Авторский блог Редакция Завтра 03:00 8 января 2001

«ЭТИ ВЫБОРЫ – МОЯ БИТВА С ОЛИГАРХАМИ»

Author: Леонид Рокецкий:
«ЭТИ ВЫБОРЫ – МОЯ БИТВА С ОЛИГАРХАМИ» (Беседа губернатора Тюменской области, члена президиума Госсовета РФ Леонида Рокецкого с заместителем главного редактора "Завтра" Николаем Анисиным)
2(371)
Date: 9-01-2001
Николай АНИСИН. Из биографических справочников следует: вы приехали в тюменские края с Украины по вузовскому распределению. Не по желанию. Вам как молодому специалисту надлежало отработать в Сибири только три года. Но вы здесь — уже тридцать лет. Что вас, человека, под теплым небом выросшего, в Сибири удержало? Стала ли вам Тюмень второй малой родиной?
Леонид РОКЕЦКИЙ. В справочниках биографических обо мне — правда. Но не вся правда. Я на самом деле по окончании Львовского политехнического института был направлен в распоряжение "Главтюменьнефтегазстроя". Но до этого я работал в студенческом стройотряде на Тюменском Севере — в Сургуте. Там влюбился, там женился. И институт я заканчивал уже жителем Тюменской области. Меня распределили туда, где была моя семья, и туда, где я хотел работать.
70-е годы — это время самого бурного развития тюменского нефтегазового комплекса. Где-то в СССР, может быть, и был застой, но только не здесь, в Западной Сибири. Сюда была брошена вся мощь страны. На самолетах кирпичи и другие стройматериалы возили — не было дорог. Государство делало все необходимое, чтобы обеспечить успех в добыче нефти и газа. И это определяло особые отношения между людьми.
Для каждого на Тюменском Севере было дело, и никому не надо было ни перед кем унижаться и заискивать. Умеешь ты работать — не тут тебя оценят, так там. Сам ты принимаешь решение — поставить объект на болоте на сваях или на бетоне — сам отвечаешь за результат. Удалось тебе — ты на коне. На Севере можно было реализовать все свои способности, на Севере был удивительный человеческий климат. И именно это меня здесь удержало.
Мы работали в полную силу. И то, что нами было построено в 70-80-е годы, — это такая могучая основа нефтегазовой индустрии, которая выдержала все социальные потрясения последних лет и которая до сих пор надежно служит.
Тюмень, а на северные стройки все мы ехали под флагом Тюмени, — моя настоящая родина, ибо здесь состоялась моя настоящая жизнь. Здесь меня узнали и признали. Здесь выросли мои дети. Здесь родные мне могилы. Я предан своей области. Я делал и буду делать все возможное, чтобы она процветала — на Севере и Юге.
Н.А. На исходе советской эпохи сессия тюменских депутатов вручила вам бразды правления в облисполкоме. Семь последних лет вы — глава администрации области. Скажите, Рокецкий — председатель облисполкома в 90-м, и Рокецкий — губернатор в 2001-м — это два разных по мировоззрению руководителя или два брата-близнеца?
Л.Р. Я думаю, последнее — ближе к истине. Как руководитель я родом из сургутских строек, где прошел путь от мастера до управляющего трестом. Тогда нарабатывались мои организаторские навыки, тогда же сформировался и мой стиль отношений с людьми. В чем его суть? Я привык искать союзников в тех, с кем работаю. Я считаю, надо подчиняться, не унижаясь, и надо командовать, не унижая. Я вижу необходимость в том, чтобы привлекать работника к принятию решений и давать ему самостоятельность в исполнении поставленной задачи.
Советская работа, а я до избрания председателем облисполкома возглавлял Сургутский горисполком, научила меня ценить традиции нашего общества. И, став губернатором в смутное время, когда шла ломка всего и вся, я сохранил бережное отношение к тем моральным ценностям, благодаря которым в стране были великие достижения. На основе преемственности мы провели и реформирование власти в области — создали на месте Советов органы самоуправления с большими полномочиями. Не было у нас и охоты на ведьм — ущемления сторонников прежней государственной идеологии. Но семь моих губернаторских лет — это семь университетов в политике. Из чистого управленца-хозяйственника в новых рыночных условиях мне пришлось превратиться в политика. То есть пришлось набираться того опыта, который позволяет устанавливать баланс интересов — между областью и федеральным центром, между областью и крупнейшими российскими финансово-экономическими структурами, между областной властью и различными социальными группами. Я стал политиком. Я знаю, как жить области завтра, знаю, как устранить раздрай и препоны, мешающие нам нормально работать, знаю и то, как мы можем успешно развиваться.
