Авторский блог Генрих Трофименко 03:00 22 января 2001

Из глобализма в милитаризм

к смене американского руководства

ИТАК, 20 ЯНВАРЯ новым — сорок третьим — президентом Соединенных Штатов стал Джордж Уокер Буш младший — представитель республиканской партии, сын сорок первого президента США. Инаугурация Буша завершила одну из самых скандальных избирательных кампаний за всю историю Соединенных Штатов. Она не была бы такой скандальной, если бы его политический соперник Альберт Гор — вице-президент США, представитель демократической партии, уходящий ныне с авансцены, не цеплялся с таким бешеным остервенением за власть. И дело тут, безусловно, было не в самом Горе — весьма толковом и интеллигентном политике, а в силах, за ним стоящих, как в самих США, так и в подконтрольных им регионах современного мира, включая, кстати, и Россию. (Хотя, что касается России, то, пожалуй, правильнее говорить о кругах, льнущих к американским демократам, поскольку ввиду полной слабосильности этих кругов на мировой арене, "стоять" они могут лишь за НТВ или какой-либо другой российской конторой, а на мировой арене они пока что могут лишь лежать или отсиживаться в своих зарубежных виллах!).
Эти силы, сделавшие ставку на окончательное закрепление американской глобальной гегемонии, считали, что мир у них "почти что в кармане". Пусть пока без Китая и некоторых исламских стран. Это пока для них допустимо: ведь Китай — крепкий орешек, и с ним придется еще повозиться. Но в основном дело как бы было сделано.
В течение восьми предшествующих лет ставленник этих финансово-промышленных кругов Америки, в руках которых также находится почти 90 процентов СМИ США, президент-демократ Билл Клинтон с удовольствием и старанием выполнял их социально-политический заказ, всячески расчищая за рубежами США дорогу американскому капиталу. А то, что он — немыслимый распутник, а в прошлом — дезертир, было даже на руку тем, кто за ним стоял: управлять-направлять было легче.
Конечно, указанные круги и сами не дремали, мобилизуя свои немалые финансовые возможности для внедрения в экономику других стран, скупая акции преуспевающих промышленных предприятий или осуществляя слияния американских фирм с перспективными зарубежными компаниями, устанавливая свой контроль над зарубежными СМИ, важными источниками сырья, подкупая влиятельных зарубежных государственных деятелей, используя подконтрольные США международные финансовые институты для поддержки "правильно мыслящих" иностранных правительств, а порой и прикладывая непослушных конкурентов мордой об стол путем соответствующей игры на мировых биржах. Кстати, и нынешние негативные события на финансовом рынке США есть в какой-то мере отражение недовольства американских космополитических кругов оборотом событий, хотя в значительной степени падение биржевых курсов можно объяснить и циклическим характером капиталистической экономики. В силу этого новой республиканской администрации, очевидно, придется действовать в условиях экономического спада.
Многие авторитетные американские экономисты отмечают, что, помимо обычных колебаний делового цикла, президент Буш столкнется с рядом структурных или долгосрочных экономических вызовов, ни один из которых не допускает легких решений. Речь в первую очередь идет о все увеличивающемся громадном торговом дефиците США и дефицитах текущих счетов. Любые попытки резко исправить ситуацию могут привести к коллапсу доллара, усилению инфляции и экономическому кризису, особенно в условиях укрепления позиций новой европейской валюты — евро.
В свою очередь администрация Клинтона вносила свою немалую лепту в процесс американизации мира: где — финансовой помощью или иными поблажками, где — откровенным политическим шантажом и нажимом, а где — угрозами, а то и прямой демонстрацией военной силы или скрытой поддержкой локального терроризма, "гуманитарными" бомбардировками Ирака, Афганистана, Судана, Югославии, включая и обстрелы урановыми боеприпасами. Наиболее строптивых квалифицировали как "изгоев" — замораживали их счета в международных банках и принимали карательные законы в отношении "третьих стран", осмелившихся ослушаться предписаний Вашингтона по части того, с кем можно торговать, заключать сделки, а с кем нельзя; кого можно, а кого нельзя обучать в собственных вузах и т.д.! Единственное, что ему не удалось сделать в период своего президентства, как признался на днях сам Клинтон, выступая с прощальной речью перед представителями еврейской общественности США, так это решить израильско-палестинскую проблему с учетом "потребностей безопасности Израиля". А что, собственно, предлагал Клинтон? Даже произраильская "Нью-Йорк таймс" вынуждена была констатировать, что "план Клинтона" предусматривал создание "урезанного палестинского государства, с ограниченным суверенитетом…разделенного на три кантона, отрезанных друг от друга израильской территорией"!
