Авторский блог Василий Шахов 17:59 18 мая 2018

1.Слово и Дело: ориентиры духовности

Заметки на злобу дня. Слово и Дело: ориентиры духовности

1. СЛОВО И ДЕЛО: ОРИЕНТИРЫ ДУХОВНОСТИ

*******************************

..........................................................................................................

Опубликованы имена призванных, избранных и высочайше утверждённых. Особенно тревожно за нашу академическую дружину. Мобилизация? Ренессанс? Возрождение? Активизация? Рывок?

Что день грядущий нам готовит в образовании, просвещении, воспитании, формировании активной нравственно-духовной позиции? Возвратят ли на "корабль современности" (на общественных, незатратных началах) ветеранов-профессионалов, специалистов "советской" закалки? Продолжат ли "драпировку" того, что олицеторяет величие и всемирную славу Отечества? Обеспечат ли должный заслон манкуртизму, дебилизации?.. Вопросы, вопросы...

Вниманию читателей предлагается несколько публикаций "Завтра", а также новые заметки и размышления...

.........................................................................................................

1.

ПРОФЕССОР АННУШКИН, СПАСЁМ ЛИ СЛОВЕСНОСТЬ?

На канале «Культура» есть превосходная программа «ЖИВОЕ СЛОВО»; ведёт эту программу профессор В.И. Аннушкин, замечательный просветитель, талантливый педагог, исследователь-энциклопедист, своеобразный культуролог. Институт Русского Языка имени А.С. Пушкина, где он работает, несколько раз приглашал меня с докладами на проводимые им международные симпозиумы, конференции. Владимир Иванович привносил в академичность пленарных заседаний, «круглых столов», секций «изюминку»: выступление руководимого им музыкально-художественного коллектива. Представьте себе студентов из стран Африки, Америки, Океании, Индокитая, Поднебесной с песенно-лирическим «венком» в честь Ломоносова, Сумарокова и Карамзина, Пушкина, Державина…

*********************************************************************

Аннушкин Владимир Иванович — российский филолог, доктор филологических наук. Окончил филологический факультет Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова. С 1975 года работает в Институте русского языка имени А. С. Пушкина. Профессор кафедры русской словесности и межкультурной коммуникации, с 1998 года — заведующий кафедрой.Научные интересы охватывают филологию — общую и частную, словесность в широком смысле (от древнерусской до современной, от бытовой речи до высокохудожественной и научной), риторику (её историю и современность) и русский язык как иностранный. Председатель Российской ассоциации исследователей, преподавателей и учителей риторики. Почётный работник высшего профессионального образования Российской Федерации.

…Недавняя передача Владимира Соловьёва, посвященная инициативе создания Общества русской словесности. Правда, третья часть передачи шла уже во втором часу ночи. Но когда я узнал в числе участников полемического «стояния» уважаемого профессора Аннушкина, конечно же, просмотрел всё телевизионное действо…

ЗА ДЕРЖАВУ ОБИДНО…

Александр Проханов, комментируя создание Общества русской словесности, подчеркнул, что это делается под эгидой Церкви, под эгидой разрастающегося православного миросозерцания (которое всё больше вытесняет нигилизм, депрессивное сознание, умышленную порчу русского языка). Эта инициатива (по мнению ведущего писателя современности) крайне необходима на фоне очень мощной когорты, которая занимается не просто литературой, филологией, но является огромным идеологическим комбинатом, стремящимся мобилизовать в России либеральный проект. Данный проект в последнее время отступает, открывая место государственному, имперскому миросознанию. Но это воздействие ещё весьма скромное, а либеральная толпа, нет-нет, да и демонстрирует свою способность контролировать культурное пространство России. Вот и недавнее заявление ПЕН-клуба в защиту Савченко, напоминающее мощнейшее идеологическое вторжение, угрожающее самому существованию государства.
Вместе с тем, в прохановских словах звучит явная тревога: «Но как у художника, как у человека, искушённого во всех перипетиях литературных процессов на протяжении последних тридцати-сорока лет, есть и у меня и опасения. Русская литература несёт в себе множество фракций, замесов, тенденций, которые и превратили нашу литературу в явление, вместившее в себя сложность мироздания, в нём одновременно сверкают замыслы Господа и вьются силы дьявольской тьмы». Александр Андреевич поясняет свою позицию: «Я боюсь, чтобы церковная опека над современной литературой не вылилась бы в жёсткую цензуру, ведь многие христианские постулаты весьма далеки от скрытых и сложных лабораторий, в которых рождаются романы или поэмы».

