настоящим покорителям диких земель, китайцы ни во грош не ставят ни местное население, ни местные порядки. К табличкам на дверях ресторанов и казино "Вход только для китайцев" в Приморье уже привыкли. Несколько по иному воспринимается бессилие органов правопорядка против заезжих преступников. Даже тогда, когда факты нарушения закона налицо, китайцам все списывается. Если китайец арестовывается, то лишь для того, чтобы через пару дней быть выпущенным на свободу. Если закрывается китайский ресторан, то и здесь конец известен - через неделю его вновь откроют. Все это делается ради эфемерного понятия "добрососедские отношения". Китайцев стараются не трогать, опасаясь вот таких заявлений из Генконсульства Китая в Хабаровске: "За последнее время участились необоснованные налеты милиции Владивостока на местные китайские компании…", что "… охлажадет активность китайских инвесторов и неблагоприятно сказывается на развитии дружественных связей между КНР и РФ".
Таким образом, южнокорейцы, вполне легально скупающие на Дальнем Востоке целые отрасли промышленности, вроде швейного производства, или японцы, занимающиеся браконьерством в Охотском море, выглядят невинными детьми по сравнению с китайской "пятой колонной", которая при поддержке собственного правительства наращивает свое присутствие в приграничных российских районах. При этом неверно думать, будто китайцы на нашей земле - этакие "бедные скитальцы", преданные и брошенные своей страной и в поисках лучшей доли приехавшие на заработки в Россию. И уж вовсе наивно полагать, что, прожив с десяток лет среди русских и даже обретя российское гражданство, они превратятся в "россиян". Китайцы не ассимилируются. И о них прекрасно помнят на родине. По некоторым данным, именно на китайскую диаспору в России, а не на собственные вооруженные силы, делают ставку китайские власти в случае резкого обострения отношений между нашими странами.
Между тем, еще более понятной становится другая истина. Экспансия китайских нелегалов, как бы сильно она не поддерживалась самим Китаем, может осуществляться лишь в тех пределах, которые мы сами допустим. Иначе говоря, китайцы в России ведут себя так, как им позволяет Россия. И буквально все беды, которые привносит китаец в Россию, вызваны в первую очередь нашим собственным бессилием. Имей за последние десять лет российская власть хоть каплю той мудрости и патриотизма, которыми обладает китайское руководство, ситуация на Дальнем Востоке могла быть принципиально иной. И сегодня, как в шестидесятые, не китайцы, а русские с пренебрежением и жалостью посматривали бы на горемычные халупы и ветхие одежды стариков по ту сторону границы.
* * *
В пункте пропуска через границу "Полтавка" пограничники совместно с сотрудниками таможни в автомашине КамАЗ (КНР) при оформлении на выезд из России в Китай в спальном отсеке обнаружили 8 кг речного краба. Задержанный груз передан по акту в ветеринарно-контрольную службу.
* * *
Почти вдвое сократилось количество нарушений российско-китайской границы в Приморье. Если в прошлом году за девять месяцев было задержано 242 нарушителя, то в этом 128. В связи с этим начальник Тихоокеанского регионального управления ФПС Павел Тарасенко отметил тесное сотрудничество с китайскими пограничниками . По его словам, китайцы в последнее время ввели дополнительно 103 поста на границе и сейчас начали их стационарное оборудование. Все это позволило значительно пресечь попытки китайских граждан собирать на русской территории женьшень, грибы и древесных лягушек. Зато в этом году они переключились на новые объекты. В районе Находки пограничники задержали почти 70 китайцев, которые наладили вылов, засолку и сушкумедуз. Это первый случай за последние несколько десятилетий, хотя в прежние времена китайцы и корейцы традиционно занимались ловом медуз на побережье Приморья. Этот "объект промысла" не имеет ценности для российских жителей, на него нет специальных квот. Но и китайцы не получали никаких разрешений на право "ловить и сушить". Поэтому их улов, около 20 тонн, был изъят и продан с молотка. Как подозревают сами пограничники, купила его, уже легально, та самая фирма, для которой медузы изначально и предназначались. Более того, как сообщил нашему корреспонденту осведомленный источник, "все прошло по китайскому плану. Невозможно себе представить, будто правоохранительные органы несколько недель не замечали, что на морском берегу устроена настоящая "рыбалка", сооружены навесы для сушки и используются большие емкости для засолки. А когда партия медузы была подготовлена, она и была "легализированна через конфискацию". Эта схема хорошо опробована на лесе. Некие лица незаконно рубят ясень, он конфискуется, а потом продается. Покупателем является фирма, которая получает на него документы и уже законно переправляет его в Китай". Тарасенко так же отметил, что в этом году существенно возрос товаропоток через границу. Если в прошлом году границу пересекло 79 тысяч транспортных средств, то в этом уже 104 тысячи. Пограничники предполагают, что вырос и объем контрабанды. В Китай везут в основном трепанг, а из Китая - водку, иногда наркотики. Наверное, поэтому приморские пограничники сейчас увеличивают число собак, которые будут натаскиваться на поиск наркосодержащих средств.
Редакция и авторы выражают благодарность за помощь в подготовке материалов цикла “Россия тихоокеанская” администрации Приморского края, Командованию Федеральной Пограничной Службы, Командованию Сахалинского Краснознаменного пограничного отряда, и лично: Александру Егоровичу КУЗИЧУ, Алексею МИГУНОВУ и Геннадию ПЕТЕЛИНУ.



1.0x