Н.А. Вы не мелькали на столичных политических тусовках, когда в Москве менялась власть и формировался новый социально-экономический курс. Вы не могли влиять на ход перемен в стране и обязаны были воспринимать их как данность. Но как выглядели в ваших глазах реформы Ельцина-Гайдара: все происходит, как надо? Все летит в тар-тарары?
Л.Р. Радости от начала этих реформ я не испытывал, ибо увидел сразу все их изъяны: вы, господа хорошие, отпустили цены с разбегу и одновременно открыли границы: — кто будет снижать стоимость сырья, если его можно вывозить, и кто будет вкладывать деньги в отечественные товары, если можно ввозить дешевые иностранные? Но не было у меня и растерянности. Я — воспитанный Севером управленец, который придерживается правила: если случилась неприятность, а ты ее отменить не можешь, думай, как выжить и спасти вверенное тебе дело. Мы, тюменские руководители, осмыслили все минусы реформ и в новой системе координат обвала экономики не допустили. Уровень жизни, даже в наших южных районах, которые ничем не отличаются от многих российских, выше, чем в соседних областях.
Н.А. Новый уклад жизни в России строился по одной и той же разработанной за рубежом и навязанной Кремлем всей стране схеме. Но строился он не везде совершенно одинаково. Скажем, в географически близких и экономически схожих областях — Нижегородской и Ульяновской — реформы хоть и незначительно, но отличались. Настолько, насколько различными были действия губернаторов Немцова и Горячева. Тюменская область, с ее огромной территорией и ее несметными богатствами — область абсолютно уникальная. Можно ли говорить об особом, тюменском варианте реформ? В чем состоит влияние губернаторской власти на преобразования в области?
Л.Р. По той схеме, о которой вы говорили, мы должны были строить дикий рынок. Рынок, где государство лишь задает направление, но не регулирует развитие. При всем том возможности областной власти корректировать ход реформ были очень скромны. Но мы сделали максимум для того, чтобы люди стали хозяевами своей судьбы, своего предприятия, своего района или города. Мы много внимания уделяли становлению самоуправления и, как могли, бились за то, чтобы расширить круг участников приватизации из числа жителей области. В южных районах нам в этом плане кое-чего удалось добиться, на Севере — нет.
Тюменские нефтяные и газовые предприятия находились в федеральной собственности. Их приватизацией целиком и полностью ведало Госкомимущество РФ. И оно провело ее так, что абсолютное большинство тех, кто создавал нефтегазовый комплекс и кто работал в нем, не получили доли собственности и превратились в бесправных наемных работников. На Севере все решают владельцы компаний и назначенные ими менеджеры. Они поддерживают порядок, но их порядок — это порядок колониально-полицейский. Люди в северных городах страшно запуганы возможностью потерять работу без объяснения причин. Хоть чем-то ты не угодил начальству — до свидания. За возможность получать свою праведным трудом заработанную зарплату ты должен не раскрывать рта, не поднимать глаз и ходить строем. Морально-психологическую разницу между номенклатурной приватизацией на Севере и той, которая была на Юге области, легко увидеть. Возьмите телекамеру и поезжайте туда и сюда. В любом южном городе вам первый попавшийся скажет все, что думает, и про директора своего завода, и про мэра, и про губернатора. На Севере же очень долго надо искать того, кто не откажется говорить перед телекамерой о своей жизни. Но, увы, областная власть пока бессильна изменить колониальный порядок в северных городах.
Н.А. История не знает сослагательных наклонений. Что произошло, то произошло. Но, на ваш взгляд, если нынешний уклад победил окончательно, то можно ли избавиться от главных его уродств и каким образом?
