Авторский блог Редакция Завтра 03:00 20 октября 1997

БЫТЬ ЛИ ВЗЛЕТУ? (О роли Военно-воздушных сил в вооруженной борьбе и обеспечении национальной безопасности страны)

БЫТЬ ЛИ ВЗЛЕТУ? (О роли Военно-воздушных сил в вооруженной борьбе и обеспечении национальной безопасности страны)
Author: Владимир Рог
42(203)
Date: 21-10-97
Роль Военно-воздушных сил в современной войне постоянно возрастает. Это — объективная закономерность. Она находит свое отражение в развитии процессов вооруженной борьбы ХХ столетия и подтверждается опытом, практикой. В обычной войне Военно-воздушным силам (ВВС) принадлежала, принадлежит и в обозримом будущем будет принадлежать решающая роль в завоевании господства в воздухе — одного из главных условий достижения целей операции Сухопутных войск, а также в авиационной поддержке своих войск как неотъемлемой части огневого поражения противника, особенно в его оперативно-тактической глубине.
Подтверждением справедливости данных выводов может служить война в Персидском заливе (1991 г.) — первая крупная региональная обычная война конца ХХ столетия после прекращения “холодной войны” — велась через 46 лет после завершения ВОВ. В состав многонациональных сил (МНС), воевавших против Ирака, были включены объединения, соединения, части различных видов ВС 30 государств мира, в т. ч. США, Великобритании, Франции, Египта, Сирии, Саудовской Аравии и др. Основу МНС составили сухопутные войска, ВВС и ВМС США.
США и их союзники по антииракской коалиции сделали основную ставку на ВВС — на нанесение ими по Ираку сокрушительных ударов с воздуха. В соответствии с такой концепцией в районе Персидского залива была создана мощная авиационная группировка в составе 2600 современных самолетов и вертолетов, в т. ч. 1800 американских. Характерно, что ВВС многонациональных сил подчинялись одному должностному лицу — командующему 9-й воздушной армии ВВС США, т. е. управление ВВС МНС было строго ЦЕНТРАЛИЗОВАННЫМ.
Война в Персидском заливе началась 17 января 1991 г. решительным наступлением с воздуха. В течение трех суток ВВС МНС провели воздушную наступательную операцию, в результате которой было завоевано господство в воздухе на театре войны. Этим самым были созданы благоприятные условия для успешного проведения сорокасуточной воздушной кампании. Используя эффективные результаты воздушной кампании, сухопутные войска МНС всего лишь за последние 100 часов войны, перейдя в решительное наступление, завершили ее, очистив территорию Кувейта от иракских войск.
В этой войне, обычной региональной войне конца ХХ столетия, получен ПЕРВЫЙ ОПЫТ по изменению технологии военных действий, а именно: решительным наступательным действиям соединений сухопутных войск, в т. ч. их танковым соединениям, предшествовала НЕ АВИАЦИОННАЯ ПОДГОТОВКА в несколько десятков минут (часов), проводимая в тесном взаимодействии с артиллерийской подготовкой, как это было в локальных конфликтах в Персидском заливе, а в десятки суток — ВОЗДУШНАЯ КАМПАНИЯ — включавшая в себя и воздушную наступательную операцию, и систематические боевые действия авиации. Такая технология военных действий при решающей роли Военно-воздушных сил принесла МНС не только победу, но, как известно, и минимальные потери в личном составе и боевой технике их сухопутных войск. Решающая роль ВВС в ведении военных действий была подтверждена “Хорватской Бурей”.
Во второй половине ХХ столетия боевые возможности авиации продолжают стремительно развиваться. Так, к примеру, в массированных налетах американской авиации на Ханой во время войны во Вьетнаме участвовало по 160-200 самолетов, а через 18 лет, в операции “Буря в пустыне”, число самолетов, участвовавших в массированных авиационных ударах, увеличилось до 360-600 самолетов, т. е. в 2,2— 3 раза.
Применение высокоточного оружия позволило сократить потребные наряды самолетов для поражения одного и того же объекта в 2-5 раза по сравнению с применением неуправляемых авиационных средств поражения.
Однако это — весьма дорогостоящее оружие. Согласно расчетам, стоимость выполнения боевой задачи по выводу из строя бетонированной взлетно-посадочной полосы на аэродроме тактической авиации с применением высокоточных авиационных бомб в 10-12 раз превышает стоимость выполнения данной задачи при применении только обычных бомб.