Итогом всей этой деятельности стала всеохватывающая американизация современного мира, имеющая мало общего с подлинной глобализацией международных связей, но успешно маскируемая этим термином. Ибо "глобализация" по-вашингтонски сводится в первую очередь к усилению способности определенных кругов США манипулировать, дирижировать политическими и экономическими процессами в мире. И второй человек в администрации Клинтона — Альберт Гор, должен был, как намечалось закулисными кукловодами, продолжить (если не завершить) процесс глобализации по-американски. Именно от отчаяния, что рулевой механизм всего этого процесса в какой-то мере или на какое-то время выпадает из их рук, они и затеяли весь шабаш по поводу четырехсот или пятисот голосов, якобы неправильно подсчитанных во Флориде, в то время как по всем Соединенным Штатам свыше двух миллионов голосов были отброшены как "не поддающиеся подсчету"!
Комментируя борьбу демократов во Флориде за ручной пересчет голосов один мой американский знакомый написал мне, что был у вас один человек, который бы понял всю интригу: Иосиф Сталин. Ибо Сталин, как говорят, сказал: главное, что играет роль на выборах, это 'не то, кто как голосует, а то, кто ведет подсчет голосов. На даже Сталин, заключил мой приятель, посчитал бы безумием доводить дело до того, что произошло у нас!
Однако, как выясняется, несмотря на официальное признание победы Буша, безумие еще не окончилось! Кто-то из американских кукловодов все же портит Бушу праздник: нашлась группа "объективных журналистов" из демократических СМИ, которые ныне взялись устроить задним числом пересчет уже свыше ста тысяч голосов во Флориде. Результаты подсчета можно уже считать известными — как с выборами в Югославии, где результат был известен Вашингтону еще до голосования. Ни стыда ни совести? А что: демократия по-американски!
ЕСТЕСТВЕННО, ВОЗНИКАЕТ ВОПРОС:а почему администрация Буша не может завершить дело, начатое Клинтоном-Гором?
Краткий ответ: потому что она "не из той шайки". Она опирается в основном не на тех космополитических олигархов, которые проталкивали в Белый дом связку Гор-Либерман. У неё несколько иная философия, иные приоритеты. Буш и его когорта намереваются руководствоваться в первую очередь национальными интересами США. Например, Буш уже заявил, что он не очень вник в израильско-палестинскую проблему и ему потребуется определенное время, чтобы с ней разобраться. Такой же ответ он может дать и по ряду вопросов, относящихся к "глобализации". Ибо республиканская партия США, несмотря в целом на схожесть её повестки дня по вопросам внутренней политики с повесткой дня американских демократов, в вопросах внешней политики занимает более сдержанные, менее интервенционистские позиции, чем руководство демократической партии. Для американских республиканцев завет первого президента США Джорджа Вашингтона о неввязывании в иностранные дела до сих пор является весьма важной и почитаемой установкой. Это, конечно, не означает, что Буш и его команда начнут свертывать американское присутствие в мире. Отнюдь нет. Но в их внешнеполитической повестке дня на первом месте будут стоять вопросы укрепления силы и безопасности самих США, а не реализация глобальных экспансионистских планов и амбиций тех кругов, которые формулировали внешнюю политику Клинтона-Гора.
Пожалуй, в России нет ни одной серьезной газеты, которая в последний месяц не пересказала бы в той или иной форме годичной давности статью в журнале "Форин Аффэрс" главного внешнеполитического советника Буша, Кондолизы Райс, ныне назначенной им на пост помощника президента по вопросам национальной безопасности. На основании этой статьи многие авторы делают далеко идущие выводы. Конечно, Райс — известная персона, специалист по России. Я уже 15 лет слежу за её "советологической" деятельностью, однако не могу сказать, что в её выступлениях можно отыскать какие-либо реальные откровения или оригинальные повороты мысли. Тем не менее, из вышеназванной статьи, четко озаглавленной "Продвигая национальный интерес", ясно следует, что приоритетами новой администрации будут усиление американской военной мощи (включая заморские силы США), укрепление позиций США в Западном полушарии, которое считается приоритетной сферой их внешнеполитических интересов, сохранение американского контроля над регионом Персидского залива, дальнейшее развитие связей с традиционными союзниками, т.е. Западной Европой и Японией, и поддержание более-менее нормальных связей с Россией и КНР. Об этом не раз говорил и сам Буш в своих предвыборных выступлениях.
