Авторский блог Редакция Завтра 03:00 24 ноября 1997

“БЕЛОРУССКИЙ ПРОЕКТ” СОЮЗ

“БЕЛОРУССКИЙ ПРОЕКТ” СОЮЗ
Author: Сергей Александров
47(208)
Date: 25-11-97

Помещение известнейшего московского Театра “На юго-западе” имеет весьма скромные размеры. Количество мест — 100, сцена — 6 на 6, высота — 3,2 метра от пола до потолка. Раньше здесь, в пристройке к жилому дому, была мастерская “металлоремонт”. Когда-то решением райсовета мастерскую передали молодой театральной студии, основанной в пригородной подмосковной деревне Востряково. В составе кружка были в основном дети старших классов, но нашлись помощники и постарше: шофер-дальнобойщик Авилов, архитектор Бочоришвили. Возглавлял театральную самодеятельность (слово, которое ныне почему-то имеет лишь негативный оттенок) тогда еще тоже молодой (но уже с двумя высшими образованиями) Валерий Белякович.
Работа кипела. Днем шли репетиции, в свободное время актеры сами варили каркас зрительской трибуны на 7 рядов, штукатурили стены, монтировали электропроводку... Зрители и соседи бескорыстно помогали, чем могли. Театр строился всем миром — как храм...
С тех пор минуло двадцать лет. Студия “На юго-западе” приобрела известность и статус профессионального театра, меж тем, старое помещение служило верой и правдой. Но все же площадь театра — площадь большой комнаты, и билеты на спектакль Беляковича практически достать нельзя — нет мест. Поэтому руководство театра начало иссушающие переговоры с властью о необходимости строительства нового здания. Прошения, письма, ожидания... чиновничество, волокита!
Но однажды, казалось, все препоны были преодолены, завертелось проектное колесо: мэр Лужков вынес решение об отводе участка под новое здание театра, была разработана проектная документация, прошли согласования, советы, экспертиза. Проект изготовлен под руководством прекрасного человека, замечательного архитектора Александра Сергеевича Веденкина ...
Надо сказать, что сам проект выполнен в исконных национальных традициях: материал стен — кирпич, витражи из анодированного алюминия. Основной объем театра двухэтажный, фойе подсвечено двумя фонарями и имеет выход на время антракта в лоджию-балкон, откуда открывается примыкающий к театру сквер и застройка микрорайона. В проекте примечательно и то, что овальная коробка зала несколько завышена по отношению к основному объему, но ее конструкции существенно облегчены, так как в этом театре не требуется колосников.
Сам Веденкин говорит о проекте следующие:
— Технологическая планировка принята в соответствии с режиссерской концепцией: проход актеров под зрительским амфитеатром, отсутствие занавеса, в полукружии сценической площадки две стены и постоянный металлический балкон, что дает возможность максимальных передвижений в изменяющихся сюжетных событиях. Вместимость зала 350 человек.
Общая площадь театра — без площади, отводимой инвестору— 5600 кв.метров.
Казалось, что скоро москвичи увидят новое здание театра “На юго-западе”. Однако еще один зигзаг — в новом экономическом рыночном пространстве оказалось, что на театр у государства денег нет, а переговоры с многочисленными потенциальными спонсорами — американцами, турками и (новыми) русскими — привели лишь к тому, что в проект театра были внесены изменения, увеличивающие “офисную” площадь до 60% от общей... И снова оказалось, что денег на театр нет (о виллах на берегах Франции или США сейчас говорить не будем, как-нибудь в другой раз).
На этом печальную песнь о судьбе проекта нового здания театра можно было бы и закончить, если бы автор этих строк не побывал на Российско-Белорусском гуманитарном форуме, организованном писателями России и их белорусскими коллегами. В ходе “круглого стола”, между прочим, выяснилось, что цифры роста валового внутреннего продукта народного хозяйства Белоруссии — 11%, и, как следствие этого, происходит увеличение финансовых вливаний в культуру. Например, за последний год в Минске открылись три новых театра: Молодежный, Эстрады и Белорусского народного танца и песни. А известный советский актер, живущий в Минске, Николай Еременко сообщил, что руководством Белоруссии принято решение создать Всемирный центр славян...
Конечно, идея открытия в Москве белорусского культурного и информационного центра кому-то покажется слишком современной... Еще бы — несколько лет назад такая идея бы просто кощунственной. Представляете: ваша правая рука налаживает “плодотворное сотрудничество с левой”... Однако в контексте всего происходящего, с учетом телевизионной блокады Белоруссии, создание такого центра было бы делом сверхважным.
Разумеется, центр — это прежде всего люди, способные организовать работу по созданию динамичной культурной линии “Москва — Минск”, однако здание, помещение для такого центра требуется тоже особое... И здесь приходит на ум история с непостроенным пока театром, которым руководит московский белорус Валерий Белякович и под который “пролукашенковски” настроенный мэр уже выделил в Москве землю.
Кто знает, быть может, на базе совместно построенного здания театра и возникнет Центр, который так необходим двум славянским народам?
Сергей АЛЕКСАНДРОВ
1.0x