Основной недостаток высокоточного оружия — его чувствительность к погодным условиям. Этот вывод следует из опыта войны в Чечне. Авиационные части ВС России, принимавшие участие в боевых действиях в Чечне, из общего количества самолетовылетов применили ВТО только 35 раз, что составляет всего лишь 2,3 процента от общего количества вылетов за четыре месяца боев. Основная причина столь редкого применения — сложные метеорологические условия.
Из изложенного следует, что самой актуальной военно-технической задачей была и есть разработка всепогодного авиационного ВТО для поражения в первую очередь важных подвижных и стационарных объектов противника. Важнейшей задачей ВВС была и остается авиационная поддержка Сухопутных войск.
Следует выделить положение и о том, что авиационную поддержку своих войск можно эффективно выполнить при условии завоевания господства в воздухе (тактического, оперативного) нашей авиацией.
Приведенные примеры — убедительные доказательства постоянно возрастающей роли Военно-воздушных сил в вооруженной борьбе, в обеспечении национальной безопасности страны в военной сфере.
Сегодня очевидно, что надежды человечества, связанные с окончанием “холодной войны”, не оправдываются. В мире сохранились устойчивая военная опасность, проявлением которой являются различного масштаба вооруженные конфликты (Афганистан, Таджикистан, Ближний Восток). Вооруженные конфликты и локальные войны при определенных условиях способны перерасти в крупномасштабную обычную войну. История свидетельствует о том, что мировые войны (1-я и 2-я) заранее не планировались.
НАТО идет к фактической смене всей своей военной доктрины. До 1994-1995 гг. стратегия этого блока, по крайней мере номинально, декларировалась как защита ее членов от угрозы извне, с ВОСТОКА, т. е. была как бы оборонительной. Однако за два последних года в НАТО произошел сдвиг к явно наступательному курсу — передвижение собственных передовых рубежей на Восток, на территории, в первую очередь, стран — участник бывшего Варшавского Договора. НАТО расширяется и укрепляется независимо от того, есть “советская военная угроза” или нет.
Если Черчилль в фултонской речи в 1946 году зафиксировал существование железного занавеса и начало “холодной войны”, то спустя полвека президент США Клинтон в детройтской речи (октябрь 1996 года) утвердил намерение США создать в Европе новую военно-политическую ситуацию, чреватую вторым разделом континента.
Базовым положением детройтской речи Клинтон стало заявление, что целью США является принятие в состав НАТО новых членов НАТО из числа государств Восточной и Центральной Европы к 1999 году — 50-летию образования НАТО и 10-летию разрушения Берлинской стены. Следовательно, официально заявлено, что интересы России, которая выступает против экспансии НАТО, учитываться не будут. Расширяющийся альянс представляет реальную угрозу для национальной безопасности России, хотя наши натовские партнеры и стремятся убедить нас в обратном. В чем видится эта опасность?
Во-первых, к западным границам России бует приближена морская военная группировка. Боевой состав сухопутной группировки блока будет увеличен за счет ВС Венгрии, Польши и Чехии с 48 до 62 полнокровных дивизий, т.е. прибавка может составить ни много ни мало 14 дивизий. Объединенные ВВС получат довесок по боевым самолетам на 17 процентов, по вертолетам — на 13 процентов. Усилится ПВО НАТО в Европе за счет новых членов альянса. Североатлантический союз дополнительно приобретет 285 аэродромов разных классов, в т. ч. в непосредственной близости от границ России.
К мероприятиям по оперативной и боевой подготовке ОВС НАТО все чаще привлекаются войска и штабы других стран. В ходе совместных учений в рамках программы “Партнерство ради мира” чаще всего отрабатываются не элементы миротворческих операций, а планы операций начального периода региональной обычной войны. Так было на совместном морском учении “Си бриз-97”, проведенном в северо-западной части Черного моря и на территории Крыма (25-31.8.97 г.). В начале сентября на военной базе под Ригой прошли крупные военные учения, в которых участвуют воинские подразделения 15 государств: США, Канады, Норвегии, Голландии, Латвии, Литвы, Эстонии, Финляндии, Македонии, Венгрии, Польши, Румынии, Швеции, Молдавии и Украины. Объявленная цель учений — отработка миротворческих наземных операций.