Но, пожалуй, на первом месте у нового президента стоит задача реорганизации американской военной машины: не для того, "чтобы двигаться от кризиса к кризису и болтаться, как пробка на быстром течении", как образно определил внешнюю политику Клинтона Дж. Буш, а для того, чтобы сохранить США на международной арене как ныне единственную подлинно мировую державу, готовую в случае вызова постоять за себя.
И недаром в его администрации ключевые позиции займут лица, тесно связанные с Пентагоном и военно-промышленным комплексом США: бывшие министры обороны США — Ричард Чейни (ныне — вице-президент) и Дональд Рамсфельд (назначенный Бушем на пост министра обороны), бывший председатель Комитета начальников штабов США генерал Колин Пауэлл, ныне назначенный на должность госсекретаря США.
Отнюдь не случайно, что еще не заняв кабинета в Белом доме, Дж. Буш созвал 8 января в Техасе совещание старших законодателей от обеих партий в Конгрессе США с тем, чтобы сколотить двухпартийную поддержку своих первоочередных целей в военной сфере: модернизации вооруженных сил США и развертывании расширенной системы национальной противоракетной обороны (НПРО). Что касается модернизации, то Буш в ключевой речи по вопросам обороны в ходе избирательной кампании обещал осуществить "революцию" в военном деле, "перепрыгнув через поколение технологий". Что же касается НПРО, то на указанном совещании Буш, как сообщает "Нью Йорк таймс", "решительно выступил за развертывание противоракетной обороны, хотя и признал существование оппозиции этой системе как внутри страны, так и за рубежом".
"Согласно расписанию, подготавливаемому для новой администрации пентагоновской Организацией по баллистической ракетной обороне, — продолжает газета, — г-н Буш должен будет к марту дать добро на начало создания весьма сложной новой радарной установки на острове Шемья (одном из Ближних островов Алеутской гряды, где расположена военно-воздушная база США. — Г.Т.), поскольку в противном случае строительство придется отложить до весны 2002 года. "Республиканцы в Конгрессе, которые уже давно поддерживают строительство ракетного щита, ожидают, что новая администрация начнет быстро продвигаться по пути строительства ограниченной системы, начатой при Клинтоне, а затем ускорит разработку (противоракетных) систем морского и космического базирования".
Таким образом, хотя администрация Буша не будет столь же рьяно педалировать "глобализацию", намечаемая ей программа в сфере военного строительства вряд ли может обрадовать тех в России, кто озабочен её будущим.
ДРУГИМ ВОПРОСОМ,который может серьезно осложнить отношения России с США, является вопрос о дальнейшем расширении Североатлантического блока. Как известно, в очереди на прием в НАТО уже стоит т.н. вильнюсская девятка восточноевропейских государств, включая три прибалтийские республики. И хотя конкретные решения по этому вопросу будут приниматься НАТО не ранее, чем через полтора-два года, уже сейчас, так сказать, готовя почву, некоторые из потенциальных кандидатов начинают прибегать к различным провокациям, играя на обострение. К их числу можно, безусловно, отнести шумиху, поднятую в связи с якобы переброской неких российских ядерных вооружений в Калининградскую область и уже раздающиеся требования натовских специалистов насчет того, чтобы изменить сам статус этой области России. Отношение администрации Буша ко всей этой проблематике пока неясно. Но можно с уверенностью предположить, что если Россия сама не расстелится в очередной раз перед НАТО, то любые действия США и НАТО по реализации уже данных на этот счет обещаний не могут не осложнить отношений между Россией и США.
Как известно, большинство американских специалистов по России практически вычеркнуло Россию из списка держав, делающих глобальную политику. Как ни горько это признавать, но это факт. В немалой степени этому способствовало откровенное холуйство российской дипломатии перед Вашингтоном в период президентства Ельцина.
По оценке ЦРУ, "центральность" России будет продолжать уменьшаться — и к 2015 году "Евразия" будет представлять собой "географический термин, в котором отсутствует какая-либо объединяющая политическая, экономическая или культурная реальность. Россия и западно-евразийские государства будут продолжать ориентироваться в направлении Европы, но в основном останутся вне её… Хотя Россия будет изображать из себя важного игрока визави США… её внутренние беды сделают тщетными её усилия возвратить статус великой державы".
