Авторский блог Василий Шахов 10:16 20 октября 2018

1."Пусть осенит вас победоносное знамя великого Ленина!"

Заметки об актуальном. "Да ведают потомки..."

1. "ПУСТЬ ОСЕНИТ ВАС ПОБЕДОНОСНОЕ ЗНАМЯ ВЕЛИКОГО ЛЕНИНА!"

Пусть вдохновляет вас в этой войне мужественный образ наших великих предков – Александра Невского, Димитрия Донского, Кузьмы Минина, Димитрия Пожарского, Александра Суворова, Михаила Кутузова! Пусть осенит вас победоносное знамя великого Ленина!

И. В. С Т А Л И Н. Ноябрь 1941 года.

«ЛЕНИН – АЗБУКА НАША И ПРОБА…»

ПЕРВЫЕ СТРАНИЦЫ ВСЕМИРНОЙ ЛЕНИНИАНЫ

За дождём - трёхлоскутное поле, ворох туч у осин на горбах.

Но по осени весело в школе, как весной на зелёных лугах.

Дома нудно шуршат по дерюгам тараканы – запечный изюм,

- в школе сладок с наставником-другом алый клевер забрезживших дум.

«По- иному, ребята, учёба: с буквы Л мы алфавит начнём:

Ленин – азбука наша и проба, наша первая грамота в нём.

Головы его глобус суровый – география новая нам.

Он, веков разбивая оковы, шар земной расколол пополам:

Труд и праздность, богатый и нищий расколовшихся полюса два;

позади – черных дней пепелище, впереди – вешних зорь мурава.

И не жадничать грамоту копим, -всю механику тайн разуметь,

вместо дурьей болотистой топи знать железо и красную медь;

и не спьяну вальяжничать чванно, заломив выше звёзд козырёк,

- с поля жизни выпалывать рано курослепы и дикий чеснок!..»

Так весь день… А как дымной соломой вечер вспухнет у школьных ворот,

на костёр кумачевый крестпома всё к тому же учителю слёт

АЛЕКСЕЙ КАМЕНСКИЙ-ЛИПЕЦКИЙ.

«Народный учитель. Сестре, учительнице В.В. Кузнецовой».

………………………………………………………………………………………….

«Да разве найдутся на земле такие силы, которые пересилили бы русскую силу?» - вопрошает герой классика века девятнадцатого. В самые драматические дни Великой Отечественной автор «Славы России» весомо предупреждает: «И пусть содрогнутся в мире те, кому ненавистна русская речь и нетленная слава России».

Сегодня вновь – опасность у ворот; активизировалось «внутреннее зло»: замахнулись на наши «алтари и очаги», на наши нравственно-духовные святыни. Чужебесные допинги растлевают, дебилизируют, манкуртируют молодёжь. Вместо идеологии, вместо этических кодексов, норм продолжается откровенное оболванивание молодёжи. «Ловцы душ» ополчились на Великую Победу, Бессмертный Полк; в СМИ кишат антисоветчики, антиленинцы, сталинопадцы, ненавистники Великого Октября.

Можно ли, должно ли, не совестно ли сдавать священные рубежи? Наше равнодушие, наше отступничество, наше соглашательство только распаляют алчность антисоветчиков…

…………………………………………………………………………………………………….

…В качестве комментария получил отклик от одного из самых чтимых мною оппонентов – публициста Людмилы Маравы. Она размышляет о традициях, преемственности, становлении активной жизненной прозиции подрастающего поколения… - «Василий Васильевич! Не понимает молодость низости своей. Второе определение которой - невежество. Как свершившееся горе противопоставления образованию.
Ленин говорил: учиться, учиться и учиться! Переколбасили его слова, вывернули наизнанку. Заколочена ржавыми гвоздями когда-то огромная дверь, ведшая на широкую дорогу ЗНАНИЙ. Всем хватало на ней места. А теперь, наверное, по прозревшей опять дикости, грамотой стыдят. Петляет молодая поросль по дурно пахнущим болотам дурмана. Не зная, точнее, не желая знать реальной ценности своего исторического наследия.
Слава Богу, открыто настежь окно Вашего могучего энтузиазма сохранить всеми возможными силами то, что еще окончательно не предали забвению... Свежий ветер - в лицо!!!
С глубоким уважением, Людмила Марава. ДОНЕЦК».

«…сохранить всеми возможными силами то, что еще

окончательно не предали забвению... Свежий ветер - в лицо!!!»

Вынесенное в эпиграф стихотворение «Народный учитель» принадлежит Алексею Владимиру Каменскому, поэту из «есенинского круга». Самобытного лирика называли «липецким Есениным». В 1962 году в Липецком книжном издательстве вышла монографическая работа Алексея Яковлевича Силаева, положившая начало обстоятельному исследованию и включению в круг чтения произведений А.В. Каменского (А. Липецкого).