Л.Р. Путь к совершенству не заказан ни каждому из нас, ни всей стране. Но наши проблемы не оттого, что мы убогие и немощные. Наоборот, мы — самый образованный народ в мире. Мы умеем и любим работать. Мы живем на богатейшей земле. Мы имеем лучшую научно-техническую базу, чем, скажем, Турция и Китай, из которых завозим шмотки и харчи. Так почему же, будучи потенциально богатыми, мы оказались бедными? На мой взгляд, по ряду объективных причин мы в свое время не только перестали реально себя оценивать, но и в какой-то момент ослепли. И позволили собой манипулировать — глупцам и проходимцам.
Говорят, кого Бог любит, того наказует. Мы были наказаны и начали прозревать. Мы уже понимаем необходимость сильного государства, и больше не верим, что добрые дяди из-за границы оплатят реконструкцию нашего народного хозяйства. Процесс перестройки в наших головах пошел. Мобилизуем мы себя для трудов, появятся условия для преодоления уродств жизни. Люди сами в конце концов творят обстоятельства.
Н.А. Об одном из уродств я хотел бы поговорить с вами отдельно. Есть эксперты, которые уверяют: Россия продает за рубеж газа на 54 миллиарда долларов, а нефти и нефтепродуктов — на 36 миллиардов. Половина этих 90 миллиардов долларов через оффшорные компании уходит на счета лиц, приватизировавших отечественный нефтегазовый бизнес. Какова ваша точка зрения на сей счет — это соответствует действительности? И как вы, губернатор области, где добывается львиная доля российских нефти и газа, считаете: справедливо ли и целесообразно ли будет пересмотреть итоги приватизации наших энергоресурсов?
Л.Р. С тем, сколько доходов от нефти и газа присваивается частными лицами, многие пытаются разобраться, и никто не может. Я — в том числе. В Тюменской области добывается 90 процентов российского газа. Значительная его часть идет на экспорт. Но нигде наша область не значится как административная территория, экспортирующая газ. Газ, как и нефть, у нас производятся, а продаются неизвестно где. И доллары за продажу энергоресурсов с нашей территории на нее не возвращаются. Некоторая их часть поступает в госбюджет, все прочее остается в распоряжении тех, кто продает.
Я несколько лет не вникал в коммерческую деятельность нефтегазового комплекса. После приватизации люди там работают, зарплату получают, ну и пусть будет все, как есть. Главное — отрасль сохранить. Но время шло, и появившаяся у нас шутка: "Сколько на Севере компаний по нефти и газу, столько и должно быть субъектов Российской Федерации" — перестала быть юмором. Когда косвенно, а когда прямо мне начали давать понять, что тюменским северным округам — Ханты-Мансийскому и Ямало-Ненецкому — лучше бы не быть в составе области. Я, как и другие руководители области, прошел Север. Нам не составит большого труда выяснить все, что там происходит. И именно поэтому у нефтегазовых баронов появилось намерение избавиться от всякой зависимости от областной власти. То есть мы еще не начали ставить вопросы: кому принадлежат недра и кому и как должны идти доходы от них, а уже оказалось, что мы навеваем страх. Теперь же, когда нам приходится искать ответы на эти вопросы, в том числе и для того, чтобы объясниться с общественностью, то владельцы компаний на нашем Севере ничего так не желают, как сменить все руководство области.
Контроль за доходами от нефти и газа — это проблема государственная. Устраивает государство и все общество в целом нынешнее постприватизационное распределение доходов — хорошо. Не устраивает — и справедливо и целесообразно будет поставить вопрос о национализации отрасли или ряда компаний. Но на основе закона.
Лично я не был сторонником сплошной приватизации. Но я являюсь и противником сплошной национализации. Это опять ломка всего и вся. Есть более простой и безболезненный способ увеличить долю собственности государства в базовых стратегических отраслях.
В нашей области есть объединение "Тюменьэнерго". У него современные электростанции, новые линии передач, и оно дает восемь процентов российской электроэнергии. Собственник "Тюменьэнерго" на все сто процентов — государство. А находится объединение в составе РАО ЕЭС. Я в свое время пытался сделать "Тюменьэнерго" самостоятельной структурой, но в интересах государства мне пришлось отступить, поскольку вывод нашего энергообъединения из РАО ЕЭС привел бы к тому, что государство бы потеряло в РАО контрольный пакет акций. Как мы видим, государство может терять контроль над жизненно важной для страны собственностью. Но может оно его и приобретать. Сейчас, например, стоимость акций РАО ЕЭС падает, и государству надо бы было их скупить. При благоприятной конъюнктуре через покупку акций государство с выгодой для всех своих граждан могло бы овладеть контрольными пакетами и многих других доходных компаний — в том числе и тех, которые добывают энергоресурсы. Есть смысл государству и возвращать свой контроль за собственностью не только за деньги, но и за долги по налогам.