И республиканское правительство даст Москве понять эту оценку в гораздо более жестких терминах, чем это делал Клинтон по отношению к своим единомышленникам в России. Это практически подтвердил сам Буш в одном из последних интервью для американских журналистов.
И тем не менее, все в руководстве новой республиканской администрации понимают, что Россия пока что остается в мире ядерной державой номер два. Вот эта ядерная мощь России при сохранении существенных элементов хаоса и бесхозяйственности в стране, при уменьшении — в силу старения — надежности российской военной техники, в том числе и стратегического назначения, беспринципной внутриполитической (и часто — подковерной) борьбе различных кланов "олигархов" и влиятельных чисто уголовных элементов, вызывает у нынешних (как и у прежних) руководителей США сильную головную боль. И на устранение опасности неконтролируемого развития событий в России будут направлены существенные и первоочередные усилия Белого дома. Они будут идти по двум линиям — по прежней (клинтоновской) линии усиления контроля за российским стратегическим ядерным арсеналом (программа Нанна-Лугара) и по новой линии активизации усилий США по защите собственной территории от ядерного нападения. И никакими заклинаниями или угрозами "дать адекватный ответ" Москве эту вторую линию не изменить!
Москва могла бы усложнить для США проблему нажима на Россию, не ратифицировав договор СНВ-2 и соответствующие нью-йоркские соглашения сентября 1997 года, касающиеся систем противоракетной обороны, но этого не произошло. (Замечу в скобках, что, как это недавно подтвердил С. Сестанович — посол по особым поручениям при Клинтоне, — в США практически не было ни одного руководителя или специалиста по России, который бы думал, что Россия ратифицирует договор СНВ-2 после всего того, что США сделали с Югославией!).
Тем не менее, федеральный закон России о ратификации СНВ-2, вступивший с силу в мае прошлого года, позволяет России выйти из этого договора в случае нарушения Соединенными Штатами договора по ПРО 1972 года. И единственным ответом на новые шаги Вашингтона в сфере развертывания НПРО должна быть не новая сдача нами позиций под видом дальнейшей "обоюдоприемлемой корректировки" договора по ПРО 1972 года (и так уже существенно выхолощенного), а выход из договора СНВ-2 и реализация — без шума и крика об "адекватных мерах" и "паритете" — программы укрепления и в какой-то мере обновления российских Ракетных войск стратегического назначения без консультаций с американцами и — ради Бога — без их "помощи".
ТАКИМ ОБРАЗОМ,проблема ядерного баланса между Россией и США и его сохранения в той или иной форме окажется для России, насколько можно судить, одной из приоритетных задач нашей внутренней политики.
Что же касается внешней, то президент Путин, надо отдать ему должное, кардинально занялся укреплением внешнеполитических и внешнеэкономических связей России, так сказать, по всем азимутам, отойдя от ельцинской ориентации исключительно на США. И возможности, имеющиеся в этом плане, далеко не исчерпаны — в том числе и в плане противопоставления линии России линии Соединенных Штатов.
Взять прежде всего такую проблему, как отношение к Организации Объединенных Наций. В верхушке республиканской партии США, в частности среди республиканских конгрессменов и сенаторов, существует весьма негативное отношение к ООН. Вопрос ими ставится так: либо ООН будет плясать под американскую дудку, либо США пошлют эту организацию куда подальше. Эту позицию уже давно недвусмысленно излагает один из влиятельнейших республиканских сенаторов, председатель комитета сената по международным отношениям Джесси Хелмс.
"Американский народ, — утверждает Хелмс, — никогда не примет заявление Генерального секретаря (ООН) о том, что Организация Объединенных Наций является "единственным источником законности по поводу применения силы" в мире. Да, американский сенат ратифицировал Устав ООН пятьдесят лет тому назад. Но, поступив так, Америка не уступила ни единого слога своего суверенитета Организации Объединенных Наций … США сохраняют свое исключительное право касательно развертывания вооруженных сил США по всему миру". Именно руководствуясь такого рода наглой имперской логикой, США развязали беспрецедентную агрессию с воздуха против мирной страны в мирное время. Нынешняя ситуация, когда даже ближайшие союзники США по НАТО осознали (правда, лишь после того, как почувствовали это на шкуре своих собственных солдат) криминальные последствия "гуманитарной интервенции", дает возможность руководству России совместно с трезвомыслящими политиками европейских стран повести борьбу за соблюдение принципов ООН и её роли как главной миротворческой организации на нашей планете.