А.Липецкий – один из первых лироэпиков, стремившихся постичь ленинский феномен в контексте противоречивейших событий «сгиба эпох». В стихотворении «Матыра» сквозь акварельность пейзажа родного края просвечивает философское раздумье: «Я поймал бы за усы сомовьи силу предков, вросшую в века…». Нет необходимости искусственно выпрямлять творческий путь «липецкого Есенина». Были у него житейские зигзаги, кризисы, сомнения. Общественный и этический идеал его одухотворялся романтической утопичностью. «Россия, моя тучевая Россия, что ж солнца не видно на небе твоём?»-вопрошает автобиографический герой-повествователь («Моя Русь», 1915). Революционные события страшили его стихией безудержного разгула. В стихотворении «В зареве революции» (1917), признавая необходимость революционного насилия(«Дерзай, титан! Ты встал и пали цепи, как вешняя ты зашумел ьрека…»), поэт призывает пощадить шедевры искусства, «гармонию святую».

В лицах современников улавливает он черты предков, в новом быте – отголоски давних занятий пращуров. «Не гроза гневливая подула» - принахмурился мужик Микула, размышляя о «прорве паровой» («Микула»). «Попутчица становищам Батыя» - крестьянская телега с завистью видит чугунного коня, резво мчащегося по стальному большаку («Телега»). Поэта интересуют прежде всего созидательные задатки человеческой личности, неизменно проявлявшиеся в различные исторические эпохи (царь Пётр, «апостол мысли и труда», герои революционной истории России.

Весьма примечательно и акцентно-психологично «сближение»» двух гениев-современников: Ульянова-Ленина и Плеханова-Бельтова.

…«На новых кумачевых фронтах за новую мужицкую и рабочую власть опять разливным морем потекла кровь. Горячими ручьями выплеснулась в самую сердцевину мужицкой земли…- строки «С и б и р к и» А. Липецкого. – Досыта насосалиь донские степи, крымские седые солончаки, тамбовские и воронежские черноземы человечьей и всяческой крови; вместо штыка и сабли закачался на ожившей борозде, поднявший без боязни голову, усатый колос…».

«Когда был Ленин маленький…»

Маргарита Ильинична Ивенсен

Когда был Ленин маленький, Похож он был на нас, Зимой носил он валенки,
И шарф носил, и варежки, И падал в снег не раз. Любил играть в лошадки,
И бегать, и скакать, Разгадывать загадки, И в прятки поиграть.

Когда был Ленин маленький, Такой, как мы с тобой, Любил он у проталинки

По лужице по маленькой
Пускать кораблик свой. Как мы, шалить умел он, Как мы, он петь любил,
Правдивым был и смелым – Таким наш Ленин был…

****************************************************************************

«…ОДНО И ТО ЖЕ СОЛНЦЕ СВЕТИТ НАМ ПРИ РАМЗЕСЕ И ЛЕНИНЕ…»

Михаил ПРИШВИН

Из дневника (1918 год): «Многие в провинции спрашивали меня, видел ли я когда-нибудь Ленина и потом – какой из себя и что он за человек. Пусть Ленин все равно какой, мне нужен в Ленине человек убежденный, честный, сильный. Узнав мое мнение о Ленине, мне говорят: а не могу ли я о всем потом Ленину рассказать, не вникнет ли он в положение по человечеству. Я еду, и мне кажется, я что-то везу в себе Ленину, я начал думать о том, что человек перестрадал, о будущем и что я могу сказать Ленину…»

«…Пламя пожара России так велико, что свет его, как солнца свет утреннюю луну закрывает, так и невидим становится свет всякого нашего личного творчества, и напиши теперь а в т о р подлинно гениальную картину, она будет как бледная утренняя луна, бессильная, лишняя…».

«Родное далёкое»; «Плачет где-то иволга…»; «А он, мятежный, ищет бури…»; «Лебедянь. Лебедия. Россия»; «За веком – век». – Памятная книга «Лебедянь». Составитель проф. В.В. Шахов. Липецк, 1992.

«О чём шепчутся раки…» (из дневников М. М. Пришвина). – Борис Шальнев. Василий Шахов. Родное и близкое. Часть первая. Липецк. 1992.

«Наше счастье – заглянуть миру в лицо…» (нравственно-педагогические и эстетические традиции Михаила Михайловича Пришкина); «Радостно понять, что я имею нечто близкое с народом» (из дневников М.М. Пришвина). – В кн. : В.В. Шахов, Б.М. Шальнев. Родная культура: мир детства и отрочества. Учебник-хрестоматия по краеведению Липецкой области для неполной средней школы. Липецк. 1997.

