Авторский блог Редакция Завтра 03:00 5 февраля 2001

НА ГРАНИ ВОЙНЫ

НА ГРАНИ ВОЙНЫ
6(375)
Date: 06-02-2001
ТО, ЧТО ПРОВЕДЕНИЕ ДОСРОЧНЫХ выборов главы правительства Израиля повлияет на ситуацию в Палестине (и на Ближнем Востоке в целом), никто, собственно, не сомневался. Теперь пришло время задуматься, что ждать от прихода к власти ультраправой группировки во главе с генералом Шароном. Существуют два мнения на этот счет.
Некоторые наблюдатели считают, что, несмотря на все издержки, связанные с возвращением на политическую сцену зловещей фигуры палача женщин и детей в Сабра и Шатила, заинтересованные в достижении мира палестинцы сумеют преодолеть аллергию по отношению к фигуре Ариэля Шарона, и переговоры продолжатся в новом, хотя и более жестком, но более стабильном и ответственном ключе.
Тому порукой заявления Ясира Арафата. Еще неделю назад палестинский лидер заявил о своем желании развивать мирный процесс и подчеркнул, что с уважением отнесется к результатам предстоящих в Израиле выборов. В интервью израильскому телевидению Ясир Арафат подчеркнул, что будет сотрудничать с тем, кому израильский народ окажет доверие.
Действительно, новое израильское правительство, в отличие от предыдущего, способно к принятию ответственных решений. Это единственный плюс для палестинцев. Переговорный процесс будет проходить в более в узком, но более конкретном формате. Речь пойдет прежде всего о вопросе территорий и границ.
Напротив, важнейшие проблемы возвращения палестинских беженцев и решение статуса Восточного Иерусалима при Шароне "зависнут" и автоматически перейдут в разряд "нерешаемых", что способно спровоцировать противостояние.
Здесь следует вспомнить, с чего именно началось недавнее обострение, которое чуть было не переросло в горячий международный конфликт. Провокационный визит Шарона к мечети Аль-Акса и сделанный там ряд заявлений вызвали волну возмущения среди жителей Восточного Иерусалима.
Кстати, работы по прокладке подземного тоннеля под Храмовой горой между мечетью Аль-Акса в направлении конюшен царя Соломона незадолго до выборов были возобновлены, что еще раз свидетельствует о нежелании израильтян прислушиваться к мнению людей, проживающих на этой земле.
Внутренняя и международная атмосфера, в которой проходили выборы в Израиле, также не располагает к оптимизму.
Приведение в боевую готовность сирийских частей в Ливане напрямую связывают с приходом к власти в Израиле представителей блока "Ликуд". Президент Сирии Башар Асад не исключает возможности использования Израилем военной силы против Ливана. Башар Асад напоминает, что Израиль уже не единожды угрожал это сделать, в качестве повода используя операцию против ливанского движения "Хезболлах".
Всего несколько недель назад ситуация в самом Израиле и на оккупированных территориях грозила вылиться в горячий конфликт. Продолжалась блокада палестинских городов и населенных пунктов на Западном берегу реки Иордан, а в секторе Газа вводился "режим закрытых территорий" (в рамках этого "режима" прекращается транспортировка всех грузов через КПП Карни, запрещается проезд через территорию Израиля представителей палестинской администрации, а выданные им удостоверения объявляются недействительными).
Тогда начальник генерального штаба Израиля приступил к подготовке возможного начала широкомасштабных боевых действий, в которых одним из противников израильской армии будут выступать "военизированные палестинские формирования".
С другой стороны, выступление депутата Авигдора Либермана, крупного деятеля в Национальном союзе, одного из "приводных ремней" предвыборной кампании Шарона, предельно обострило международный контекст происходящего в Палестине. Выходец из Советского Союза Либерман представил перед послами стран СНГ свою политическую концепцию безопасности, в основе которой лежит механизм международного шантажа. Или мир "по Шарону", — говорит Либерман, — или горячий конфликт со странами Ближнего Востока.
Кандидат на должность министра в правительстве Шарона настаивает на том, что "нужно сказать твердо и четко" — Израилю предстоит вернуть его прежнюю способность "по сдерживанию противоположной стороны". Либерман без колебаний говорит о том, что в случае срыва переговоров с палестинцами ответом станет разрушение Бейт Джалла, Бейрут будет ввергнут в пожар войны и в качестве последствий такой вспышки последует ракетный удар по Тегерану и Каиру (в этом контексте информация о наличии дополнительных ассигнований для израильской армии с целью бомбардировки Асуанской плотины — выглядит более чем правдоподобно). Невзирая на критику левых и призывы правых к сдержанности перед выборами, Либерман сделал подобные заявления, вызвав международный скандал. Ведь Израиль — это государство, оснащенное оружием массового поражения, обладающее стратегическими возможностями и ядерным потенциалом для максимального осуществления стратегии ракетного удара и тактике выжженных городов.
То есть еще до объявления итогов выборов в Израиле известный правый деятель поставил под удар стабильность во всем регионе. Ведь угрозы прозвучали в адрес самых сильных и влиятельных держав исламского мира. В свете данных заявлений для Ирана и Египта действительно не остается иного выхода, как развитие национальных ядерных программ.
Впрочем, дух международного авантюризма никогда не был чужд израильским политикам, к какому бы лагерю внутри страны они ни принадлежали. Происхождение и история израильского государства диктует определенный "отвязанный" и первобытный стереотип поведения, основанный на идее "осажденного лагеря". Когда кругом "все враги", нет времени думать о международном праве, элементарных нормах дипломатии.
Однако выступление Либермана интересно еще и тем, что, в отличие от "ястребов" прошлой эпохи, он считает сегодняшнюю Россию естественным партнером Израиля в контексте "окончательного" решения проблемы палестинцев и их союзников. Не исключена вероятность того, что в лице Либермана мы имеем дело с целой тенденцией, возникшей внутри израильской элиты после смены администрации США.
Либерман почему-то уверен, что Россия всемерно поддержит Израиль в момент возникновения горячего конфликта с исламским миром.
Откуда такая уверенность?
Здесь уместно вспомнить некоторые публичные выступления высших должностных лиц России, например, таких, как секретарь Совета безопасности. Разговоры о миллионе российских граждан, проживающих в Израиле и нуждающихся в защите со стороны России, — эти разговоры становятся несколько навязчивыми... Так, слова, которые прозвучали из уст президента Путина, обращенные к представителям еврейской общины в России, по мнению экспертов, по своему доброжелательному тону и содержанию в несколько раз превосходят норму политической толерантности.
Ответственным российским политикам, особенно тем, кто выступает с позиции прагматизма, в международных делах следует иметь в виду те долгосрочные стратегические интересы, которые связывают Россию с государствами исламского мира. Неосторожные заявления, сделанные в Москве, порождают в Тель-Авиве чудовищ типа Либермана, попутно искривляют образ России в глазах ее традиционных союзников.
Все это делается ради “граждан”, навсегда покинувших Россию...
Николай АСТРОВ



1.0x