Авторитет крупнейшего художника-философа, выдающегося публициста и культуролога позволяет Александру Андреевичу затронуть проблемы, нравственно-духовные коллизии весьма и весьма острые: «Мне интересно знать, как Общество обойдётся с Толстым, который по-прежнему, несмотря на истекшие времена и сроки, является нелюбимым и нежеланным писателем для современной церковной элиты».

В качестве красноречивого примера могу привести «злоключения» своей книги «АСТАПОВО: ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ СВЯТЫНИ». Столичная «элита» довольно боязливо отреагировала на памятное издание… До сих пор книга (в «оцифрованном» варианте) находится в региональной библиотеке…

Понятна тревога нашего выдающегося современника: «Как Общество будет воспринимать грандиозную культуру Серебряного века, в которой для церкви хватает богопротивного. Культура русского Серебряного века – это драгоценная, уникальная «Инония» Есенина, творения символистов, которые во многом могут истолковываться как куртуазные, эротические, что противоречит представлениям Церкви». Мне, посвятившему более полувека литературе «сгиба эпох» (Бунин, Горький, Вересаев, Л.Андреев, Куприн, Серафимович, Есенин, Ахматова, Цветаева, Леонов) особенно понятно беспокойство

Александра Андреевича.

В последние годы я работаю над факультативом (спецкурсом) «Светская этика и светская духовность». Московско-Троицкий общественный дистанционный университет

Знаний, творческие группы «Учебная книга России», «Достопамятности Большой Москвы и москвоведение» разместили в Интернете (в том числе – «Завтра») более пятисот лекций, уроков, бесед по проблемам духовности.

А.А. Проханов размышляет: «Мне кажется, что Общество русской словесности не должно превратиться в фабрику цензурируемых текстов. Есть огромная проблема – найти язык, соединяющий Церковь с молодёжью, часто растленной, сбитой с толку, говорящей на сленге. Наши приходские священники в своих проповедях, как правило, достойных и глубоко канонических, часто не находят доступ к сердцам молодых экзальтированных людей. Поэтому создание этого Общества само по себе благотворно. Мне кажется, что Общество должно влиться в более широкое движение русских писателей, самых разных направлений, взглядов, которое противостоит чудовищному натиску либерального нигилизма. И если одной из целей Общества является противодействие агрессивной, едкой, кислотной либеральной энергии, то оно должно быть адекватным. На либеральные яды должны быть найдены антидоты. Против тьмы должно быть выставлено остриё, наполненное светом, как копьё Пересвета. И это движение должно быть остро социальным и, если угодно, окровавленным, потому что русская словесность после 1991 года была исколота либеральной ненавистью»...
********************************************************************
ЧТО ЕСТЬ СЛОВЕСНОСТЬ?..

Одни видят источник зол в ЕГЭ; другие – в нелепой судьбе «сочинений»; третьи возлагают все сокровенные надежды на бедных учителей литературы: мол, соберутся они из «глубины России» на съезд и помогут прозреть Минпросу, Минкульту, президентским советникам и помощникам.

Мне не хотелось бы обижать наших «корифеев-образованцев», но признайтесь: знаете ли вы, что должно понимать под дефиницией (термином, понятием) СЛОВЕСНОСТЬ?