В советское время страшно было вымолвить слово о необходимости частной собственности в той или иной сфере. Теперь в общественном мнении насаждается прямо противоположная крайность: не смей говорить о пользе государственной собственности. Но во многих развитых странах переход предприятий из частных рук в руки государства и обратно — явление заурядное. Если мы хотим быть страной развитой, то давайте избавляться от идеологических догм и руководствоваться здравым смыслом: сегодня выгодно всем ту или иную частную компанию превратить в государственную, пусть так и будет. Завтра же, напротив, можем какую-то компанию государственную сделать частной, если опять-таки выгодно всем.
Н.А. Для любого начальника территории вопрос о том, как обстоят на ней дела, является вопросом: а как он вверенной ему территорией управляет? Какую оценку вы сами себе можете поставить за свою управленческую губернаторскую деятельность?
Л.Р. За минувшие четыре года я обеспечил в области стабильность. Стабильность социально-экономическую, политическую, межнациональную и межконфессиональную. А тюменский регион — очень сложный. В нем все проблемы России. У нас непростое административное деление — внутри области два округа. У нас многонациональный состав населения. У нас, наряду с православием, сильно мусульманское влияние. Но мы все жили и живем мирно. Далее. Тюменская область — это многоотраслевая экономика, а не только нефть и газ, как кому-то, может быть, кажется. Тюмень — это серьезный аграрный комплекс. Тюмень — это высокоточное машиностроение и развитая легкая промышленность. Тюмень — это лесопереработка и мощное производство электроэнергии. Тюмень — это вузовский центр и широкая сеть медицинских учреждений. И, наконец, Тюмень — это целых 3 миллиона 200 тысяч российских граждан, живущих на юге и севере Тюменской области.
На всех почти наших предприятиях был рост. Второе дыхание получила социальная сфера в области. Мы поставили задачу построить дороги с твердым покрытием до каждого населенного пункта. Это делается. До каждой тюменской деревни будет проведен газ. Вместо неприспособленных школьных зданий мы строим новые. Пятый год мы едим свой хлеб, а раньше область обеспечивала себя только фуражным зерном. Впервые мы подошли к комплексной переработке нефтесырья. Устойчивое развитие экономики позволило нам выплачивать все пособия, которые предусмотрены законодательством. Сейчас мы разрабатываем программу массового строительства жилья, и у нас есть возможности ее выполнить. Так какую оценку должен поставить себе губернатор, если в области все предприятия успешно работают, если все школы и больницы открыты, если везде есть тепло и свет и нет перебоев с транспортом?
Н.А. Власть — ваша профессия. И удивительно бы было, если бы вы не решили избираться на второй срок. Губернаторские выборы в вашей области — в середине января. Но уже с лета в замечательно продажной московской прессе началась пальба по вам. Каких именно "денежных мешков" не устраивает губернатор Рокецкий и почему?
Л.Р. Я точно знаю, кто оплачивает пропагандистскую кампанию против меня и кто ее организует. Но имена я громко назову только после выборов. Сейчас же скажу лишь следующее: я не угоден узкой группе олигархов, деятельность которых на Тюменском севере, мягко говоря, разорительна для государства и которым в области нужны не стабильность, а смута, позволяющая замести все следы. Я этих олигархов прекрасно понимаю, но пока не могу понять, почему им удалось задействовать против меня так называемый административный ресурс. Структуры представителя президента в нашем федеральном округе и подчиняющиеся им службы заняли такую позицию, которая позволяет упомянутым олигархам вербовать на свою сторону многих временных попутчиков. Это значительно осложняет мою битву с олигархами на этих выборах. Но на моей стороне — правда. Я не корысти ради добиваюсь губернаторского поста и думаю, что избиратели нашей области это прекрасно понимают.


1.0x