И до какой же наглости надо дойти: американский Конгресс, не без участия того же Хелмса, принимает экстерриториальные законы, касающиеся третьих стран, американские суды пытаются осуществлять юрисдикцию по вопросам, относящимся к сугубо внутренней компетенции других государств (вспомним репортажи Доренко о рассмотрении американским судом уголовного дела в отношении… мэра Москвы, нотации Белого дома Ирану /с которым США даже не поддерживают дипотношений!/ по поводу суда над иностранными шпионами израильского происхождения и т.д. и т.п.). И в это же время сенатор Хелмс и его коллеги по партии обрушиваются на ООН за её стремление быть тем, чем она должна быть, согласно её Уставу.
Я уже не говорю о том, что сейчас Хелмс и его единомышленники подняли неистовую шумиху по поводу Международного уголовного суда, созданного в Риме по инициативе подавляющего большинства стран-членов ООН. Почему такая нервозность? Да потому, что Устав суда позволяет привлекать к ответственности за преступления против человечества граждан даже тех стран, которые не присоединятся к договору!
Другим направлением не столько противостояния Соединенным Штатам, сколько поддержки плюрализма, многополярности мирового сообщества суверенных государств, может стать консолидированный отпор многих других участников международного общежития возможным проявлениям американского гегемонизма, если таковые будут иметь место. Например, Буш, говоря о политике США в отношении КНР, заявил: "Китаю не будут угрожать, но и не сдерживать его не будут". Подобная позиция США в отношении ближайшего соседа и партнера России предоставляет хорошие возможности совместно продумать меры, которые могли бы в какой-то степени блокировать силовые демонстрации Соединенных Штатов, если таковые будут иметь место в азиатско-тихоокеанском регионе. Насколько можно судить, такая работа уже ведется.
Как сообщают мировые информационные агентства, Россия и КНР уже ведут переговоры о заключении нового политического договора. "На сей раз, — говорится в газете "Вашингтон пост" за 13 января,— две державы объединяет желание противостоять американскому превосходству в мировых делах и совместно выступить против американского решения создать ракетный оборонительный щит". Такой договор Россия и КНР хотят подписать во время предстоящего в средине этого года визита председателя КНР Цзян Цзэминя в Москву. "Два года назад, — продолжает газета, — американские дипломаты заявляли, что они не рассматривают как серьезное дело связи России с КНР в сфере безопасности. Сегодня их мнения изменились".
В заключение не могу не остановиться на одном типическом послевыборном явлении в США. Каждый читающий газеты и смотрящий телевидение российский гражданин знает, какими педантами-законниками являются американские политические деятели. Чуть что где-то происходит, так сказать, не по ихнему — будь это действия российских властей в России, китайских — у себя в стране, сингапурских — у себя и т.д., тут же раздается возмущенный окрик из Вашингтона: "Что вы делаете — это НЕЗАКОННО!!!" А вот когда дело доходит до назначения членов американского кабинета, то теперь уже стало прямо-таки традицией, что даже в число всего лишь дюжины лиц, выдвигаемых на самые высшие посты стражей закона (а выбрать-то есть кого из почти как минимум 5-10 миллионов потенциальных кандидатов), неизменно попадают один-два мелких мошенника, стремившихся всю свою жизнь НЕЗАКОННО сэкономить на…центах (американских копейках). Речь идет о наборе американской элитой прислуги из нелегальных иммигрантов в США. Им можно и платить поменьше, и за них (в силу их нелегального статуса) не надо делать соответствующие взносы в пенсионный фонд, покупать им медицинскую страховку! При назначениях в адмимистрации Клинтона таких жуликов набралось не то трое, не то четверо. У Буша пока что попалась — при обязательной в таких случаях "проверке на вшивость" — лишь одна госпожа Линда Чавез, назначенная на какой бы вы думали пост? Министра труда! Она (кстати, бывшая директриса Комиссии по гражданским правам в администрации Рейгана), как и многие другие потенциальные американские "стражи закона", содержала в прислугах нелегалку — иммигрантку из Чили. И не сказала об этом Бушу, когда он предложил ей пост министра. А по американским законам даже просто укрывательство нелегального иммигранта является уголовным преступлением. Так, может, кто-нибудь из наших великих деятелей осмелится, наконец, сказать американскому президенту или Госсекретарю: хватит читать нам нотации по поводу "законности-незаконности” — займитесь лучше своими высокопоставленными прохвостами!
4(373)
Date: 23-01-2001

1.0x