Но признайтесь: все ли сами могут ответить на «вопрос СФИНКСА»: ЧТО ЕСТЬ ЛИТЕРАТУРА В ШКОЛЕ?

Была во времена оны - ИЗЯЩНАЯ СЛОВЕСНОСТЬ… А сейчас вот в один-другой час недельный ухитряются «утрамбовать» прозу и лирику, драматургию и публицистику, литературоведение и эстетику, эссеистику и очеркистику с журналистикой… Что, кроме улыбки, может вызвать высокоумное пожелание непременно озаботиться штудированием (за биатлонно-дозируемые минуты) многотомных «Войны и мира», «Преступления и наказания»… Да вот ещё – президентское решение о «включении» того же «Архипелага Гулага»… Как говорится, пришёл к тебе с приветом, рассказать, что солнце встало…

********************************************************************

Иван Бунин Слово Молчат гробницы, мумии и кости,— Лишь слову жизнь дана: Из древней тьмы, на мировом погосте, Звучат лишь Письмена. И нет у нас иного достоянья! Умейте же беречь Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья, Наш дар бессмертный — речь.

Москва, 1915

***********************************************************************

Обратим внимание на любопытное обстоятельство: столетиями в Китае все чиновники без исключения подвергались строгому экзамену по СЛОВЕСНОСТИ.

Процитируем несколько замечаний из книг (1820 – 1840 годы) высоко ценимого Пушкиным Николая Яковлевича Бичурина (отца Иакинфа):

«…Въ Училищахъ занимаютъ воспитанниковъ одною Словесностію, которая смѣшанно объемлетъ Исторію, Поэзію, Религію, Правовѣдѣніе и Политическую экономію.

… В Китае круг просвещения ограничен весьма тесными пределами. Он объемлет только училища для словесности и частию для переводов, институты Педагогический и Астрономический и Приказ Ученых. Отдельное преподавание разных наук, исключая математических, еще не введено. Письмо китайское состоит из идеографических букв. Ученик с познанием каждой буквы приобретает понятие о каком-нибудь предмете, вещественном или умственном, и таким образом в продолжение учения он может получить сведение в разных науках до известной степени; а дальнейшие сведения в них не нужны ему. Умственное воспитание в Китае имеет одну цель -- приготовление людей, способных для государственной службы.

… В училищах занимают воспитанников наиболее словесностию, которая смешанно содержит в себе сущность всех наук, более известных в Китае и необходимых для должностных чиновников, потому что в каждом чиновнике требуется способность ко всем должностям, установленным в государстве.

Нравственность, обряды религиозные и музыка предпочитаются всем наукам. Все, что не нужно на службе отечеству, считается бесполезным; и по сему предубеждению китайцы вовсе не обращают внимания на то, что доныне сделано в Европе по части физических и математических наук в применении их к промышленности. К Приказу Ученых принадлежат еще: Академия словесности, Комиссия придворных журналистов и Общество историческое. В Академии словесности два учителя, маньчжур и китаец, занимаются высшим образованием магистров, поступивших в Приказ Ученых.

Еще первые законодатели Китая постигли важную истину, что одна добрая нравственность может упрочить благосостояние народа, а поселить добрую нравственность в народе одно просвещение может; почему еще при переходе китайцев из пастушеского состояния в земледельческое старались заводить училища и в них вводить единообразное воспитание юношества -- без различия званий»

И мы сохраним тебя, русская речь,

Великое русское слово.

Свободным и чистым тебя пронесем,

И внукам дадим, и от плена спасем

Навеки!

А. Ахматова

*****************************************************************

РУСЬ ЧИТАЮЩАЯ И ДУМАЮЩАЯ:

РОДНИКИ ДУХОВНОСТИ.