Слова высокопоставленных представителей НАТО о том, что современная инфраструктура новых членов НАТО, в т. ч. аэродромная сеть, не будет использоваться для размещения ядерного оружия, могут служить лишь утешением. Дело в том, что любой современный самолет тактической авиации может нести ядерное оружие. Для выполнения задачи по предназначению он может взлететь с аэродрома постоянного базирования (например, Рамштейн), расположенного к западу от границ государств-новых членов альянса: выполнить поставленную задачу с применением ядерного оружия и после этого, уже не имея на борту ядерных боеприпасов, произвести посадку на аэродром новой инфраструктуры НАТО под невинным предлогом — дозаправка топлива с целью полета на аэродром посадки.
В военном строительстве США и НАТО особое место отводится
ВВС, которые рассматриваются высшим государственным и военным руководством США одним из первоочередных гарантов национальной
безопасности страны.
В свете возрастающей роли ВВС в вооруженной борьбе при решении таких важнейших стратегических задач, как завоевание и удержание превосходства в воздухе и космосе, в США за последние 2-3 года на ВВС выделается 30-33% бюджета МО; в европейских странах (членах НАТО) на ВВС расходуется в среднем 26-27% военного бюджета. И это не от излишка денежных средств, а от четкого понимания объективно возрастающей роли ВВС в обычных войнах (вооруженных конфликтах). В США ведутся конкретные работы по ряду новых программ в рамках создания боевых самолетов шестого поколения. По существующим программам ВВС США должны “поднять планку” новых технологий в области обеспечения малозаметности летательных аппаратов, поставив целью создать действительно “невидимый летательный аппарат”, способный эффективно действовать в любое время суток.
По заявлению председателя Объединенного комитета начальников штабов ВС США Д. Шаликашвили технология “Стелс”, реализованная в истребители F-117 и стратегическом бомбардировщике В-2, представила Америке боевые возможности, которым нет равных в мире. Эта технология обеспечивает низкий уровень обнаружения самолетов современными и ближайшей перспективы средствами ПВО. Ее планируется применять при создании новейших авиационных систем (например, F-22), а также при разработке военно-морских судов, танков и др. военной наступательной техники.
После завершения модернизации к 2000 году в боевом составе ВВС США будет насчитываться 187 стратегических бомбардировщиков. В течение 15 лет ВВС США, имея в боевом составе самолеты В-2, F-117, F-22, сохранят монополию на самолеты-”невидимки”. Все это вместе взятое показывает роль американских ВВС в деле достижения геополитических интересов США в различных регионах мира.
Изложенное — свидетельство того, что ни в США, ни в развитых странах Запада, ни в НАТО на бли-жайшие 25-30 лет нет и в помине мысли об упразднении ВВС как вида вооруженных сил и вместо ВВС иметь, например, Войска воздушно-космической обороны. В современном мире в настоящее время и на ближайшую перспективу ВВС рассматриваются как самостоятельный, мощный и универсальный вид ВС.
Существуют качества, которые выгодно отличают ВВС от других видов вооруженных сил. Это, прежде всего, универсальность, что проявляется в их способности вести эффективные боевые действия днем и ночью в простых и сложных метеоусловиях, в различных физических сферах: на суше, на море и в воздушно-космическом пространстве, с выполнением широкого маневра по фронту и в глубину на большие расстояния в короткое время, способности наносить авиационные удары с малых, средних и больших дальностей и высот по важным наземных и морским объектам (целям) противника; применять обычное и ядерное оружие; вести воздушную разведку в интересах всех видов ВС; выполнять десантирование, перевозку войск и боевой техники, решать ряд других задач на всю глубину оперативного построения войск и в глубоком тылу противника.
Так, например, Войска ПВО не обладают такой универсальностью. Они способны успешно осуществлять раннее обнаружение целей в воздушно-космическом пространстве и поражать их с высокой эффективностью. Но войска ПВО не способны осуществлять авиационную поддержку Сухопутных войск.
Большая боевая мощь ВВС позволяет, при умелом использовании, в котроткие сроки изменить ход и исход операции. Но это можно осуществить при условии, что авиационные объединения находятся в оперативном подчинении командующих фронтов (в мирное время — командующих военных округов), а в непосредственном подчинении — Главнокомандующего ВВС.
Авиационные объединения (соединения) в современных условиях и обозримом будущем остаются единственным средством нанесения решительного поражения резервам противника в ближайшей оперативной, оперативной и стратегической глубине. Это обуславливается тем, что в современных условиях и в обозримом будущем глубина огневого поражения ракетно-артиллерийских комплексов наших войск и армейской авиации не превышает 50-70 км, максимум 100 км от линии боевого соприкосновения.