*******************************************************************

Живописно-пластичен ленинский «портрет» русского классика Александра Куприна : «Ленин совсем лыс. Но остатки волос на висках, а также борода и усы до сих пор свидетельствуют, что в молодости он был отчаянно, огненно, красно-рыж. Об этом же говорят пурпурные родинки на его щеках, твердых, совсем молодых и таких румяных, как будто бы они только что вымыты холодной водой и крепко-накрепко вытерты. Какое великолепное здоровье! Разговаривая, он делает близко к лицу короткие, тыкающие жесты. Руки у него большие и очень неприятные: духовного выражения их мне так и не удалось поймать. Голос у него приятный, слишком мужественный для маленького роста и с тем сдержанным запасом силы, который неоценим для трибуны. Реплики в разговоре всегда носят иронический, снисходительный, пренебрежительный оттенок — давняя привычка, приобретенная в бесчисленных словесных битвах. «Все, что ты скажешь, я заранее знаю и легко опровергну, как здание, возведенное из песка ребенком».

************************************************************************

********************************************************************

«СВОБОДУ БЕДНЫМ ЛЮДЯМ ДОБРЫЙ ЛЕНИН РАЗДОБЫЛ…»

…Читатели 20 – 30-х годов века двадцатого сочувственно восприняли первые жанрово-стилевые эксперименты Агнии БАРТО. Учебные и просветительские хрестоматии охотно включали в свой состав её «КИТАЙЧОНКА ЛИ»:

«На далёком жарком юге, На краю родной земли, У реки живёт в лачуге Китайчонок – мальчик Ли. Ночью спит на куче хлама, Днём себе вари́т обед,
Потому что папы с мамой Постоянно дома нет. Мама тяжести таскает На своих больных плечах, Мальчик Ли приготовляет Папе с мамой рис и чай.

Ли ни разу не был в школе, В книге слов не мог прочесть, Только знал... свобода где-то воля У людей на свете есть... бедным людям Добрый Ленин раздобыл.
Мальчик Ленина за это Крепко-крепко полюбил. Разозлённый и усталый
Приходил домой отец И под кровлей обветшалой Тихо плакал, как юнец:

«Спи, мой мальчик, спи, мой крошка, Ленин тоже крепко спит. Скоро к нам в Китай угрюмый ... Свободу бедным людям Добрый Ленин раздобыл». Мальчик Ленина за это
Крепко-крепко полюбил
»… А. БАРТО. 1925

*************************************************************************

В ряду европейски, всемирно известных авторитетов, делавших попытку публицистически и философско-психологически «портретировать» Ильича – наш Максим Горький: «В России, стране, где необходимость страдания проповедуется как универсальное средство «спасения души», я не встречал, не знаю человека, который с такой глубиной и силой, как Ленин, чувствовал бы ненависть, отвращение и презрение к несчастиям, горю, страданию людей… Для меня исключительно велико в Ленине именно это его чувство непримиримой, неугасимой вражды к несчастиям людей, его яркая вера в то, что несчастие не есть неустранимая основа бытия, а – мерзость, которую люди должны и могут отмести прочь от себя. Я бы назвал эту основную черту его характера воинствующим оптимизмом материалиста. Именно она особенно привлекала душу мою к этому человеку, Человеку – с большой буквы. …Меня восхищала ярко выраженная в нем... активная ненависть к мерзости ее, я любовался тем азартом юности, каким он насыщал все, что делал. Меня изумляла его нечеловеческая работоспособность. Его движения были легки, ловки, и скупой, но сильный жест вполне гармонировал с его речью, тоже скупой словами, обильной мыслью. И на лице, монгольского типа, горели, играли эти острые глаза неутомимого борца против лжи и горя жизни, горели, прищуриваясь, подмигивая, иронически улыбаясь, сверкая гневом. Блеск этих глаз делал речь его еще более жгучей и ясной. Иногда казалось, что неукротимая энергия его духа брызжет из глаз искрами и слова, насыщенные ею, блестят в воздухе. Речь его всегда вызывала физическое ощущение неотразимой правды».

******************************************************************

«Кто был он? - Вождь, земной Вожатый... кем изменен Путь человечества, кем сжаты В один поток волны времен. Октябрь лег в жизни новой эрой, Властней века разгородил, Чем все эпохи, чем все меры, Чем Ренессанс и дни Аттил. Мир прежний сякнет, слаб и тленен, Мир новый - общий океан - Растет из бурь октябрьских: Ленин На рубеже, как великан. Земля! зеленая планета! Ничтожный шар в семье планет!
Твое величье - имя это, Меж слав твоих - прекрасней нет! Он умер, был одно мгновенье
В веках, но дел его объем Превысил жизнь, и откровенья Его - мирам мы понесем»… Валерий Брюсов . «Ленин».

…Лениниана в живописи. Лениниана в скульптуре. Лениниана в музыке. Театральная Лениниана. Изобразительно-выразительная, художественно-прикладная Лениниана. Лениниана в кино и телевидении. Лениниана в литературе, искусстве, культуре… Видимо, необходимо на ближайшие годы определить запрет-мораторий на вмешательство, связанное с Красной площадью и Кремлём.

1.0x