"Солнце прямыми лучами Москву обожгло. Бронзовый Пушкин, почуяв тепло,

шляпу в раздумье держа за спиной, смотрит на город родной. Может быть, песня

в душе у тебя родилась? Может быть, в песне - советская власть, спутников

первых мерцающий свет, шелест летящих ракет? Стих свой звенящий в сердце

моем прочитай - слово твое долетело в Китай. Пусть же звучит оно в каждой стране

мечтами о вечной весне". ГО МОЖО. "У ПАМЯТНИКА ПУШКИНУ".

Вопросы, вопросы… «Человек есть мера всех вещей»…

«На проклятые вопросы дай ответы мне прямые: отчего под ношей крестной весь в крови влачится правый, отчего везде бесчестный встречен почестью и славой?»…

Открытие мира младенцем, его наивное лепетание: «А король-то голый»… Искусство быть читателем. Искусство быть слушателем. Искусство быть зрителем. Искусство и признание быть Гражданином… Помните: «Я ль буду в роковое время позорить Гражданина сан и подражать тебе, изнеженное племя переродившихся славян?..»

Вопросы, вопросы… Почему? Отчего? Кто виноват? Что делать? На месте ли министр образования? На месте ли министр культуры? Не занимают ли сытоносные генерально-генеральские позиции в СМИ лукавцы, подобные тем, кого изгонял из Храма сам Всевышний? Куда подевалась эта самая ИДЕОЛОГИЯ-ДУХОВНОСТЬ? Почему бомжуют в человейнике Совесть, Честь, Порядочность, Сострадание, Добротолюбие?..

Приобрёл, к примеру, актуальность и особую злободневность вопрос о выпускных сочинениях в школах.

Однако следует заметить, что проблема школьного сочинения гораздо сложнее, чем включение в расписание одного дополнительного часа в неделю. Необходима целостная система, начиная с первого класса (именно с начальных стадий обучения и воспитания); система, которая позволит развивать творческую активность учащегося (и прежде всего –

уровень его грамотности). Не только учитель русского языка, не только преподаватели гуманитарного цикла, а буквально все педагоги и воспитатели, весь персонал образовательно-воспитательного учреждения призваны внести свою «долю» в развитие личности, индивидуальности школьника.

Мыслимо ли должное образование на уроках истории, географии, иностранных языков, всех без исключения предметов негуманитарных – без использования воспитательно-образовательных возможностей рефератов, сообщений, сочинений, эссе?

Косноязычный, склонный к диалектам «носитель информации» - хуже стихийного бедствия. Речь идёт не о златоустах, мастерах красноречия, а о профессионалах должной квалификации и интеллигентности.

В своё время существовал и был весьма плодотворен ЕДИНЫЙ ОРФОГРАФИЧЕСКИЙ РЕЖИМ В ШКОЛЕ.

Думается, стоит поразмышлять о ЕДИНОМ К У Л Ь Т У Р О Л О Г И Ч Е С К О М РЕЖИМЕ В ШКОЛАХ…

От «русского вопроса» к «русскому ответу»… «…Россия.

При одном этом имени как-то вдруг просветляется взгляд у на-

шего поэта , раздвигается дальше его кругозор, всё становится у

него шире, и он сам как бы облекается величием, становясь превы-

ше обыкновенного человека…» - гоголевское вдохновенное. Фило-

софско-психологическое, духовно-нравственное обобщение Ивана Бу-

нина: «Молчат гробницы, мумии и кости. Лишь слову жизнь дана.

Из древней тьмы На мировом погосте звучат лишь письмена.И

нет у нас иного достоянья! Умейте же беречь, Хоть в меру сил,

В дни злобы и страданья Наш дар бесценный речь» («Слово»).

Вопросы, вопросы… «Ты проснёшься ль, исполненный сил?..» -

«Проснёшься ль ты, осмеянный пророк?..» - Вопросы и ответы…

Много любопытного, весомого таят на своих страницах старин-

ные журналы с «нацеленными» названиями: «Русское слово»,

«Русское богатство», «Русский вестник», «Русская мысль»,

«Русская речь», «Русская старина», «Русская жизнь». Весьма по-

учительно вдумчиво перелистать «Русский инвалид», «Русский ям-

щик», «Русское эхо». Не лишены увлекательной познавательности

подшивки почитаемых некогда изданий.