Способности ВВС по выполнению основных задач по предназначению зависят от ряда факторов. Важнейшим из них является геополитические положение ВВС России и их состояние в современных условиях геополитическое положение ВВС России в современной военно-стратегической обстановке неутешительное. Количественное соотношение военной ВВС объединенных НАТО и ВВС России на Западе, как показывают расчеты, составляет порядка 6-7:1, а количественно-качественное — 4:1 в пользу НАТО.
К моменту распада СССР в составе ВВС имелось 20 авиационных объединений. На вооружении находилось более 10000 самолетов. С развалом ВС бывшего СССР их ВВС потеряли свой прежний облик, а вновь создаваемые российские ВВС его еще полностью не приобрели.
В 1992 году — году образования Минобороны России — самолетный парк ВВС составил лишь 62% от ВВС СССР. Около 35% боевых машин, в их числе стратегические ракетоносцы Ту-160, Ту-95, оказались на территории других стран СНГ. Расчеты показали, что самолетный парк ВВС России к 2000 году может сократиться еще на 25% (отход по ресурсу). Одной из важных причин этого является распад единой авиационной промышленности. Часть ее важнейших структур в области самолетостроения, двигателестроения, приборостроения остались на территориях Украины, Узбекистана, Белоруссии и др.
Аэродромная сеть ВВС России по сравнению с той, что существовала в б. СССР, сократилась почти на 50%. Из них по крайней мере 40% аэродромов требуют капитального ремонта, реконструкции или дооборудования элементов летного поля. Командование ВВС с трудом поддерживает их в эксплуатационном состоянии.
Одним из важнейших направлений укрепления ВВС в интересах национальной безопасности России в военной сфере и повышения эффективности их оперативного применения является совершенствование ВВС как вида Вооруженных Сил России. Эта задача — неотъемлемая часть военной реформы. 16 июля 1997 г. президент РФ Б. Ельцин подписал Указ “О первоочередных мерах по реформированию Вооруженных Сил Российской Федерации и совершенствованию их структуры” Одним из главных положений Указа является положение о том, что с 1 января 1999 года Военно-воздушные силы и войска противовоздушной обороны преобразуются в вид Вооруженных Сил Российской Федерации — Военно-воздушные силы.
Этим Указом положено начало решения внешней проблемы строительства ВС России: переход от пятивидовой — самой затратной и единственной в мире — к четырехвидовой структуре: РВСН, СВ, ВВС, ВМФ. Воздушное пространство любого государства едино и по здравому смыслу в нем должен быть один хозяин, организующий все виды военных действий в нем и управляющий ими. За воздушно-космическое пространство, или обретая сферу военного действия (суша, море, воздух), сможет отвечать один вид ВС, а не так, как сегодня в России: ВПКО и ВВС. В подавляющем в большинстве стран мира ВС имеют трехвидовую структуру: СВ, ВВС, ВМС (США, Великобритания, Франция, Германия, Турция и др.).
Принцип централизованного управления авиационного объединения — основа существующей оргструктуры ВВС. Он должен остаться и фундаментом оргструктуры новых ВВС. Учитывая геополитическую ситуацию России, ее экономическое положение, рассчитывать на увеличение боевого состава ВВС — не реально на обозримую перспективу. Реальный выход, если возникает необходимость отражения агрессии и разгрома агрессора, — это выполнение маневра авиачастей из состава мирных воздушных армий на опасное стратегическое направление. А это реально осуществить в короткое время только при условиях непосредственного подчинения воздушных армий Главнокомандующему ВВС. Если обратиться к зарубежному опыту, то американское военное командование не приемлет принцип децентрализованного управления авиацией. Надо хотя бы прислушиваться к истории — истории строительства отечественных и зарубежных ВВС.
Во имя обеспечения национальной безопасности России Военно-воздушные силы, мощь которых после интеграции в них ВПВО значительно возрастет, особенно в сфере оперативного применения истребительной авиации, должны укрепляться, развиваться как самостоятельный и мощный вид ВС России. Без таких Военно-воздушных сил невозможно обеспечить национальную безопасность России в военной сфере в тех геополитических условиях, в которые поставлена Россия историей своего развития.
Владимир РОГ,
академик РАЕМ, доктор военных наук,
заслуженный деятель науки и техники России, профессор, генерал-майор авиации в отставке
1.0x