«Умирает человек – Народ бессмертен и бессмертен Поэт,

чьи песни – трепет сердца его народа» - горьковская формула бес-

смертия гуманистической преемственности поколений.

Благодарная память потомков хранит имена тех, кто способств-

овал художественному и духовно-нравственному развитию народа,

страны, всего человечества.

К. Паустовский заявил, размышляя об одном из сынов России:

«Кто сказал, что Куприн умер? Жизнь писателя измеряется продол-

жительностью любви к нему со стороны потомков. Куприн не умрёт,

пока человеческое сердце будет волноваться любовью, гневом, радо-

стью и зрелищем смертельно заманчивой земли,отведённой на нашу

долю для жизни. Куприн не может умереть ни в памяти русских, ни

в памяти русских, ни в памяти многих людей – представителей чело-

вечества,как не может умереть гневная сила его «Поединка», горькая

прелесть «Гранатового браслета», потрясающая живописность его

«Листригонов», как не может умереть его страстная, умная и непос-

редственная любовь к человеку и к своей родной земле».

Слова признательности, обращённые к Куприну, с полным пра-

вом можно было бы адресовать Ивану Никитину, Алексею Коль-

цову, Ивану Сурикову, Леониду Андрееву, Ивану Бунину, Викентию

Вересаеву, Николаю Гарину-Михайловскому, Александру Эртелю,

Владимиру Короленко. Каждый из них, поистине «как живой с живы-

ми говоря», способствовал формированию и укреплению духовно-нра-

вственных и эстетических идеалов современности.Среди тех, кто во-

звеличил русское слово, раскрыл «диалектику души» русского челове-

ка, немало достойных имён; это – и С.Сергеев-Ценский, С.Скиталец,

И. Шмелёв, М.Пришвин, Н.Телешов, К. Тренев. Вопросы. Вопросы…

«Где лучше?», «Кому на Руси жить хорошо?», Кто виноват?»…

«Вечные вопросы», «проклятые вопросы»… - «На проклятые вопро-

сы дай ответы мне прямые: Отчего под ношей крестной весь в крови

влачится правый? Отчего везде бесчестный встречен почестью и сла-

вой?..» - гейневское риторическое вопрошание не теряло своей зло-

бодневности из поколения в поколение.

У Гоголя в статье «В чём же наконец существо русской поэзии и

в чём её особенность» есть принципиально весомые размышления о

послепушкинской эпохе, когда «образовались стихии новой жизни»,

и раздались вопросы, которые дотоле не раздавались, когда но-

вым авторам нельзя повторять своего великого предшественника:

«Самая речь их будет другая: она будет ближе и родственней нашей

русской душе. Ещё в ней слышней выступят наши народные начала.

Ещё не бьёт всей силой кверху тот самородный ключ нашей поэзии, ко-

торый уже кипел и бил в груди нашей природы тогда, как самое слово

поэзии не было ни на чьих устах… Ещё доселе загадка – этот необъ-

яснимый разгул, который слышится в наших песнях, несётся куда-то

мимо жизни и самой песни, как бы сгораемый желанием лучшей отчиз-

ны, по которой тоскует со дня созданья своего человек. Ещё ни в ком не

отразилась вполне та многосторонняя поэтическая полнота ума нашего,

которая заключена в наших пословицах, умевших сделатьтакие великие

выводы из бедного, ничтожного своего времени. Ещё тайна для многих

этот необыкновенный лиризм».

Максим Горький писал о том, как в его «памяти сердца и разума» есть

«потрясающее исключительное впечатление», которое можно,пожалуй,

сравнить с тем, что в своё время испытал Глеб Успенский в Лувре перед

Венерой Милосской (очерковая новелла «Выпрямила»). На нижегород-

ской выставке 1896 года М. Горький слушал олонецкую сказительницу

Орину Федосову. «Федосова – это олицетворение старой русской народ-

ной поэзии, она и сама, по внешности своей – старая, спетая песня…

Она вошла, в пояс поклонилась публике, села в кресло и – на её коричне-

вом, морщинистом лице вдруг вспыхнули два ясных огонька – её живые

вдохновенные глаза, и вслед за её взглядом на зал – в зале раздался за-

душевный голос, говоривший старинную народную былину о Добрыне…

повеяло седой стариной, поэзией русского народа, простой, но могучей,

такой тоскливой и удалой… Она живая легенда, и, полуумирающая, -

она всеми остатками своей жизненной энергии воскрешает перед пуб-

ликой умирающую эпическую поэзию…».

«Младшие богатыри русской литературы»… Формирование и

становление духовно-экологического пространства «русского вопроса»

связано с традициями предшественников; и не только с такими гиган-

тами, как Л.Толстой, Ф.Достоевский, Н.Некрасов и М.Салтыков-

Щедрин и А.Чехов, но и с менее значительными беллетристами и ли-

риками, лучших из которых М.Горький называл «младшими богаты-

рями русской литературы».

В рукописных списках Х1Х века распространялось полемическое по-

желание: «…Придёт ли времечко?..Приди, приди, желанное! Когда му-

жик не Блюхера И не милорда глупого – Решетникова Фёдора, Успе-

нских двух, Левитова, Слепцова, Златовратского, Засодимского, Сало-

ва, Каронина, Нефёдова, А главное – Некрасова, Всего без исключения,

С базара понесёт» «Родная Русь, много таится в тебе непочатых сил

и из твоего талантливого юного духом народа много ещё впереди вый-

дет и истинных поэтов, и художников, и мыслителей. И теперь уже не

мало ты дала людей таланта – бодрых силою, честных делом, речью,

а дальше, дальше за тобой, как необозримы твои степи, дебри и леса,

необозримо твоё великое будущее и неумирающие надежды – надежды

твоих лучших людей», - писал Н.Соловьев-Несмелов в статье «Памя-

ти И.З. Сурикова». В книге «Русcкие поэты» Несмелов развивает мыс-

ли о значении «поэтов, непосредственно вышедших из народа, поэтах

крестьянах, таких как А.В. Кольцов, И.С.Никитин»: « и много славных,

дорогих имён русской чуткой мысли пришли и сказали своё горячее сло-

во, - удовлетворённо констатирует он, - сказали, что жив русский народ,

жива и сильна его речь,и есть что сказать ему, что духовные богатства его

обильны; спал он духовно долго, но вот с этими яркими звёздами своих

мыслей, своего духа, он проснулся и теперь свободный вышел и идёт ру-

ка об руку со своими старшими братьями – западноевропейскими народа-

ми». Несмелов, уповая на лучшее будущее порабощенного ныне народа,

обострённо чувствовал преемственную связь поколений; даже смерть,

по его мнению, бессильна прервать живые нити гуманистической пре-

емственности, так как оставшиеся жить самоотверженно заботятся об

«интересе живых и живого дела, как продолжения дела отошедших от

нас». Нельзя с должной глубиной и объективностью осмысливать «рус-

ский вопрос» без обращения, например, к таким знатокам русского наци-

онального характера, как С. Максимов (1831-1901),который, по словам

знавших его, «чуял русский дух, русскую Русь». Его книга о «местных

речениях» - «Крылатые слова» - выдержала много изданий .«Бродячая

Русь Христа ради» - ещё одно значительное произведение самобытного

беллетриста-этнографа, народознатца, человековеда.

О «прошедшем горе родной стороны, о её испытаниях великих, о том,

как крепкие старинные люди отстаивали русскую землю и русскую

честь» вдохновенно повествовали «инженеры человеческих душ»., «открыватели путей».

«Поуронили слово русское…» Отлучение русской литературы от

русского читателя… В своё время большинство словесников были «во-

оружены» прекрасным журналом «Литература в школе». И сегодня он вы-

ходит, этот учебно-методический журнал. Но (парадоксально, но факт)

подавляющее большинство педагогов-литераторов России ныне лишены

возможности даже подержать журнал сей (превосходно изданный, в цвет-

ном варианте, с замечательными материалами) в руках. В школах его не вы-

писывают, в библиотеках тоже, личные же учительские «финансы поют

романсы»…Или – как говорится, «вопрос в лоб»: где можно «раздобыть»

для прочтения те же «Лад» В. Белова, «Мгновения» Ю. Бондарева,

«Раскол» В. Личутина, «Суд памяти» и «Даль памяти» Е. Исаева, поэти-

ческие сборники Я. Смелякова, А. Прокофьева, Н. Рубцова? К горчайшему сожалению, из нашего интеллектуально-духовного бытия уходит такое понятие как читальный зал.

Жалкие клетушки на дюжину персон лишь при научно-фантастическом складе ума сойдут за эти самые «читальные залы». Совершите экскурсию (очную или заочную) по читальным залам для массовых чтецов наукоградов. Ау, уа! Где они?..

«Поуронили слово русское…» - сокрушался даровитый лирик Иван

Лысцов; и в его тревоге – немало злободневности и резона. «По-русски

себя не щадя…» («Не начало ли перемены?»)… «Наша жизнь

всколыхнулась до глубины в трагическом усилии возрождения», - сто лет

назад В.Г. Короленко сделал это наблюдение. Историческая реальность

(или историческая мистика) состоит в том, что устами Владимира

Галактионовича ныне как бы произносили-глаголяли фактически ту

же истину Валентин Распутин и Василий Белов, Юрий Поляков и

Александр Проханов, Юрий Бондарев и Владимир Личутин, Валентин Сорокин, Викулов, Ю. Кузнецов, Рубцов, Бондаренко, Куняев, Золотцев, Шальнев, Парпара, Лысцов, Смирнов…

Вспоминается-напрашивается василь-фёдоровское, чеканно-весомое:

«Сердца, да это же высоты, которых отдавать нельзя»…И, конечно

же, лермонтовское, врачующее, вдохновляющее, чарующее:

«Люблю отчизну я, но странною любовью!

Не победит её рассудок мой.

Ни слава, купленная кровью,

Ни полный гордого доверия покой.

Ни темной стороны заветные преданья

Не шевелят во мне отрадного мечтанья.

Но я люблю – за что, не знаю сам, -

Ее степей холодное молчанье,

Ее лесов безбрежных колыханье,

Разливы рек ее, подобные морям…».

Горизонты и перспективы будущих сочинений… Горизонты и думы будущих изложений… Горизонты, упования, заветы Руси читающей, Руси думающей…

*************************************************************************

Ашот Гарнакерьян. «Россия».

И в радостный день и в печальный
С тобою я связан судьбой.
Тебе я не родственник дальний,
Россия, а сын твой родной.
Не только цветы на поляне,
Но даже степной полынок
Мне снился в полночном тумане
Среди чужедальних дорог.
Любви этой знойная сила
И мне, армянину, дана,
Она меня в бурю носила,
Лишала покоя и сна.
Пусть нет во мне крови славянской,
От русского чем отличим?
Лишь взгляд моих глаз азиатских
Загадочным блеском томим,
Лишь смуглая матовость кожи
Напомнит моим друзьям,
Что я не родился в Поволжье,
Не бегал по тульским полям.
Не слушал в Диканьке я сказки
О ведьмах при свете луны,
Что предки мои у Аракса,
В предгорьях, пасли табуны.
Но северный снег, и метели,
И Пушкина гордый язык
С младенческих лет, с колыбели
Считать я родными привык.
И, голосу совести внемля,
Солдатской дорогой идя,
Сражался за русскую землю,
По-русски себя не щадя

1.0x